Наткнулась в интернете на просмотр в онлайн фильма,что смотрела еще -будучи подростком- в кинотеатре. Был как раз 1988 год,фильм вешел на широкий экран.
Пожалуй самый скандальный фильм 80-х, тем не менее, значительно позже был показан по ТВ.
Картина, в которой трудно выстраивалась жесткая психологическая
канва отношений- отнюдь не классического треугольника (ученица-учительница-ученик), имеющего все приметы больного социума.
Еще в то перестроечное время,тогда он оставил глубокий след в моей душе, и вот он попался мне на глаза и захотелось вспомнить.
Получив травму,гимнастка вынуждена прекратить выступления. Однако большой спорт травмировал ее не только физически, но и нравственно. Искалеченое здоровье,искалеченая психика,искалеченая жизнь.
Когда ты молодой и здоровый и приносишь стране валюту- ты нужен и воcтребован. А как перестаешь выполнять наложеную на тебя миссию- тебя выкидывают,как ненужное- в утиль.
Почему то бытует мнение- вернее стереотип- что советское кино сплошь и рядом состоит из положительных, добрых, поучительных, слегка наивных фильмов- плюс экранизаций литературной классики.
В период перестройки появилось немало фильмов о которых сейчас забыто. Жесткая, откровенная социальная драма. Большой спорт - жестокая вещь, он не прощает слабости.Но в то же время по его законам- ничего не стоит поломать чью то жизнь. Навсегда. Бесповоротно, выбросив тебя на обочину как отработанный материал.
Таня Серебрякова (Светлана Засыпкина) прошла все это сполна, получивши травму, она была отправлена в самую обычную школу.
Оказалось, эта маленькая девочка возвышается среди неокрепших психически школьников, начиная осознанно- но скорее всего нет- ломать судьбы окружающих. Правило большого спорта гласит - главное результат! И все равно как. А если нет-то ты неудачник. А это уже приговор.
В школе- с первого же дня- начинается конфликт, не только с учениками,но и с классной руководительницей. Озлобленная и отчаявшаяся, с надорванной психикой, попав в чуждый для нее социум- она сразу же идет на обострение и силой устанавливает свое лидерство в классе.
На резонный вопрос: "почему нельзя приходить в школу в брюках" удивленная учительница отвечает: "я не знаю почему, но так надо", учит новенькую о том, как важно слиться с толпой, не быть оригинальностью. И все бы ничего, но Толпа, которую она же сама и воспитала- забудет о ней спустя полчаса, и таких моментов в фильме - ой как много!
Героиня фильма Таня Серебрякова детство провела на тренировках и соревнованиях, и оказалась не готова к обычной жизни.
Она решает жизненные проблемы грубо, жестко, без эмоций. Таня не знает за что зацепиться в новой жизни,но влюбляется в одного из однокласников- кажется снова появилась цель и пустота в душе может заполниться. Но мало того,что избранник -Панов- не видит ( или не хочет видить) ее намеки, он оказывается влюблен в классную руководительницу.
Неспособная смириться с таким положением, она вступает в борьбу с еще большим ожесточением с классной и самим Пановым.
Из за еще более усугубившейся душевной травмы, она идет напролом- ничего не разбирая на своем пути- идет прямо по "костям"- действуя жестоко и цинично.
Все ее манипуляции продуманы на несколько ходов вперед. Ловко орудуя - она заставляет с собой считаться даже мажорных отличниц.
В результате- весь класс не идет на день рождения к учительнице, а остается у Тани. Но, Панов, с гвоздиками приходит.
В темноте перегоревших- по советской традиции- пробок он признается учительнице в любви. И в результате- они оказываются в постеле, со всеми от туда вытекающими.
В последствии, разоблаченная перед классом учительница, как бы оправдывая совершонное с учеником- расскажет слезливую историю о своей неразделенной школьной любви с молодым учителем. Зачем? Зачем этот рассказ о том, как она в 8-м классе влюбилась в учителя физики, хоть до близости и не дошло, зачем? Опять- что б оправдать, что не один он такой, и я была?...
И вот Таня допускает промах-совершает роковую ошибку,как я поняла, ставит в курс интриги "Халяву". Но "Халява"- слабый, слабый не только физически,но и марально.
Стоило Панову "надавить", как он тут же и "раскалывается"! И что дальше? Девочка с изломанной судьбой, с подавленной, погубленной женственностью, идет в спорт зал и плюя на травму- выкладывается по полной! А нельзя! И не зажившая спина- дает о себе знать. Не в состоянии подняться от боли- она лежит на матах.
Одна из последних сцен, когда учительница, сама того не ведая- своими объятьями- фактически добивает героиню.
И ее последние слова настолько врезаются в душу:" отпусти,больно..." Зачем? Жалость, или чувство вины?
Ее увозит скорая, а "главный мальчик" -Панов- отталкивая учительницу, бежит следом за машиной. Концовка остается неопределенной...
Актеры сыграли великолепно, а именно Ирина Метлицкая сыгравшая учительницу, которая так и не cмогла понять ненависть Тани. У Серебряковой ведь столько реальных прототипов!
Сломанные «куколки» А сама героиня- сыграла, как бы себя!
Светлана Засыпкина
Мастер спорта по спортивной гимнастике.
Карьера гимнастки пришла за 6-летней Светланой в детский сад -- ее заметил тренер. Начались 8-часовые ежедневные тренировки. Спортивная судьба складывалась вполне удачно, но внезапно оборвалась: Засыпкина повредила спину и не смогла больше прыгать.
И в 1988 году, в 16 лет, она ушла в кино, а затем - в театр. Подробности биографии можно посмотреть тут:
ТРИ ЖИЗНИ КУКОЛКИ Спортсменки, начавшие свою карьеру в ту пору, когда еще играют в куклы, и кончившие ее к двадцати годам с кучей травм и болезней, молодые актрисы- мелькнувшие на экране в одном-двух фильмах, но так никогда и не доросшие до взрослых ролей...
Куколка фильм 1988 смотреть онлайн