Пешком по шпалам: от Будогощи до Тихвина
В начале июня 2018 года мне наконец удалось выбраться в поход, по малодеятельной железнодорожной линии Будогощь-Тихвин. Кампанию в этом мероприятии мне составили: Константин Гусаров и его питерский друг Николай Воробьёв. За несколько выходных дней в 2001 и 2002 годах они
прошли разобранные участки железной дороги Веймарн-Чудово-Будогощь, а действующий участок этой нереализованной магистрали был оставлен на потом.
Наше путешествие началось в городе Тихвин, откуда и отправляется, единственный раз в неделю пригородный поезд до станции Будогощь. План похода был таков: обкатка пригородного поездка от Тихвина до Будогощи, небольшой перекус в посёлке, далее выход на маршрут. На переход примерно в 70 километров, обратно до Тихвина, у нас было запланировано три с половиной дня. Далее выезд по домам, Николай в Питер, а мы соответственно в Москву.
Примерно за полчаса до отправления поезда, на вокзале стал собираться народ. Люди здоровались, разговаривали друг с другом, все знали друг друга, если не по имени, то в лицо точно, стало ясно будет аншлаг дачников и пустым вагон не пойдет...... Народа действительно набралось достаточно много, но уже после первой остановки люди стали активно выходить и после разъезда №4 в вагоне осталось всего несколько человек. Нас трое, некий железнодорожный путешественник который потом собирался на обкатку линии Неболчи-Окуловка, локомотивная бригада которая ехала в Хвойную, две проводницы и пара человек в спецовках РЖД.
Поезд в принципе идёт достаточно резво и приходит путь в 75 километров за два с половиной часа, имеет на своём пути 12 остановочных пунктов, правда на половине которых никто и никогда не выходит. Как мне показалось максимальная скорость была ограничена 40 километрами в час, ну а минимальная около 5 километров по аварийным деревянным мостам.
Меня всегда интересовал вопрос, если поезд ходит раз в неделю и больше ничего нет вообще. Вот идёт поезд, а тут бац и дерево на путях лежит и не одно, что делают? Выдают машинисту пилу и пусть пилит или вызывают путейцев пробивать путь? Ответ оказался другой: везут с собой сотрудника службы пути и при необходимости он пробивает дорогу поезду....., так и вышло на этот раз, на пути возник завал, поезд остановился, вышел мужик с бензопилой и стал пробивать дорогу поезду....
Дерево на путях
Станция Будогощь
Станция Будогощь в принципе ничем не примечательна, лишь конец Питерской пригородной зоны, конец электрификации и конец обжитым местам. Далее в сторону Хвойной царство тепловозов, сейчас по этой линии достаточно активное грузовое движение, а лет 15 назад почти ничего не ходило. Ну, а по направлению Тихвина, как я уже писал выше один пригородный поезд в неделю и вообще никакого другого движения нет, а ведь раньше существовали разъезды от №1 до № 5 и наверняка не ради 2-3 поездов в сутки.
Ранее мне доводилось бывать в Будогощи. Летом далёкого 2004 года мы с Всеволодом и Константином, за несколько дней, проехали по огромному кольцу на пригородных поездах: Чудово-Кириши; Кириши-Будогощь; Будогощь-Тихвин; Тихвин-Пикалёво; Подпорожье-Кабожа-Хвойная; Хвойная-Неболчи; Неболчи-Окуловка; Окуловка-Бологое; Бологое-Тверь; Тверь-Москва. Сейчас по некоторым участкам этого условного кольца пригородного движения уже нет совсем. Ниже несколько фотографий и скриншоты с видеозаписи поездки 2004 года.
Станция Будогощь; лето 2004г
Отсчёт километража идет от станции Будогощь в сторону Тихвина, первый километровый знак, увиденный нами в пределах станции, был 21 километр. Как я уже писал выше участок Будогощь-Тихвин является звеном не достроенной железной дороги Веймарн-Чудово-Будогощь-Тихвин, согласно атласу железных дорог 1943 года станция Будогощь находится на 220 километре от станции Веймарн. Полностью линия не была построена, а построенные участки после войны были разобраны и соответственно 200 километров были отброшены.
