Пенза как метафора России. Апрель 2010. Увольнительная в город.

Mar 07, 2013 08:59

Понятно, что каждый город можно сравнить со страной в целом и тыкать в разные его черты, заявляя - вот, все как везде. Но с Пензой как-то очень уж гладко ложится.
Так подумаешь - Пенза? Что это, где это? А это целый большой город. Подумаешь - что там есть в глуши такой? А там есть! И есть немало!





Почитать про город нормальные, серьезные материалы, можно тут или на Википедии

Конечно же, это довольно спекулятивный прием - сравнивать со страной в целом. Автоматически сравниваешь со стереотипами, а они сильны, крепки и корни пустили чуть ли не подо все. Только начнешь и поехало - во что ни ткни, хочется сразу покивать - да-да! Прямо как в России в целом. Легче всего заявить - самый, дескать, обычный город, как любой другой.



Наб. реки Пензы близ перекрестка с ул. Славы.

С одной стороны, действительно тут много стандартных зданий. Но интересна не стандартность, а какая-то символичная приверженность общим тенденциям. Здесь найдутся следы самых характерных для страны эпох в едва ли не самой характерной форме.



Та же набережная рядом с тем же перекрестком, но вид в другую сторону

Тем более, что типовых строений действительно хватает. Не только многоквартирные дома послевоенного или новейшего времени, но и вон администрация.

Вот пензенская, на площади, что характерно, Ленина:


А вот администрация Орла для сравнения:


Или администррация области в Великом Новгороде:


Конечно, это примеры советского времени, тогда, дескать, были времена торжества стандарта. Но и до революции Пенза строила в современных тенденциях.
Вот, например, здание Крестьянского поземельного банка (теперь Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), 1910-1911 гг., ул. Советская.



Фото не мое, автор - Владимир Шеляпин. Лицензия и источник - Википедия

А вот, для сравнения тот же Крестьянский поземельный банк в Уфе:


Или в Чернигове:


А вот дворянское, ныне законодательное собрание, ул.Кирова, 13:


Тоже здание вполне себе типовое для того времени.

Кстати сразу для отражения другой, но важной тенденции. Это, значит, дворянское собрание. Дворяне, значит, правящий и владеющий слой общества. Но вот для сравнения архиерейский дом:



Ну так, чтобы понятно, у кого, скажем «понта» больше.
Изначально дом предназначался для губернатора. Однако в конце XVIII века Пензенскую губернию упразднили, и дом передали архиерею. Буквально через два года Пензенскую губернию восстановили, но светским властям особняк было уже не вернуть. Что к попу попало, то пропало.

Архиерейский дом стоит на бывшей Соборной, а теперь Советской площади. Раньше, как и в других городах, здесь была торжественная площадь города, ну как теперь площадь Ленина. Теперь же - запущенный сквер, братская могила, и памятник Марксу. Восстановленный вместо старейшего (чуть ли не первого в мире!) памятника Марксу.



Опять же, как по всей стране со старым центром ситуация такая… неоднозначная. Раньше сюда вот такие нарядные здания выходили:



Художественное училище им. К.А. Савицкого, ул. Богданова, 1, пер. с ул.Лермонтова.

А теперь в том самом запущенном сквере такие вот странные сооружения:


Или тенты стихийной сферы обслуживания:


Вот что нас может связывать с корнями, с традицией и преемственностью поколений, если прежние знаковые места теперь - мертвый запущенный мемориал? Традиции для нас невольно становятся чем-то совершенно неживым, не имеющим отношения к реальной жизни.

Ровно так же от крепости, бывшей пензенским кремлем, поставленной в 1663-м воеводой Юрием Контранским как часть очередной засечной черты, ничего не осталось. Только «дурилка картонная», имитирующая что-то такое, похожее на крепость:



(ул.Кирова)

Напротив этой инсталляции - памятник первопоселенцам. Тоже такая условная условность.


Так же и в целом по всей стране - то, с чего начинались наши города, не сохранилось почти нигде. Даже сам старый «отец городов», древний Киев - и тот в другом государстве. Наши города - вечно новые, как-то вывернутые наизнанку и перестроенные, в которых люди просто живут. Чаще всего спроси обычного горожанина - откуда пошел город, с чего начинался - ничего не ответит. Пожмет плечами. Он знает пл.Ленина, знает рынок а теперь торговый центр («мегамолл» какой-нибудь), основные транспортные узлы. Это очень широкое обобщение, но и с нашей страной в целом ситуация такая же - все сместилось, перемешалось, забылось. Новые строения и настроения стерли истоки. На месте прежних Красных ключей, дававших воду старым городам, теперь положены гранитные плиты и водружен памятник Ленину.



Ул. Кирова за пл.Ленина. Тоже такая характерная картинка - эстетичная, приятная, но типовая.

