(Untitled)

Jan 27, 2013 07:50

Две записи подряд.
Сумленный ("кто о чём"):

Про геев и памятьСегодня в Берлине в рамках дня памяти жертв Холокоста немецкие политики возлагали венки к мемориалу геям и лесбиянкам, убитым нацистами. Среди возложивших - все фракции бундестага, включая, разумеется, фракцию христианских демократов ( Read more... )

Leave a comment

oboguev January 27 2013, 22:53:44 UTC
Несомненно, такая точка зрения существует, и более того: оказывается очень удобной в некоторых амнестических целях.
Например, в ее рамках
Развязывание же самой войны и ответственность за ее ход находится по большей части на периферии немецкого сознания.

война не рассматривается в качестве важного события в истории российско-германских отношений. На первый план выходит тема войны применительно к евреям, но... не по отношению к России.

если Вы посмотрите, как люди характеризуют нацизм, то увидите, что прежде всего это связывается в головах людей с геноцидом евреев. Очень мало тех, кто связывает этот режим с преступлениями против других народов и ответственностью за развязывание Второй мировой войны и нападением Германии на СССР. Лишь в некоторых случаях это дополняется политикой уничтожения сумасшедших или цыган. А когда речь заходит об уничтожении военнопленных советской армии, то сразу задают вопрос [...]

А политика нацизма по отношению к гражданскому населению?! Например, блокада Ленинграда - мало известно об этом. Нельзя сказать, что это полностью замалчивается, но это не закреплено в нашем сознании. Эти факты находятся на втором или третьем месте.

Разве ж не удобно?

Вообще же, представления и мнения -- формируемая вещь. Например, можно упоминать о том, что Гитлер желал сделать с Ленинградом и как осуществлялась блокада, а можно разместить это под завесой умолчания. Можно говорить о планировании восточной политики в Рейхе, а можно опять-таки разместить это под завесой умолчания.

Немцы выбрали последний путь, далее см. предыдущий комментарий.

С другой стороны, точка зрения, что многомиллионные "стандартные жертвы мирного населения в войне" не заслуживают упоминания, имеет большое перспективное развитие. Например, сюда попадают жертвы коллективизации и голодомора, т.к. целеноправленными они в подавляющей доле конечно не были, а являлись collateral damage социальной политики. Уж не знаю, вызовет ли в Украйне большое понимание, если из российских учебников и вообще информационной среды исключить упоминания о Голодоморе, заменив его сталинским преследованием гомосексуалистов, провозгласив оное главнейшим из сталинских злодеяний, затмевающее остальные настолько, что они не заслуживают упоминания. Боюсь, некоторые могут счесть это за особый цинизм.

Reply

starshoj January 27 2013, 23:28:47 UTC
В головах людей, с которыми я общаюсь, нацизм связывается в первую очередь с крайним проявлением национализма. Что касается его ответственности за развязывание войны, то тут всё сложнее, т.к. большинство войн в истории человечества развязывались совсем не нацистами.

Reply

oboguev January 28 2013, 21:35:08 UTC
С чем бы его ни связывать (некоторые например не преминут указать, что национал-социализм был калькой с иудаизма), налицо, что в головах людей, устройство сознания которых вы излагаете, существует деление на "жертвы первого сорта" и жертвы даже не второго, а вообще отбросного сорта. Некоторые также укажут, что такое деление как раз и ассоциировано с этическими основаниями нацизма.

Reply

starshoj January 29 2013, 01:36:42 UTC
Я думаю, что мне несколько понятнее устройство мозгов людей, с которыми я общаясь, чем Вам. Смею Вас уверить, что они жеертвы сортируют не по росту, а по причине. Люди, про которых Вы думаете, к нам в дом не вхожи.

Reply

oboguev January 29 2013, 01:55:04 UTC
Тут нужно разделять два различных предмета: как человек действительно сортирует людей (что при некотором внимании доступно внешнему наблюдению и не зависит от его субъективного мнения о том, как он сортирует) и то, в какие одежды он для себя и окружающих одевает свою сортировку через посредство различных блокировок рефлексий, unconscious reasoning и других механизмов self-deception.

Reply

starshoj January 29 2013, 02:35:23 UTC
Продолжая нахально утверждать, что я про своих друзей понимаю больше чем Вы про них пнимаете.

Reply

oboguev March 1 2013, 23:05:58 UTC
Я опираюсь на сведения о ваших друзьях, которые вы сами сообщаете.
Разница лишь в том, что вы на своих друзей смотрите через романтический любовный флер, а я -- спокойным непредвзятым взглядом; отсюда и разница в bias.
Ну да бог с ними, с вашими друзьями, готов принять ваши уверения, что они подряд необычайные экзотики, но ведь речь шла не о ваших экзотических знакомых, а о немецком обществе в целом, члены которого ан масс экзотиками отнюдь не являются.

Примерно это я собирался вам написать, но никак не собрался.

А почему собрался сейчас -- потому что вчера посмотрел фильм, с помощью которого явление можно оценить не только качественно, но и количественно.

Вот этот фильм:
The Unknown Soldier (2007)
Michael Verhoeven (Director)
http://www.amazon.com/The-Unknown-Soldier-Michael-Verhoeven/dp/B0010YSDB8

Суть там вкратце в том, что в 1997-2001 некоторые немцы всколохнулись, что atrocities происходили не только в Аушвице с участием СС, но также на востоке, где в них участвовал Вермахт. В частности, на востоке погибли 40% евреев. И что жертвы и жестокости совершенные на востоке нужно тоже помнить. Прошли две выставки о данной теме вызвавшие резонанс, и вот фильм рассказывает о этих выставках и интервьюирует их посетителей и устроителей.

