По узкоколейке на телебашню

Jan 15, 2017 20:26

Автостопом на телебашню



Ещё в середине лета 2016 года мне стало известно, о возможном скором демонтаже уникального заброшенного объекта. Это построенная и не введенная в эксплуатацию телевизионная башня эфирного вещания в Костромской области, высотой 350 метров. По сути сейчас башня является самым высоким заброшенным объектом в России, привлекает множество туристов и является своеобразной достопримечательностью Галичского района Костромской области.



После длительных раздумий и некоторого изучения обстановки, в начале сентября мне удалось собраться в поездку. Совместно со мной поехал мой хороший друг Сергей, с которым мы отлично съездили летом в Мурманскую область. Подъём на телебашню было решено совместить с небольшой прогулкой по узкоколейке Бельниковского торфопредприятия, которая располагается у станции Номжа на линии Буй-Шарья.



Станция Номжа

Ранним утром станция Номжа нас встретила своей пустынность, кроме нас из пяти вагонов поезда Москва-Шарья вышел один мужчина, который прошел несколько сот метров вдоль пути и растворился в густой зелени, свернув на одну из тропинок к посёлку. Мы же пошли по ширококолейному пути в сторону узкоколейки, перегруз торфа и сама узкоколейная станция встретила нас абсолютной пустынностью и безлюдием, как-же хорошо и приятно видеть маленькие вагоны, накатанные рельсы, чувствовать запах свежего торфа.




Торфоперегрузочный комплекс

Первый раз я посетил эту узкоколейку ещё в 2009 году во время поездки на автомобиле из Галича в Шарью на обкатку самолёта АН-2, который в те годы ещё летал по маршруту Кострома-Боговарово и делал промежуточную посадку в Шарье, тогда мы ограничились обедом на главной станции дороги и прогулкой до перегруза.
В 2009 году, ещё оставались узкоколейки не так далеко от Москвы, а сейчас их уже практически нет, вот осенью 2015 года мы потеряли Васильевский Мох, летом 2016 года была разобрана узкоколейка Макеихо-Зыбинского торфопредприятия в посёлке Октябрь и теперь каждый выезд на узкоколейку уже настоящая экспедиция. Поэтому было решено пройти пешком по самому длинному из усов и насладиться красотой и романтикой железной дороги.



Линия в посёлок



Река Пеза

В посёлок и депо в этот раз решили не ходить, надеюсь обязательно ещё вернуться и изучить поселковые линии и оставшиеся усы на полях. Судя по спутниковым снимкам всего на УЖД три линии, один ус идет строго на север и через 3-4 километра заканчивается на поле, другой идёт на серо-запад несколько километров, имеет два небольших моста через реку Пезу и Нозьму, а потом ещё раз разветвляется. Вот по нему мы и решили пойти в свой поход.
После второго моста через Нозьму мы сделали привал на перекус, на высоком берегу реки поросшем редкими берёзами, попили кофе с бутербродами, полежали на солнышке и тронулись дальше в путь. Здесь перед вторым мостом располагается давно не эксплуатируемый разъезд, за поворотом нам повстречалась стрелка, мы опять свернули на запад и пошли дальше по усу.



Река Нозьма





На узкоколейке в Номже тоже случаются аварии и сходы, сначала нам встретилось три вагона перевёртыша с торфом, потом ещё один и через несколько километров ещё один. Я поэтому поводу пошутил так: Идёт поезд с превышением скорости то один вагон потерял в кривой , потом ещё один в другой, потом три на прямой, до перегруза тепловоз дошел и что-то привез; Печальное конечно зрелище, такие сходы приносят огромные убытки и потери, сводятся на нет все преимущества железной дороги и в конечном итоге наступает её уничтожение.
Мы прошли свежеразобранный правый ус, затем ещё один на котором стоял рабочий путеукладочный кран, основная линия свернула немного влево, на ней находится длинный действующий разъезд. В конце разъезда на высоком холме мы увидели несколько строений, мы подумали, что и есть полевая база. При приближении к зданиям мы обнаружили их заброшенность, действующая полевая база находится где-то в другом месте. Сразу за заброшенной базой мы увидели вагон-столовую стоящую на отдельном участке пути, в вагоне находится небольшой склад запасных частей к торфодобывающей или уборочной технике, а линия краем поля идёт дальше, делая красивые S-образные повороты.









Через некоторое время мы вышли к каравану торфа откуда в настоящее время и ведётся отгрузка, возле каравана стоял кран погрузчик на гусеничном ходу и несколько вагонов ждущих погрузку. Далее железной дороги ещё не было, но площадка под путь была выровнена и с большой уверенностью можно сказать, что линия будет продолжена к другим караванам торфа, которые виднелись вдали у леса. Сфотографировав окрестности и последние метры пути, мы пошли краем поля в поисках просёлочной дороги в сторону деревни Крусаново. Через два, три километра нам попалась небольшая тропинка, которая потом переросла в полевую дорогу, а та в свою очередь и вывела нас к бывшей деревне Васюково и затем уже в Крусаново.









Маршрут похода по узкоколейке

Мы вышли на трассу ранее запланированного времени и до автобуса который мог нас доставить к подножию телебашни была ещё пара часов, поэтому мы решили поехать туда автостопом и по возможности попробовать подняться уже сегодня. Буквально через несколько минут нам удалось поймать машину и женщина водитель, на скорости около 120 километров в час нас уже мчит по раздолбанной трассе на Галич. По телебашню она конечно знает, это местная достопримечательность и уже через 40 минут мы оказываемся на заветной тропинке.





Про вышку особо писать не буду, объект очень популярный, за время подъёма и спуска мы встретили 20 человек. Ближайший населённый пункт к вышке, это деревня Ушково. Объект располагается в заболоченной местности, поэтому место для ночлега рядом найти не очень просто, мы были с рюкзаками и первое, что мы сделали это спрятали в деревьях свои большие рюкзаки, а взяли с собой маленькие с перекусом и водой. Нижние несколько пролётов металлической лестницы срезаны, взамен люди сконструировали свои деревянные и примотали ступени скотчем, для страховки натянут автомобильный трос, первые метры лезть не очень приятно, затем всё приходит в норму. Вид сверху очень впечатляет, кругом везде Костромская тайга, виден Галич, озеро, небольшие деревеньки практически не различимы и сливаются с лесом, 350 метров однако и это не шутка.







Несколько минут на отдых и в обратный путь







Лестница на шпиль



Заветная высота 350 метров





Автор журнала





PS. Вышка пока стоит, но в начале 2017 года её скорее всего снесут, объявлен тендер на демонтаж и утилизацию объекта.

Костромская область, заброшенное, Номжа, ужд, походное, узкоколейка, Галич

Previous post Next post
Up