(Untitled)

Oct 24, 2010 19:40

То, что происходило в начале 30-х годов на севере Томской области, не поддается точному описанию. Источники либо крайне скупы, либо отсутствуют вовсе. Более или менее достоверные сведения сохранились лишь об одном событии, на основании которого можно судить о судьбах депортированных. Это событие - «Назинская трагедия» произошедшая на острове, ( Read more... )

Leave a comment

stanislav_spb October 25 2010, 16:22:28 UTC
из книги Сергея Красильникова "Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е годы" (глава III. ВЫСЫЛКА. 4. Депортация в 1933 году: особенности разработки и осуществления в Западной Сибири)

Эшелоны с людьми, причисленными к упомянутым выше шести категориям [«невыселенные из районов сплошной коллективизации», «контрреволюционный элемент, выселенный за саботаж», «нищенствующий, преступный, деклассированный элемент», «снимаемые в промпредприятиях», «беглое кулачество из деревень и спецпоселков»] и определенными для размещения во вновь создаваемых труд-поселениях, начали поступать в пункты сбора (Томск, Омск, Ачинск) уже с 9 апреля 1933 г. За месяц до начала навигации (первые числа мая) в регион прибыло 33 493 чел., а до начала июня еще 5 229 чел., всего 38 722 чел. Прибывших чекисты разделяли на группы «сельского населения 22 591 чел., городского и пригородного 8 165 чел., городского рецидива 7 966 чел.»23. В своей информации на имя Ягоды от 15 мая 1933 г. Алексеев [полпред ОГПУ по Западной Сибири] характеризовал состав, состояние и перспективы расселения на Севере почти 8 тыс. чел. «городского деклассированного соцвредного элемента» следующим образом: «...[в] основной массе (92 %) мужчин, большинство [в] возрасте до 30 лет, очень плохо одетых, обутых, вовсе не имеющих трудовых навыков <...> [В] целях избежания массовых побегов [а] также территориальной изоляции деклассированного соцвредного элемента [от] прочей массы трудпоселенцев и коренного населения края расселяем деклассированных [в] удаленных северных районах отдельными поселками <...> Учитывая особые трудности освоения Севера [в] сельском хозяйстве, полную неприспособленность деклассированного элемента [к] этой деятельности, прошу подобного контингента [в] дальнейшем [в] край не направлять»24. Однако именно тогда вышедшие из Томска баржи с 6 074 «деклассированными элементами» из Москвы и Ленинграда достигли территории Александро-Ваховской штрафной комендатуры (современный Александровский р-н Томской обл. - С.К.). Люди были высажены на остров на Оби напротив устья ее притока р. Назина и находились там около месяца, ожидая расселения по поселкам комендатуры. Резкое изменение климатических условий (потепление сменилось заморозками и снегом), отсутствие достаточного продовольствия и неготовность местных чекистов к приему и размещению такого количества больных, истощенных и дезорганизованных людей, а также концентрация на небольшом островке рецидивистов привело к трагедии: по оценкам работников комендатуры с 18 мая по 18 июня 1933 г. смертность среди прибывших составила от 1,5 до 2,0 тыс. чел.25 Массовый характер приобрело мародерство, в котором преуспела и часть охраны; были факты каннибализма, в силу чего позднее остров получил названия «Смерть-Остров», «Остров людоедов». Назинская трагедия получила огласку в немалой степени благодаря письму, которое в августе 1933 г. местный партийный работник В.А. Величко направил Сталину26. Работавшие в течение лета комиссии, расследовавшие трагедию, пришли к однозначному выводу о необходимости «прекратить посылку в Западную Сибирь рецидивистов-уголовников ввиду явной непригодности этих контингентов к условиям освоения Севера»27.
<...>

Reply


Leave a comment

Up