Искусственный разум- драма.

Oct 08, 2011 08:42

Смотрела этот фильм раньше.
Так вот, это очень страшный фильм. Он подрывает веру в человечество. А мысль, рассмотренная в фильме, обсуждается уже давно - это вопрос об ответственности Человека, поставленный еще Экзюпери.

Дело происходит в будущем неизвестной степени отдаленности. В результате глобального потепления часть суши поглотил мировой океан. Закадровый голос сообщает нам, что после этого досадного события на земле остались только США и страны третьего мира. Как позже выяснится, еще сохранилась Швеция.
Американцы же, лишившись значительной части суши, не стали жить хуже. Скорее, наоборот - они понаделали разнообразных роботов, которые не нуждаются в подзарядке, и живут себе припеваючи.

В самом начале ученый- доктор Хобби- объявляет своим сотрудникам, что он намерен создать робота ребенка, способного любить. То есть- буквально все уже роботы умеют, все могут, но любить - нет. Каковы последствия от такого робота, доктор, разумеется, не задумывается.

Не так уж много времени уходит на то, чтобы создать чудо роботехники, значительно сложнее подобрать для него подходящую семью. Кстати, абсолютно непонятно, почему добрый доктор не решился самолично испытать свое творение.

Приемная семья тоже, разумеется, отыскивается - милейшая семейная пара, чей сын лежит в стеклянной капсуле, в холодильнике и ждет когда врачи изобретут лекарство от какой то свирепой болезни, с радостью соглашается принять механического мальчика на воспитание. То есть - это муж соглашается. Он считает, что искусственный мальчик поможет его жене Монике пережить потерю ребенка. Странная, надо сказать, идея.

Видимо, доктор Хобби хотел добиться максимальной схожести с живым ребенком, поэтому не вложил в голову своего творения практически никакой информации об окружающем мире. А может быть, в Дэвида просто забыли вставить установочный диск. Как бы там ни было, но этот мальчик, который по задумке ученых, должен вызывать у приемных родителей положительные эмоции, следит за ними с удивлением. Неотрывно. Дело в том, что любовь в Дэвиде надо включать путем ряда несложных манипуляций.

Я думала, что вместе с любовью активизируется память, или еще что - но нет. У данной модели любящих роботов объем памяти вообще небольшой, поэтому любить они могут только одного человека - активатора. Остальные человеки не вызывают в любящем роботе никаких эмоций. Если только по одному.

Неожиданно выздоравливает сын Моники Мартин. Вернувшись домой, он не приходит в восторг при виде искусственного мальчика. Но Мартин все таки пытается как то приспособить игрушку для обиходного общения. Дэвид, увы, на это не способен. В нем постоянно идет выполнение программы любви, отчего остальные процессы сильно тормозятся.

Попутно выясняется, что группа студентов программистов схалтурила, и не загрузила в Дэвида элементарных запретов - не причинять вред себе.
Но отец семейства, не склонен далее продолжать эксперимент по воспитанию любящих роботов в домашних условиях. Ребенок робот становится не нужен. И Моника, утирая слезы, везет Дэвида на фирму-изготовителя, для того, чтобы мальчика там уничтожили, путем расплющивания, или расплавливания - не помню точно. Дело в том, что Дэвида невозможно перезагрузить, похоже, его даже выключить нельзя - остается только его сломать возможно более чудовищным способом.

В пути Монике приходит светлая мысль, и она решает отпустить Дэвида на волю, в лес. Кто сказал этой женщине, что роботы хорошо себя чувствуют среди дикой природы? Как она представляла себе жизнь Дэвида среди мхов и лишайников? Неизвестно. Но она оставила своего механического воспитанника в чащобе, одарив небольшой суммой денег и плюшевым мишкой - тоже роботом.
И Моника уезжает, обливаясь слезами, А Дэвид остается, тоже обливаясь слезами. И вообще все зрители к этому моменту уже так облились слезами, что пошли сушиться.

Вопросы по сюжету, возникшие к этому моменту: Какой идиот составлял программу для Дэвида? Почему его не научили смеяться, играть и вообще вести себя хоть сколько нибудь похоже на ребенка?

