Polonaise célèbre «Les adieux à la patrie», Москва, издатель П. Юргенсон, комиссионер Императорской певческой капеллы, Императорского русского музыкального общества и Консерватории в Москве, выпуск 1914-1915 гг.
Источник В старые добрые времена, подобные вопросы, мучили советскую молодёжь чаще, чем сейчас. Сегодня, что только нас не мучает, кроме вопросов культуры.
Хотя какой это вопрос? Скорее избитая шутка.
Родилась она на двух сросшихся понятиях: польском танце «Полонез» и фамилии польского же композитора Михаила Огинского (полное имя: Михаил Клеофас Огинский).
Михаил Клеофас Огинский (25 сентября 1765 - 15 октября 1833)
Некоторые источники, в материалах об Огинском, к определению "композитор" добавляют "любитель". Хотел бы я быть таким "любителем"!
Вот как реализация этой "бородатой" шутки выглядит на телеэкране:
Click to view
Правильный ответ, конечно же: полонез Огинского, Михаил Огинский же, собственно и написал.
Удивительно, как переплелись фамилия и танец, только благодаря тому, что музыкальное произведение, написанное в 1794 году (223 года назад!), стало по-настоящему бессмертным.
Фактически, этот полонез стал музыкальным аналогом "восьмого" чуда света, хотя, конечно не единственным: гениальных музыкальных произведений гораздо больше, чем "чудес света".
Полное название полонеза, как если бы его объявляли со сцены, звучит примерно так:
Михаил Клеофас Огинский, Полонез №13, ля-минор (a-moll), "Прощание с Родиной".
Оказывается, этот полонез, имеет своё название и оно естественно не "Полонез Огинского"!
За названием "Прощание с Родиной", кроется часть истории Речи Посполитой (федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского) и
биографии самого Михаила Огинского.
Композитор, написавший бесконечно грустную и лирическую мелодию был дипломатом, политиком, и, как это не странно звучит, в какой-то момент даже "бунтарём".
С 1790 года, князь Михаил Клеофас Огинский, посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 года - в Великобритании, в 1793-1794 - казначей Великого княжества Литовского.
В 1794 году, Огинский, участвовал в восстании (Восстание Костюшко) за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей.
Восстание Костюшко потерпело поражение, причём не без участия войск царской России, а на последнем этапе и нашего прославленного полководца
Александра Васильевича Суворова.
Также в подавлении восстания Костюшко участвовали и прусские войска.
После объявленной амнистии в 1802 году, Михаил Огинский поселился в России в имении Залесье (сейчас это территория Сморгонского района Белоруссии), где построил усадьбу и заложил парк.
В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии, а в 1810 году Огинский переезжает в Санкт-Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой.
В 1810 - 1812 годах, князь Огинский - доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием план Огинского, который, однако, был отвергнут.
В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.
С 1810 года, после переезда в Санкт-Петербург, на мой взгляд, началась довольно интересная "спираль" биографии Михаила Огинского, ещё раз подтверждающая, что реальная жизнь, куда многообразнее надуманных поверхностных текстов:
"Ты стал бунтарем, и дрогнула тьма,
Весь мир ты хотел изменить -
Но всех бунтарей ожидает тюрьма -
Кого ты хотел удивить?"
Я привёл лишь некоторые вехи биографии Михаила Клеофаса Огинского, чтобы стало понятно, насколько насыщенной была его жизнь, где музыка, не всегда была на первых ролях.
Существует много примеров, когда человек, занимающийся всю жизнь творчеством, оставил после себя огромное наследие, большая часть которого стало популярным и принесло ему мировую известность.
Или наоборот: "натворил" много, но известными из этого стали лишь единичные произведения.
"Полонез Огинского", позволю себе назвать его так, "по-народному" - яркий пример того, когда творчество было не самым главным в жизни, и наследие не так уж велико, но там есть всего одна, казалось бы небольшая, но яркая "звёздочка", прославившая композитора на века!
Никогда не знаешь: что, где и когда "выстрелит".
Кто-то пишет всю жизнь "тоннами", работая на износ.
Яркие примеры:
Гендель - 40 опер (!) 32 оратории и т.д., а это всё монументальные произведения (!), или
Гайдн - 104 симфонии (истинный масштаб понятен тем, кто знает, что означает написание хотя бы одной симфонии!).
Конечно, у Гайдна есть, и знаменитая "Прощальная" симфония (когда музыканты оркестра, постепенно уходят, гася за собой свечи), и не менее знаменитая 103-я симфония, "с тремоло литавр" и т.д.
Но всё-таки, далеко не все его симфонии стали известными.
А кто-то, просто живёт полноценной жизнью, сильно не заморачиваясь музыкой.
Участвует в восстаниях, совершает побеги, служит на высоких государственных постах.
И где-то, между этими событиями, поддавшись сиюминутной слабости и тоске по Родине, пишет несложную пьеску для клавира.
Но в дальнейшем, именно это, казалось бы, столь незначительное, на тот момент, событие, оставит его фамилию в веках!
Причём настолько глубоко, что людям будет совершенно всё равно, кем он был и как жил, а многие, даже не будут знать, что его фамилия, является именно фамилией, а не названием произведения.
Так всё-таки, кто же написал "Полонез Огинского"?
***
Вольная фортепианная трактовка полонеза, с портретами, нотами и фотографиями:
Click to view
Привычное для нашего уха, современное оркестровое исполнение:
Click to view
Электронная вариация полонеза в исполнении Виктора Зинчука:
Click to view