Ньюпорт - третий по величине город
Уэльса (140 тыс чел) и при этом самый неваллийский. Он и возник с чужой подачи и построился пришлецами и сейчас дает приют «многим языкам». Такая дань Уэльса моде на глобализацию и смешению всего и вся. Он возник как порт, развился на торговле углем и сейчас в отличие от нарядного
Кардиффа и праздничного
Суонси выглядит таким наследием сурового двадцатого века - крупный железнодорожный и автодорожный узел, торговые центры, индустриальные здания. А еще больше бросается в глаза - обилие иммигрантов.
Ньюпорт находится в южном углу Уэльса на границе с Англией и в устье реки Уск. Это и определило его «все».
Как сейчас водится, под каждым городом находят следы поселений каменного века. Однако во времена, заложившие основу современной карты Британии, во времена Рима в чести были дороги, не реки. Жизнь концентрировалась вокруг
Каэрлеона, а тут, в устье реки Уска кельтское городище запустело. Потом ромеи ушли, пришли беспощадные англы и саксы, не жалевшие ни женщин, ни детей. В это время новые города не строились. Опять же, вскоре после разрушения англо-саксами романо-британской цивилизации, берега стали небезопасны - викинги то и дело тревожили прибрежные поселения.
Только после Гастингса, когда Вильгельм Бастард утвердил свою власть над островом, тут поставили нормандский замок. Это было время уже новой экономической географии - торговые пути забыли римские дороги и сконцентрировались вдоль рек. Так и норманский замок Ньюпорта контролировал устье реки Уск.
Изначально поставили традиционный для нормандцев
Motte-and-bailey на скорую руку. После того, как англичане зачистилиот валлицев долины Монмутшира и Гламоргана (то есть вырезали мужчин, женщин и детей, так принято у англо-саксов), замок поставили поосновательнее.
Время и индустриализация оставила от него немного, но зато самую важную часть - башни, сурово смотрящие на мутные воды старой реки Уск.
В средневековье у стен замка образовался небольшой посад, получивший со временем статус города и наконец наступил XIX век и та самая индустриализация. Вдруг всем понадобился уголь.
Это и стало расцветом Ньюпорта - порта, где с железных и обычных дорог из
Черных гор уголь перегружали на баржи и отправляли дальше морем, рекой и каналами к Ливерпулю, Бристолю и Бирмингему. С 1830-х по 1850-х Ньюпорт был больше
Кардиффа .
Кварталы викторианского старого Ньюпорта
В Кардиффе построили новую угольную гавань, доки и провели железную дорогу и Ньюпорт отстал в этой гонке, до нашего времени сохранив то, что не уберег Кардифф - атмосферу города эпохи индустриализации.
Он удивительным образом и сейчас сохраняет именно эту атмосферу и посыл развития. В нем находится крупный железнодорожный и автомобильный узел, причем прямо в центре. Старые кварталы, как и в средневековье и в XIX веке - сплошной торговый центр.
Здесь странненькие уличные скульптуры…
…Старые гильдейские пабы
«Перо и парик» - одно из характерных названий пабов, ориентированных на собрание людей одной профессии. В данном случае - судейских и юристов.
Интересно, кстати, что совершенно случайно перед поездом уже попали в старейший паб Ньюпорта. И в нем не оказалось никаких местных сортов. Только какие-то горькие сорта из Северной Англии. Ньюпорт, дескать, всегда был городом приезжих.
Тут можно встретить и случайный уличный перфоманс.
Это в постиндустриальном городе в центре царит праздность и туристы, ради которых постоянно кто-то выступает. В промышленном городе XX века - только по зову души. Так и этот парень просто шел с приятелями и выпендрился. Поднялся и пошел дальше даже не подумав снять шапку и собрать монету со зрителей.
Старый центр крохотный. Отойдешь на пару кварталов и за пешеходной улицей…
Тянутся уже спальные районы блокированной застройки.
Индутриальная эпоха, как известно, канула в Лету, смыта водой каналов и рек в море. Цены на недвижимость в старых промышленных городах Европы, не вписавшихся в новую экономику, упали. Та же участь постигла и Ньюпорт. По всей очевидности стоимость в викторианских неоготических домиках его предместья…
…упали больше, чем в любых других городах Уэльса. Так они стали доступны всякому приезжему и стали прибежищем арабов, индусов и негров.
Насколько впечатляет неанглийскость
Лондона настолько же бросается в глаза неваллийскость Ньюпорта. Вроде бы те же самые улице блокированной застройки, что и везде…
Но волею Феи Перекрестков нам пришлось остановиться тут в гостинице, и вечером прошелся в поисках магазина и еды в виде fish&chips. Так вот отмахал я где-то километра два в сторону от центра. На протяжении этих двадцати минут не встретил ни одного англичанина или валлийца. Только арабов, негров и индусов. Даже fish&chips, как гласила вывеска «традиционные», брал из рук пакистанцев. Впрочем, точки уличного питания в первую очередь обслуживаются приезжими.
Крылатая обезьяна - эмблема Ньюпорта.
Опять же - чудное сочетание с валлийским драконом
валлийским драконом и с крылатым драконом Кардиффа:
В целом Ньюпорт оставляет странное впечатление. С одной стороны, это совершенно неочевидный для туриста город - железная дорога, торговые центры, викторианские промышленные здания. Все такое - из XX века. С другой, в этом его и ценность. Так ведь задуматься - на дворе-то уже XXI век. Каких-то 20-30 лет двадцатый окончательно станет веком прошлым, и его атмосфера приобретет особую ценность.
Другие посты про Уэльс Что еще можно почитать Можно засвидетельствовать свое почтение: