еврейский смех

Feb 15, 2004 15:23



к психологическому портрету Райкина, Жванецкого
и др. еврейских и околоеврейских “сатириков”

Листаю книжку Теодора Рейка “Jewish Wit” (“Еврейское острословие”, “Еврейские остроты”), NY, 1962.  Рейк - видный психоаналитик, один из первых учеников Фрейда и наиболее преданных его последователей.

Один из разделов книги озаглавлен “Психология и ( Read more... )

Leave a comment

oboguev February 16 2004, 18:46:32 UTC
Советскую власть Аверченко не высмеивал, он ее ненавидел -- убийцу миллионов русских людей и России. Равно как и ее лизоблюдов: ненавидел или (если ненависти они не заслуживали) презирал.

При этом юмор у него добрый (даже в контексте революционного времени -- ср. напр. рассказ про рабочего, устроившего революцию), и за этим юмором -- кровная любовь к русскому народу и русской жизни (см. "по зеленой траве ходят красные хамы" и далее). Злой насмешки над русскими и их жизнью, патологизации их образа -- у Аверченко нет.

Ср. с райкинским глумливым кривлянием (хотя, справедливости ради, и не достигшим в тотальности глумления более поздних эпигонов, но "составившим основание школы" и "давшим образец"; Жванецкий-Хазанов-Задорнов -- это естественное и логичное развитие ветки Ильф-Райкин, развитие традиции еврейского юмора, совершенно чуждого и инородного русской традиции, связанной в литературе с именами Тэффи и Аверченко).

"Народным" артистом Райкин был в том же смысле, что и советская власть была "народной", т.е. поставившей народ на колени и заставившей пипл хавать, что дают, да еще это и "любить".

Reply


Leave a comment

Up