Атлас железных дорог 1943г; фрагмент страницы Северная железная дорога
А откуда взялась Сортавальская дистанция инфраструктуры в Будогощи? По этому вопросу у меня возникли свои догадки, возможно деревянная дорога портит некие показатели бальности пути или ещё чего, вот и числится за Сортавалой ну бог его знает. Дорога конечно по своему уникальна, почти на каждом километре пути встречаются деревянные мосты, есть совсем маленькие как трубы, есть побольше на гнилых деревянных сваях, есть мосты из старых пролётов уложенных на клеть из шпал, в общем множество вариантов и версий. Есть несколько небольших мостов построенных на обходах, видно как прямая трасса изгибается сначала в одну и потом в другую сторону, в одном месте нам удалось найти недостроенный мост на неосуществленном спрямлении. Почти на всей линии в пути лежат рельсы Р50 начала 70-х годов, есть несколько участков с рельсами Р65 в основном на S-образных кривых и в кривых перед мостами, более лёгких рельсов к сожалению найти не удалось.
Станция Будогощь; входные сигналы со стороны Хвойной и Тихвина
Предупредительный сигнал станции Будогощь со стороны Тихвина
Еще буквально несколько лет назад станция Будогощь начиналась чуть ближе к Хвойной, на месте сегодняшних входных светофоров располагались маршрутные сигналы станции. Это было связано с тем, что когда-то была соединительная ветвь, позволяющая организовать движение поездов из Хвойной на Тихвин без смены направления по станции Будогощь. Также на одной из сторон получившегося треугольника станции Будогощь располагалась стоянка для поездов БЖРК.
В настоящее время насыпь ветви практически заросла деревьями и кустарником и нам с трудом удалось найти место соединения насыпей. Но при более детальном осмотре на местности нами был обнаружен валяющийся выходной светофор со станции Будогощь на Тихвин и через несколько сотен метров привод входного семафора, соответственно это место и является местом стрелочного поста по ветви в сторону Хвойной.
Пригородный поезд Хвойная-Будогощь, лето 2004г
Тупик с канавой для осмотра поездов БЖРК
Как я писал выше на линии от Будогощи до Тихвина очень много временных мостов, но есть и два больших, капитальных моста. Один через реку Пчевжа, который располагается сразу за предупредительным светофором станции Будогощь. Пчевжа течет в достаточно глубокой долине и линия на подходах к мосту проложена по высокой насыпи. Чуть выше по течению реки ранее располагалась малая ГЭС, соответственно и небольшое водохранилище, сейчас всё это разрушено и от ГЭС остались только руины. Сразу после моста переезд и примерно через пару сотен метров остановочный пункт 22 километр, здесь и заканчивается Будогощь. Ну а второй большой мост расположен ближе к Тихвину и перекинут через реку Сясь.
Мост через реку Пчевжа
Остановочный пункт 22 километр
Временный мост, построенный на обходе
Через несколько километров после Будогощи линию пересекает большой трубопровод, трасса его расчищена, есть следы переезда техники через железнодорожный путь. Возможно идёт его реконструкцию или строится дополнительная нитка. По крайней мере в непосредственной близости от пути располагались бытовки рабочих.
Место бывшего разъезда №1 сходу найти не удалось, согласно атласу он располагался на 228 (28)км от Будогощи, но об этом мы уже узнали позже.....
Первым остановочным пунктом в лесу был 36 километр, здесь мы сделали привал. Согласно топокарте здесь ранее располагались казарма и чуть глубже в лес лесничество. Никакого жилья в непосредственной близости нет. Время неумолимо шло к вечеру и нам уже стоило задуматься о съемке возвращающегося назад поезда в Тихвин. Мы шли вперед и время шло, пришлось снимать поезд прямо с пути и ещё против солнца....На ночлег мы решили остановиться у временного моста через речку Смирник на подходах к бывшему разъезду №2.
