к психологическому портрету Райкина, Жванецкого
и др. еврейских и околоеврейских “сатириков”
Листаю книжку Теодора Рейка “Jewish Wit” (“Еврейское острословие”, “Еврейские
остроты”), NY, 1962. Рейк - видный психоаналитик, один из первых учеников Фрейда
и наиболее преданных его последователей.
Один из разделов книги озаглавлен “Психология и
(
Read more... )
При этом юмор у него добрый (даже в контексте революционного времени -- ср. напр. рассказ про рабочего, устроившего революцию), и за этим юмором -- кровная любовь к русскому народу и русской жизни (см. "по зеленой траве ходят красные хамы" и далее). Злой насмешки над русскими и их жизнью, патологизации их образа -- у Аверченко нет.
Ср. с райкинским глумливым кривлянием (хотя, справедливости ради, и не достигшим в тотальности глумления более поздних эпигонов, но "составившим основание школы" и "давшим образец"; Жванецкий-Хазанов-Задорнов -- это естественное и логичное развитие ветки Ильф-Райкин, развитие традиции еврейского юмора, совершенно чуждого и инородного русской традиции, связанной в литературе с именами Тэффи и Аверченко).
"Народным" артистом Райкин был в том же смысле, что и советская власть была "народной", т.е. поставившей народ на колени и заставившей пипл хавать, что дают, да еще это и "любить".
Reply
Leave a comment