Дальше Дэвид, когда был выкинут на улицу, отправляется на поиски Голубой Феи, для превращения в настоящего мальчика, из сказки про Пиноккио, что ему читала Моника.

Параллельно мы узнаем массу нового - оказывается, роботы после изготовления живут себе самостоятельно - ну, как в наше время эмигранты из стран третьего мира и гастарбайтеры.
Как то они устраиваются в этой жизни, работу находят. В общем - являются вполне жизнеспособными субъектами, хоть и искусственными.

Но роботы - наивные ребята. У них на глазах можно максимально жестоко изничтожить их собрата, не опасаясь, что остальные механические жертвы предпримут попытку сопротивления.

Роботов жалко. Глубочайшее впечатление на зрителя производит милейшая робот-няня, однорукое создание с частично уцелевшей головой. Кто с ней так поступил? Ее ли живые воспитанники или их родители?

Многое, связанное с роботами, остается непонятным. Например, отправляясь на мучительную смерть, пожилой робот с металлическим поукообразным телом просит товарищей по несчастью отключить его болевые центры. Спрашивается, какой извращенец эти самые центры роботу установил и с какой целью?

Мальчику роботу причиняют страдания все, кому не лень, а народ в будущем подобрался неленивый.
Одна душераздирающая сцена сменяется другой, не менее душераздирающей. Если бы не неунывающий Джо- робот любовник, зритель бы просто умер от сострадания несчастному механическому мальчику, Который-Любил-Маму.

Особым драматизмом отличается сцена встречи Дэвида с доктором Хобби, который наконец то объясняет своему созданию, а заодно и зрителям, для чего же он этого мальчика сконструировал. Оказывается, именно для того, чтобы научить Искусственный разум поступать иррационально, основываясь не на фактах, а на мечте.
Что, в общем, спорно - при отсутствии информации.
Дэвид принял Голубую Фею за факт, и стремился к ней, как к реально существующему объекту.

Думаете, мальчик разочаровался? Расстроился? Потерял веру в Голубую Фею? А вот нет! Дальше ждет финал, затянувшийся на две тысячи лет. По истечение которых наступает уже окончательная, жестокая слезевыжимательная концовка.

В самом конце в душе теплится слабая надежда, что вот сейчас, накануне титров, появится Джо, включит свой встроенный MP3 плеер и всем сделает хорошо - и маме Монике, и Дэвиду, и инопланетянам- похожим на обсосанные леденцы- и Голубой Фее, после чего возьмет за лапу мишку и отправится танцующей походкой в светлое будущее. Но - увы. Джо не появился.

Только сейчас я поняла, что мне мучительно напоминает сюжет - страшную сказку тов. Андерсена "Девочка со спичками".

Задумываешся, например, о том, а можно ли "включать" любовь в некоем существе, если потом ее нельзя будет выключить, и ты не знаешь, сможешь ли это существо полюбить. И можно ли таким образом компенсировать собственную потерю.

Неожиданное соображение: зачем надо было изготавливать Дэвида с таким запасом прочности, при условии, что программа любви активируется раз и навсегда, а значит, единственный объект любви умрет. Чем, по замыслу доктора Хобби, этот вечный ребенок должен был заниматься после смерти любимого родителя? На его могиле лить слезы в течение тысячелетий?

Какова же будет ответственность людей, если они создадут машину, способную чувствовать, любить как человек? Это основная проблема фильма, - именно о ней заявлено с самого начала, и именно она будет рассматриваться вплоть до финала.

Вопрос виснет в воздухе... Чтобы прозвучать уже с другой стороны - в самом начале- в словах Моники: Генри, я не могу принять это. Он... настоящий. И на этом сцена не исчерпывается, тут же дается замечательный вариант подленького ухода от проблемы (в словах Генри: ...снаружи... но внутри - мили оптоволокна...).

Моника активировает робота, и последующие метания ее между ребенком искусственным и настоящим ярко выделяют встающий перед ней вопрос о выборе между родным сыном и любимым, но приемным.
Ведь, даже приняв решение, она сама не верит в его правильность.

Вот и получается противоречие, что остатки человеческой души несет в себе не человек, а РОБОТ!

РуНет, США, кино, ТВ

Previous post Next post
Up