Nov 18, 2024 21:33
«Я слышал, как играют западные оркестры - прекрасный качественный звук, комфортно, но нет конфликта, страданий, глубины.
Не от того, что их не чувствует дирижер или музыканты. Мне кажется, у них нет этого в генах. Это страны непуганых людей: они столетиями живут, не зная, что такое война, разруха и что такое любить человека.
Настоящее искусство - это такое, которое было в блокадном Ленинграде, где люди ходили на филармонические концерты, через боль, голод, потери близких. Они видели в музыке избавление от страданий, как в религии.
В девяностые годы, когда была разруха, люди тоже приходили на концерты классической музыки, как на религиозное действо».
*********
Вскоре по приезде в США, примерно в середине 1900-х гг., я подписался на журнал клуба классической музыки, который ежемесячно присылал пару компакт-дисков и сам журнал. Подписался, а потом отписался. Они прислали стандартное письмо, в котором интересовались причиной отписки. Я не ответил: не писать же им, что их отношение к музыке было как к пирожным. Они бы просто не поняли, о чём речь.