Leave a comment

Comments 11

ivanov_rinov December 9 2009, 06:04:40 UTC
Похоже, что потолок возможностей советской инженерной школы был достигнут к моменту ухода из жизни последнего поколения дореволюционных инженеров и выхода на пенсию воспитанного ими первого поколения инженеров советских.

Ссылки, увы, на подзамочные записи.

Reply

oboguev December 9 2009, 17:12:32 UTC
"Стучитесь, и отворится вам" ;-)

* * *

Про поколение -- это наверное один из факторов, но существовали очевидные другие.

Reply


Еще ГЛОНАСС twoy December 9 2009, 14:12:58 UTC
Скотинку уже четверть века лет мучают.

Reply


gray_bird July 4 2011, 13:19:05 UTC
Да нет, как раз вот тут вы не правы "Из крупных неудачных проектов последних лет СССР выделяется Энергия-Буран, который был запланирован на 1984-87, но увяз в сложностях и закончился ничем ( ... )

Reply

oboguev July 4 2011, 20:04:06 UTC
Это не мой текст, а цитата из graycat63, ссылки стоят в тексте. "Из крупных неудачных проектов последних лет СССР выделяется Энергия-Буран, который был запланирован на 1984-87, но увяз в сложностях и закончился ничем" -- это резюме его заметки http://graycat63.livejournal.com/84188.html

> Движки РД-180 оказалось проще у нас покупать, чем пытаться повторить

Если ту или иную деталь можно купить за удовлетворительную цену, в данном случае у производителя в России, зачем повторять велосипед? Но речь же шла не об этом.

Reply


phase123 June 29 2015, 01:39:01 UTC
Из крупных неудачных проектов последних лет СССР выделяется Энергия-Буран, который был запланирован на 1984-87, но увяз в сложностях и закончился ничем, несмотря на астрономичекие затраты, перекрывшие американские. А в авиации таким стал Ту-204 - как и Буран, он начался в 1973, должен был быть готов в 1984-85 и стать самым массовым в СССР. Но не смог.

---

буран окончился ничем не по техническим, а по экономическим причинам. челноки в сша тоже окончились ничем.

ту204 окончился ничем не по техническим, а по экономо-политическим причинам, его обслуживание было заточено на ремонтные заводы которые приказали жить с крушением ссср.

в общем автор выбрал неудачные примеры.

Reply

oboguev June 29 2015, 01:50:11 UTC
Предметом обсуждения является не судьба этих проектов после 1991 года, а их ход до 1991 года, как раз и проиллюстрировавший достижение Советским Союзом его технологических пределов и спад сравнительной скорости развития по мере роста технической сложности проектов.

Что причины этого замедления относятся к политэкономической сфере, и что между неспособностью СССР построить Ту-204 в разумные сроки и делом Худенко, как наглядным образом фундаментального устройства советской системы, существует прямая связь -- это безусловно.

Reply


graphitediamond August 10 2015, 13:53:39 UTC
Из крупных неудачных проектов последних лет СССР выделяется Энергия-Буран, который был запланирован на 1984-87, но увяз в сложностях и закончился ничем, несмотря на астрономичекие затраты, перекрывшие американские
Часто читал утверждения, что проект "Буран-Энергия" "загубил" ряд проектов, такие как МАКС, ЛКС и Спираль. Имел ли СССР шанс успешно завершить программу МАКС (предположим) вместо "Энергии-Буран" или же технологические проблемы страны не позволяли создание столь сложных продуктов в принципе?

Reply

oboguev August 10 2015, 14:18:53 UTC
Ну, что значит "не позволяли создание столь сложных продуктов в принципе"? Буран же создали. Просто позднее, с большими затратами, и не вполне многоразовый (самая дорогая часть корабля -- маршевый двигатель -- осталась одноразовой).

При желании подобным образом можно было бы довести и другие проекты. Скажем, к концу 80-х (если бы поставили такую задачу) сделать Ту-144 пригодным к эксплуатации. Позднее, дорого и т.д. -- но тем не менее.

Помещая вещи в перспективе и употребляя приведённые примеры, во всём мире было две страны, которые вообще могли потянуть (и фактически потянули) "шаттл". И три страны (считая Францию и Англию в данном случае за одного разработчика), которые могли потянуть сверхзвуковой транспортный самолёт, из них полторы фактически потянули.

Пороки советского строя были "минусом", но это не значит, что они были "минусом" до нуля.

Reply

graphitediamond August 10 2015, 14:24:45 UTC
Буран был создан с опорой на данные про Шаттлам (точно так же, как и Ту-144 создавался с опорой на данные Конкорда). Проекты же вроде МАКСа, если я не ошибаюсь, были уникальными. Т.е помощи ждать было не откуда.

Ракета Н-1 была наверное первым крупным советским проектом, при котором не использовались шпионские данные, но она закончилась провалом

Reply

oboguev August 10 2015, 14:50:15 UTC
На том уровне технологического развития, которым СССР располагал, это был не вопрос возможности или невозможности. Это вопрос времени и расходов.

Н-1 безусловно довели бы до функционирования, если бы по политическим причинам не было решено закрыть проект.

Reply


Leave a comment

Up