Театр "Студия театрального искусства"
Антон Чехов
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
мерлехлюндия в 2-х частях в сопровождении оркестра
Режиссер - Сергей Женовач
Художник - Александр Боровский
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Композитор - Григорий Гоберник
Педагог по речи - Вера Камышникова
Премьера состоялась 3 сентября 2010 года.
В основу спектакля легли записные книжки писателя, своеобразная внутренняя лаборатория писателя и драматурга, многие замыслы которого не были воплощены в сочинениях, но сохранились в его дневниках.
«Записные книжки» - единственная книга, которую Чехов писал, не думая, что он пишет книгу. И это одна из самых тихих книг, которые были когда-либо написаны. Просветы между записями - как паузы, наполненные неслышной работой мысли», - писал литературовед Зиновий Паперный.
Сергей Женовач о спектакле: «Известно, что у Чехова почти не сохранилось черновиков, потому что он использовал записные книжки как свод мотивов, из которых смогут произрасти его будущие произведения. Это и забавные фамилии, и сконцентрированные в нескольких предложениях сюжеты, образы, диалоги, парадоксальные ситуации, просто размышления о жизни, которые никак не организованы. Это мысли без начала и конца, они как будто растворяются в воздухе, они как будто ищут свой дом, пристанище, это мысли в поисках своего произведения. В записных книжках он собирал материал только для памяти, фиксировал образную суть, которая потом поможет ассоциативно вспомнить и написать целое произведение Записные книжки - это знакомый незнакомый Чехов. Наш спектакль - это попытка объясниться в любви тому, что для Антона Павловича было святая святых, что он никому не показывал».
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ СПЕКТАКЛЯ
В этот театр всегда хожу, как в гости к близким друзьям, которые тебе всегда рады. И каждая встреча дарит что-то удивительное, новое, радостное, иногда немного грустное, но всегда близкое тебе. Уходя, уносишь в сердце тепло. Мысли долго кружат вокруг сюжета, рождают новые ассоциации, размышления. Растревоженные эмоции и на следующий день не готовы улечься тихо «по полочкам», а бродят, бередят, беспокоят душу…
Спектакль трудный для восприятия. Тем, кто хочет «развлечься» он не подходит. Женовач заставляет думать, работать вместе со своими актерами, сопереживать.
Вторая часть понравилась больше по насыщенности, остроте сюжета.
Суть в том, что зритель - гость на вечеринке. Он сидит за столом и молча: наблюдает, слушает рассказы гостей. А гости озвучивают мысли Чехова. Темы разные. Есть короткие зарисовки в виде чьих-то историй. Есть маленькие сценки.
Понравился переход к антракту и продолжение действия в фойе. Подробности приводить не буду, чтобы не портить впечатление тем, кто захочет пойти. Но это интересно и необычно.
Замечательна история самого театра:
Весной 2005 года в ГИТИСе прошел фестиваль дипломных работ мастерской Сергея Женовача - «Шесть спектаклей в ожидании театра». Название фестиваля оказалось символичным. По окончании фестивальной недели прошла пресс-конференция, на которой студенты мастерской и Сергей Женовач объявили о том, что остаются вместе и продолжают играть на московских площадках дипломные спектакли мастерской. В июле 2005 года в Москве появился новый театр - «Студия театрального искусства». Сергей Женовач стал художественным руководителем театра. В труппу вошли выпускники его мастерской.
В основе репертуара «Студии театрального искусства» - малоизвестные произведения классиков мировой литературы, причем восемь из девяти спектаклей текущего репертуара поставлено по прозе.
В марте 2008 года у «Студии театрального искусства» появился свой дом на улице Станиславского. Само здание театра имеет уникальную историю. В XIX веке на этом месте находилась знаменитая на всю Россию золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, семьи, где в 1863 году родился Константин Сергеевич Алексеев, в мировом искусстве известный под фамилией Станиславский. В 1904 году Станиславский, становясь руководителем фабрики, открывает на ее территории театр, где идут спектакли для рабочих. Здание этого театра сохранилось и, отреставрированное, стало домом для «Студии театрального искусства»