Само собой, прочитал «Пятьдесят оттенков серого». Книга на такую тему, которая превзошла по популярности Гарри Поттера - это надо видеть.
Главное чувство, которая я испытывал при чтении - это зависть. Скажем, к тому же «Гарри Поттеру» вопросов нет: замысел у книг Джоан Роулинг действительно оригинален, сюжет сложен, а персонажи тщательно проработаны; то есть, написать такую книгу непросто и успех «Гарри Поттера» закономерен. А в «50 оттенках» замысел как таковой отсутствует (в отношениях мужчины и женщины самих по себе нет ничего нового), сюжет, можно сказать, тоже; сексуальные сцены описаны довольно примитивно и поверхностно - можно писать гораздо интереснее и богаче. То есть я вполне мог бы и сам написать свои «Пятьдесят оттенков» как минимум не хуже - но даже и предположить не мог, что это было бы кому-то интересно!
Ведь подобной литературы - со слабым сюжетом и натуралистичным описанием сексуальных сцен - существует огромное количество, она составляет довольно маргинальную нишу книгоиздания. Почему «Пятьдесят оттенков» ожидала другая участь? Как так случилось, что эта книга оказалась столь успешной?
Другое ощущение от прочтения книги - что это все абсурд, что это все искусственное и ненатуральное. Возьмем, например, главного героя. Он к 28 годам построил транснациональную корпорацию, руководит ей сам - он не только акционер, но и генеральный директор. Подобный статус просто по определению означает огромную власть над множеством людей. Об этом и в книге прямо говорится:
«Я даю работу сорока тысячам человек, мисс Стил, и потому чувствую определенную ответственность - называйте это властью, если хотите. Если я вдруг сочту, что меня больше не интересует телекоммуникационный бизнес и решу его продать, то через месяц или около того двадцати тысячам человек будет нечем выплачивать кредиты за дом.»
И что же я вижу в книге? Для целеустремленного, жесткого, разносторонне одаренного человека главная радость в жизни... иметь в сексуальном рабстве девушку и стегать ее плеткой. Не просто иногда оторваться, чтобы удовлетворить какие-то низменные позывы, а именно строить это как еще одну свою параллельную жизнь. Зачем это ему, у которого есть власть гораздо большая? Зачем ему одна душа, когда от него зависят десятки тысяч? Что ему это дает? Какое удовольствие для него в том, что ему легко досталось - ведь перед ним ни одна женщина не может устоять? Как это уживается с его жизнью крупного бизнесмена, и как это сочетается с его качествами, благодаря которым он стал им? В книге ответа на это нет. Вот просто есть такой Грей, и всё! Правда, там немного говорится о том, что в юности он сам находился в положении такого раба у одной зрелой дамы, но дальше в своих разъяснениях автор не идет.
Ну ладно - повествование в книге идет от лица героини, Анастейши, и внутренний мир Грея ей может быть недоступен, поэтому наличие каких-то нестыковок и недосказанности понять, хоть и с сожалением, можно. Соответственно, в отношении Анастейши уже ожидается большее соответствие логике. И это так - ее ситуация уже достаточно заурядна; любовь к молодому, красивому и богатому человеку вопросов не вызывает. Но тут уже другая напасть: ее часть написана так, будто писал ее человек, имеющий очень плохое представление о внутреннем мире женщины.
Вот, например, сцена первого секса с Греем, она же сцена вообще первого секса в жизни Анастейши. Девушка - студентка уже не первого курса, то есть, по современным понятиям, девственница возрастная, при этом секс ее до этого особо не интересовал и какого-либо сексуального опыта у нее до этого не было. Тем не менее, никаких переживаний в связи с этим у нее нет, все происходит достаточно просто, будто это просто ее очередная страсть. А первая ее мысль, когда она видит член - «Какой большой!» - сразу вызывает вопрос: а откуда у нее такой вывод, когда ей не с чем сравнивать? Да и вообще - может быть, так действительно кто-то думает в первый раз (правда?), но выглядит в книге это очень пошло.
Но дальше еще круче: девушка делает первый в своей жизни минет, причем минет глубокий (никаких технических сложностей у нее это не вызывает(!), от которого ее любовник (причем опытнейший(!) в восторге. Если в «Какой большой!» еще можно как-то поверить, то это просто какая-то идиотская фантазия.
Тут я все-таки решил почитать об авторе «Пятидесяти оттенков», ведь в книге на такую тему не может не отразиться его личность. При чтении биографии Э.Л. Джеймс все встало на свои места. Книга была написана сорокавосьмилетней замужней женщиной - разумеется, в силу возраста она уже бесконечно далека от переживаний юной девушки. Неудивительно, что эти моменты в романе выглядят очень слабо. В то же время стало понятно, почему тема БДСМ в книге, наоборот, раскрыта богато: именно в возрасте «за сорок» многие женатые люди уходят в эту «тему», чтобы разнообразить свою приевшуюся сексуальную жизнь.
Есть в книге и хорошие моменты - например, борьба неопытной Анастейши с Греем за те или иные условия их «контракта» довольно захватывающа, а переписка героев по e-mail очень мила и забавна. Но, с учетом того, что описанные мной выше недостатки портят все впечатление от книги, да и тема БДСМ мне не близка, то читать вторую и третью части трилогии совсем не хочется.