От Сухиничей до Занозной
Как я уже писал в
предыдущей части, после осмотра южного обхода Сухинического узла мы направились непосредственно на широтный ход Раненбург - Смоленск. В эту поездку у нас был запланирован участок от станции Сухиничи-Узловые да станции Занозная.
Тепловоз 2М62у-0032 на подходе к бывшему разъезду Шемелинки
Пересечение с автодорогой М-3
Остановочный пункт 362км
Первый остановочный пункт, что мы посетили был 362 километр. Он располагается на расстоянии примерно километра от трассы. Рядом расположено небольшое кладбище и деревня Свечи, если ли дорога в деревню мы не знали. Поэтому решили, что самый простой способ туда попасть это дойти до остановочного пункта непосредственно по линии, от пересечения с автодорогой М-3. Остановочный пункт представляет собой просто железобетонную плиту в лесу, рядом какое-то строение, либо старый путейский домик, либо старый ПОНАБ. В створе с остановочным пунктом расположены сигнальные точки автоблокировки №6 в сторону Сухиничей и №63 в сторону Занозной. Число 63 конечно поразило, разделив пополам получается, что до ближайшей станции 32 блок-участка и столько поездов может одновременно может быть в ходу, а от Суничечей и того больше (но это конечно чисто теория). За два дня, что мы были на линии нам попались: пара грузовых, дрезина, ну и соответственно пара ежедневных пригородных поездов.
Следующий остановочный пункт, нашего маршрута имел название Светики. И располагался в непосредственной близости от переезда и деревни Фурсово. Исторически так назывался разъезд который располагался примерно в полутора километрах восточнее т.е ближе к Сухиничам-Узловым. Но так как вечерело и пора было искать место ночлега, мы решили, что историческое место разъезда посещать не будем.
Изучив карты мы решили поехать в зелёный оазис посреди поля, к востоку от деревни Фурсово. К оазису тянулась ЛЭП и шла неплохая грунтовка, а вокруг были поля засеянные кукурузой..... Оазис оказался бывшим военным объектом связи, который был не так давно заброшен, поэтому мы с удовольствием по нему походили и по-фотографировали живописные руины. На объекте и решили заночевать, благо дров вокруг было полно....
Остановочный пункт Светики
На следующее утро мы продолжили двигаться в западном направлении и первую остановку мы сделали на бывшей станции Шлипово. Рядом расположен одноименный посёлок, есть несколько магазинов, действует сельскохозяйственное предприятие. На бывшей станции имеется историческое станционное здание, частично превращенное в жилой дом. На первом этаже которого расположена релейная, кстати особенность этой линии, в том, что у проходных сигналов нет релейных шкафов, а всё оборудование вынесено на станции. Станции хотя и закрыты, но оборудование всё равно размещено в этих зданиях. Также рядом расположена водонапорная башня, ранее на станции было скорее всего три пути и тупик .
Станция Шлипово
Чтобы добраться до очередного остановочного пункта 378 километр, у нас ушел не один час. Сначала мы искали дорогу, потом долго ехали по грейдеру, а уже затем шли по полу-заброшенной деревне Матчино. В двух километровой карте остановочный пункт называется 380 километр и расположен западнее деревни. В реальности остановка называется 378 километр и располагается напротив деревни Матчино. Ввиду ограниченности времени поиск бывшей остановки 380 километр решили не производить.
Остановочный пункт 378км
Далее мы попытались проехать к остановочному пункту Матчино с южной стороны, но немного поколесив по полевым дорогам решили вернуться в Шлипово и поехать на разгадку платформы Матчино с севера. В результате изучения разных топографических карт мы поняли, что существовал разъезд Матчино и остановочный пункт Матчино и находятся они не очень близко друг к другу.
Северная дорога через Шлипово и деревню Ресса привела нас к малодеятельному переезду, к югу от него было несколько умирающих деревень и условная дорога к 378 километру которую мы так и не нашли. Оставив машину у переезда, мы пошли на восток на бывший разъезд Матчино. До разъезда было примерно 2,5 километра, а существующая остановка платформа Матчино была практически рядом с дорогой, но и этой платформой почти никто и не пользовался не было ни тропинок, ни следов. Сам разъезд находится в глухом лесу, вокруг ни души. Есть здание поста централизации, внутри релейная под сигнализацией. Остатки островной платформы, скорее всего разъезд был трёхпутный, на некоторых топографических картах от разъезда показана линия в сторону поселка Ресса. От этой линии осталась только насыпь, пока ходили туда-сюда стало вечереть и надо было опять искать место для ночлега, так закончился еще один день экспедиции по железнодорожной магистрали Раненбург-Смоленск.
Остановочный пункт Матчино (387 километр)
Бывший входной сигнал разъезда Матчино со стороны Занозной
Разъезд Матчино
Следующей станцией на запад, была бывшая станция Дабужа. Дабужа имеет станционное здание из силикатного кирпича, историческое здание скорее всего утрачено. Около вокзала стояла путейская летучка, поэтому мы решили здесь долго не задерживаться и двигаться дальше.
К следующему остановочному пункту 398 километр, дорогу мы не обнаружили. Согласно расписанию движения пригородный поезд там имеет остановку, а это значит, что платформа должна по идее быть, ну может в следующий раз заедем и дойдём. Далее мы заехали к бывшему разъезду Сутоки, на бывшем разъезде только островная пассажирская платформа и больше ничего. По видимому на разъезде было три пути.
Станция Дабужа
Разъезд Сутоки
Следующая станция по нашему маршруту была Барятинская, которая находится в райцентре Барятино. Станция действующая: есть дежурный, четыре полноценных пути и один тупик, также есть следы снятых путей. Но, никакой погрузки и разгрузки скорее всего не ведется. Немного погуляли по станции и поехали дальше. Перед станцией Занозная нам оставалось посетить лишь один закрытый разъезд Шемелинки.
Станция Барятинская
Изучив спутниковые и бумажные карты, мы выяснили, что до бывшего разъезда Шемелинки можно добраться так: от деревни Шемеленки в сторону железки идёт полевая дорога на кладбище, от неё есть небольшой отворот к бывшей казарме непосредственно у путей, а до разъезда ещё на запад около километра. Согласно расписанию поездов на бывшем разъезде предусмотрена остановка по требованию, но никакой остановочной платформы и следов пассажиров мы не обнаружили. Историческое место разъезда было найдено по уширению земляного полотна и остаткам старой песчаной платформы. Никаких строений или остатков строений мы не нашли .
Разъезд Шемелинка
Станция Занозная представляет собой просто перекрёсток двух дорог в лесу. Путь прямо это широтный ход Раненбург-Смоленск и его буквой S пересекает линия Брянск-Вязьма. Станция имеет всего три пути и маленький улавливающий тупичок. Хотя конечно исторически путей было больше. Ввиду ограниченности во времени к вокзалу решили не подъезжать, а оставить на следующий раз. Поехали сразу к месту пересечения двух дорог, благо туда есть хороший подъезд. Благодаря такому решению как раз когда мы подъехали к путепроводу, послышался звук прибывающего поезда и нам навстречу показался тепловоз 2М62-0046 переоборудованный для работы в одну секцию. Сфотографировав его мы поспешили в Москву, пообещав обязательно ещё вернуться на эту легендарную линию.
Станция Занозная
Пересечение двух дорог у станции Занозная