Перейдем к численным оценкам.

Обсуждение нееврейских жертв в фильме занимает около 5% времени. С хронометром я не сидел, поэтому может чуть больше или меньше, но близко к тому. (Слово "русский" или "русские" в фильме, кажется, не звучит вообще -- во всяком случае, не в контексте обсуждения жертв).

Относительно того, сколько евреев погибли в WW2, я твердого собственного мнения не имею (т.е. не могу сказать, что я основательно погружался в материал и вынес из него своими усилиями сформированное мнение), но мое операционное мнение основывающееся на тех демографических публикациях, которые я читал, состоит в том, что нижняя оценка числа еврейских жерв -- 1.5 млн., а наиболее вероятная варьируется в диапазоне между 2 и 3 млн. 40% от последнего числа -- соотв. около 1 млн. 40% от ритуальных 6 млн выйдет 2.4 млн. Для последующих оценок большое количество знаков после запятой нам не потребуется, поэтому возьмем 2 млн, несмотря на вероятную завышенность.
(Чтобы избежать непонимания: я вовсе не хочу иронизировать над еврейской трагедией или тривиализовать ее: даже заниженные 1.5 млн. жертв безусловно представляли бы страшную бесчеловечность, огромное преступление и огромную трагедию. Но трагедия трагедией, а цифры -- цифрами. Впрочем, для дальнейших вычислений мы и берем оценку еврейских жертв практически по максимуму.)

Количество погибших в WW2 граждан СССР оценивается в от 28 до 32 млн. Возьмем среднюю цифру в 30 млн. (опять-таки, большая точность не потребуется). Вычитая из этой общей цифры количество еврейских жертв, получим оценку нееврейских жертв в ок. 28 млн.

Соотношение количества нееврейских жертв к еврейским в рассматриваемой фильмом ситуации, таким образом, около 14.
С учетом того, что нееврейским жертвам фильм уделяет около 5% времени, получаем, что на современных немецким весах жизнь еврея оценивается примерно в 300 раз выше, чем жизнь русского человека (в обеих случаях -- речь о жертвах эпохи 40-х).

С учетом того, что оценка вычислена на основе фильма, который является "ревизионистским" и стремится акцентировать жертвы на востоке в противоположность исключительной концентрации на Аушцвице и др. лагерях для евреев, можно оценить, что на весах современного немецкого общества at large жизнь еврея оценивается примерно в 1000 раз выше, чем жизнь русского человека.

Т.е. современное немецкое воззрение можно вкратце суммировать так: "с евреями как-то нехорошо получилось, а русские таки являлись унтерменшами after all".

Reply

vityokr April 4 2013, 02:15:00 UTC
Расскажите почему 2.5 а не 6 миллионов, как принято считать в развитом мире?

Extra credit - не производить впечателения антисемита всуе.

Reply

oboguev April 4 2013, 03:24:05 UTC
Потому что фильм -- ревизионистский по отношений к мейнстримной в Германии (по крайней мере до освещаемых им выставок) общественной точке зрения, что "были плохие СС и концлагеря, а вермахт и дедушка были хорошими", т.е. что все заслуживающие внимания жертвы войны -- это погибшие в концлагерях евреи.

Нет, говорит фильм, евреи гибли не только в концлагерях, а 40% (заинтересовавшие вас предположительные 2.5 млн составляющие 40% от гипотетической цифпы 6%) евреев погибли не в концлагерях, а от действий немецкой армии совершенных "на востоке", где также кстати еще погибли какие-то другие, мимоходом упоминаемые люди.

Это возмутительно и бесчеловечно, говорят авторы фильма (и, насколько по нему можно судить, также устроители выставок), если мы будем помнить только евреев погибших в концлагерях от рук СС, но не будем помнить евреев погибших "на востоке" от рук вермахта.

Что касается нееврейских жертв "на востоке", то на них авторы фильма (и еще менее -- немецкое общество ан масс) распространять свою память вовсе не намерены.

Reply

ls_online January 28 2013, 19:11:31 UTC
а в российском учебнике есть упоминание о Голодоморе? вопрос не риторический - стало интересно.

я думаю, тут основной момент - тотальное уничтожение по формальному признаку. не важно, что ты думаешь, как ты себя ведешь - если ты попал в целевую группу, ты обречен.

З.Ы. а в Ленинграде гибли только русские?

Reply

oboguev January 28 2013, 19:20:32 UTC
Про учебники не знаю, но помню, что учебник Филиппова вызвал скандал в том числе и тем, что в нём отрицался голодомор.
Знание о голодоморе в публичном пространстве безусловно есть, и среди жителей России, во всяком случае в образованном классе, который вообще осведомлён в каких-то предметах истории, знание о Голодоморе отчётливо присутствует.
В аналогичной страте в Германии знание о Ленинграде -- отсутствует. Причём до недавнего времени (когда прошли какие-то популярные фильмы) оно было даже не на периферии, а отсутствовало полностью. То есть примерно так же, как если бы слово "Освенцим" означало местечко в Польше без всяких дополнительных коннотаций.

Reply


Leave a comment

Up