Остановочный пункт 36 километр
Река Смирник
Разъезд №2
От бывшего разъезда №2 практически ничего не осталось, нами были найдены фрагменты стрелочных постов и по ним примерно определена длина станционных путей, которая составляет 700 метров. От шпал второго пути ничего не осталось, либо они полностью сгнили, либо были убраны при демонтаже разъезда. Все строения не так давно были сожжены, сборщиками металла. Сюда скорее всего можно добраться через лес по старой дороге со стороны деревни Крапивно. Есть следы трактора или полноприводного грузовика, на пепелищах домов сложены груды металлолома. Не осталось найти и семафоров стоявших ещё в 2004 году.
Контррельс 1930г
До бывшего разъезда №3 линия проходит по краю огромного Пожупинского болота. Из болота вытекают несколько маленьких речек и ручейков, через которые перекинуты маленькие и средние мостики. Ранее вдоль линии шла ЛЭП продольного электроснабжения, сейчас она полностью демонтирована, сохранилось лишь несколько опор на сильно заболоченных участках. Ещё в далёком 2004 году на разъезде №3 рядом с недействующими светофорами стояли семафоры, сейчас семафоры демонтированы, а светофоры пока остались.
Разъезд №3; скриншот видеозаписи 2004г
Разные эпохи СЦБ на подходе к разъезду №3
Разъезд №3
На разъезде №3 обитаемых жилых домов также обнаружено не было. В пределах разъезда сохранился единственный дом, правая часть которого и была станцией это мы определили по релейному шкафу и огромному количеству отверстий в стене для проводов заходящих в помещение. Вторая часть здания ранее была жилой, а в Тихвинской горловине разъезда сохранился большой путейский сарай, в принципе пригодный для ночлега.
Костя у моста через реку Порословка
Река Ситомля
Жилая казарма на остановочном пункте 59 километр
Следующим остановочным пунктом был 59 километр, здесь располагается большая казарма на три семьи. В топографической карте обозначено как населённый пункт Остров. Казарма жилая, живёт одна семья, есть огород, теплица, колодец с питьевой водой. К нам вышел мужчина средних лет, сказал что туристы не частые гости, хотя и бывают разные залётные. То зимой на мотоциклах по путям поедут, то копатели в лес идут, в общем ходят здесь разные.
Река Медведок
Остановочный пункт 63 километр
На остановочном пункте 63 километр мы остановились на небольшой привал, устроили перекус, перевели дух. Ранее в непосредственной близости от платформы располагался посёлок лесорубов Медведок, в топографических картах уже обозначен как не жилой. Также здесь был перегруз пиломатериала с узкой колеи на широкую. Скорее всего на перегоне была просто не обслуживаемая стрелка, ни какого персонала или блок поста просто не было. Также мы попытались найти фрагменты узкоколейки и место её примыкания, к сожалению лес был сильно затоплен и насыпь нам найти не удалось. Хотя конечно некие металло и бетонные конструкции нам попались. Но с уверенностью сказать, что это узкоколейное нельзя.
На ночлег мы решили остановиться у последнего моста перед разъездом №4. Эта была самая железнодорожная ночевка в моей жизни. Наши палатки стояли непосредственно близко к пути, можно было засыпать и просыпаться с думами о поездах и попутно наслаждаться запахом креозота от свежих мостовых брусьев уложенных на мосту. Примерно так мы ночевали на 503 стройке, но там давно железная дорога не действует и еще один раз ночевали на узкоколейке в Ефимовском, но там расстояние до путей всё же было больше.
Наш палаточный лагерь у моста через реку Хвошня
Выходной сигнал с разъезда №4 в сторону Будогощи
Утром мы продолжили наше железнодорожное путешествие в сторону Тихвина. Можно с большущей уверенностью сказать, что разъезд №4 сохранился гораздо лучше других, возможно он был закрыт и самым последним. На нём сохранилось: частично входные и выходные светофоры, изолирующие стыки рельсовых станционных путей и участков приближения. Хорошо читаются горловины разъезда, частично сохранились шпалы от второго разобранного пути. На разъезде много строений, есть заброшенные, есть обжитые и закрытые на ключ. Также к разъезду подходит тропа от деревни Остров, куда можно добраться исключительно на поезде или на серьёзном внедорожнике по грязной дороге из деревни Клинец. Но тем не менее, никого мы не встретили и немного погуляв среди строений и не найдя здание бывшей станции мы отправились дальше в сторону остановочного пункта Клинцы.
Разъезд №4
Разъезд №4 стрелочная горловина в сторону Тихвина
Остановочный пункт Клинцы
Железнодорожная платформа расположена на самом краю деревни Клинец. Деревня достаточно большая и расположена по обоим берегам реки Клинёнки. До деревни от Тихвина возможно добраться по автодороге, но никакой общественный транспорт, кроме единственного поезда один раз в неделю сюда не ходит. Сразу за остановочным пунктом мост через реку, а ещё через несколько сот метров расположен небольшой путевой дом.
Мост через реку Клинёнка
Остановочный пункт 83 километр, расположен в непосредственной близости от моста через реку Сясь. Этим остановочным пунктом пользуются жители садовых участков расположенных по обоим сторонам железной дороги. В районе платформы имеется и железнодорожный переезд, на лесной дороге ведущей к населённому пункту Шибенец.
Как я уже писал выше, мост через Сясь построен капитальный. В русле реки видны старые деревянные ряжевые опоры временного моста. Возможно одна из опор моста была разрушена во время войны, так как одна опора изготовлена из камня, а другая заливалась бетоном. Воспользовавшись полным отсутствием людей мы поднялись на пролетное строение моста и сделали фотографии путей и реки, так сказать с высоты птичьего полёта. На Тихвинском берегу реки мы и решили остановиться на ночевку.
Мост через реку Сясь
Жилая казарма
Можно сказать, что в районе остановочного пункта 83 километр и заканчивается условная тайга. Вдоль пути появляются небольшие тропки, люди ходят в лес кто по ягоды, кто по грибы, кто собирает металл. С гнилых шпал снято очень много подкладок и костылей. Чуть далее по левой стороне опять жилая казарма. Через несколько километров линию пересекает большая и возможно новая ЛЭП, на старых топографических картах не обозначенная. Тропа вдоль пути всё лучше и лучше на ней появляются следы движения мотоциклов и велосипедов, а это уже говорит о близости большого населённого пункта.
Место разъезда №5 определяется число условно по сильному уширению насыпи возможно для трёх путей. По оси второго пути проложена грунтовая автодорога уходящая в лес. Ничего из остатков инфраструктуры разъезда нам не попалось. В районе разъезда опять жилая казарма, а чуть дальше переезд через автодорогу Будогощь-Тихвин.
Бывший разъезд №5
В районе 90 километра нами обнаружен интересный отросток насыпи, которая отходит влево в сторону Волховстроя, возможно задел для планируемой ветви. Этот отросток насыпи достаточно быстро заканчивается старыми деревянными конструкциями у не большого оврага, в который она и упирается. Возможно это как-то связано с экипировкой паровозов водой во время войны.
Далее линия проходит по окраинам города Тихвин и выходит к очередному переезду у которого и расположен очередной остановочный пункт 93 километр. После платформы линия делает последний правый поворот и после не большого мостика примыкает к основному ходу из Санкт-Петербурга.
Предупредительный сигнал станции Тихвин
Остановочный пункт 93 километр
Входные сигналы станции Тихвин
ЧС2т-998 у входного станции Тихвин
Вокзал станции Тихвин
Так закончился мой очередной пеший поход по малодеятельной деревянной дороге. С каждым годом дорог где можно и хочется гулять по шпалам всё меньше, а дорог на которые хотелось бы возвращаться почти вообще не осталось. Есть задумка пройти по линии Окуловка-Неболчи, но когда это может состояться и с кем вообще не ясно.