Типовые дома и устройство города лишь одна из сторон. С другой стороны, можно усмотреть и другие параллели.
Кажется, что Пенза это ничто в нигде, «заштатный городишко». А ведь город это крупный - 520 тысяч населения. Больше, чем Липецк, Тула, Тверь и Владимир.
Находится Пенза и Пензенская область в таком своеобразном углу между губерниями центральной России и Поволжьем. К северу - мордовские леса. К югу - Волга.
Причем это «нигде» в самом центре страны, до Москвы всего 700 км. Это полпути между Нижним Новгородом и Саратовом, Рязанью и Самарой. Но она находится как будто в каком-то вакууме. Совершенно глухом углу. Все что-то где-то как-то слышали, а где - ткнуть на карте, и то мало кто сможет.



Равно так же и Россия - вроде бы находится где-то в углу, а при этом - это середина между Западной Европой и Дальним Востоком. Вроде бы дичь глухая, задворки цивилизации, а ведь это не уступающая европам в культурном плане страна с населением большим, чем население любой европейской державы.



Занятная параллель - Пензенский край в XVII веке был своеобразным фронтиром - пограничьем между расширяющейся Московией, продвигающейся дальше на восток и на юг засечными чертами и довольно диким краем, официально уже входящим в состав Русского государства, но все еще страдающим от набегов кочевников. Здесь было место ближней, почетной ссылки. В то же время здесь сбивался всякий беглый народ. Вроде бы и совсем рядом с центральными губерниями, а в то же время, будто на краю земли, где нет никакой власти. Собственно, вся наша современная страна выросла именно из таких краев. Весь юг, вся Сибирь заселялась казаками, вольнолюбивыми людьми, бегущими от центральной власти, ищущим лучшей доли.



Река Сура.

Левый, западный, берег - европейский. Правый, восточный - деревня деревней.



С руинами зданий индустриальной эпохи


Прямо тоже такая аналогия со страной в целом, в которой основная масса населения живет в Европейской части страны, а огромная восточная населена куда менее.

Интересно, что когда границы отодвинулись на юг, губерния стала настоящим дворянским гнездом. Пенза стала одним из основных помещичьих районов. С городом связаны фамилии Шереметьевых, Шуваловых, Голицыных, Куракиных, Татищевых, Долгоруких, Суворовых, Воронцовых, Разумовских и многих других.
Тогда Россия в целом была аграрной помещичьей страной. При этом иные края были торговыми, как Поволжье, промышленными, как Урал, но Пенза была как страна в целом - дворянской и крепостной.



Интересно, что позже, во второй половине XIX века, когда после реформ Александра Освободителя начинается медленный переход к буржуазному устройству общества, Пенза в полном соответствии с этими тенденциями превращается в купеческий город. Ни раньше, ни позже, а тогда же, когда купеческой становится страна в целом.



Ул. Московская

Как Россия, кажется со стороны диким краем, но при этом имеет давние и очень серьезные культурные традиции, так и Пенза на самом деле не глухой провинциальный город, а тоже исторический культурный центр. Здесь жили, работали, проезжали, общались, творили или начинали творить Белинский, Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Давыдов, Вяземский. С городом связаны имена ученых Ключевского и Буслаева, медиков Бурденко, Филатова и Захарьина. Здесь один из старейших театров в России, именно здесь открылся первый стационарный цирк.



Тоже неожиданная для такого «глухого» места, как Пенза - цветомузыкальный фонтан. Только, в соответствии с последними тенденциями, он не работает.

Зато, опять же в соответствии с веяниями современности, встречаются штуковины, кажущиеся странными. Например, вот часы с кукушкой:



На самом деле эти часы весьма интересный объект и стоящий внимания. Подробнее вот здесь в комментарии

Или там же, на площади с фонтаном и кукушкой (перекресток Московской и Горького) - странное панно из бутылочных пробок (когда я был, его сняли, сфотографировать не удалось).

Из странных технических достижений удивило, что в 2010-м в городе совершенно отсутствовал из триумвиров мобильной связи (память подводит кто именно. Сейчас говорят, что МТС, но запомнилось почему-то, что Билайн). Причем тогда начисто, даже в виде роуминга. Теперь через роуминг работает.

Как вся наша страна, город кажется неустроенным, разбитым, невзрачным…



А ведь тут есть собственный зоопарк, курорт в черте города, множество музеев и даже такая редкость, как детская железная дорога!
Но бросается в глаза то же, что и по всей стране - маргинальность окружающей среды и населения.



Или вот опять же, характерная штука - заведена пешеходная улица, Московская.



Вроде нарядная, а посмотришь под ноги, выяснится, что гулять по ней можно только с опаской и на низком каблуке.


Зато стоят ностальгическим напоминанием вечно-живые приметы советской эпохи.



Там, где ул.Славы выходит на набережную реки Пензы, стоит монумент Славы. Обелиск, символизирующий рост страны и города, в народе - «Росток», и гранитная стена, в которую замурована капсула с посланием потомкам.



Отношение к советским монументам по всей стране иногда наводит на мысль, что Россия будто бы переживает капитализм как временное явление, ждет, что вот сейчас-сейчас вернется советская власть.



Набережная с мостом Дружбы…

…и стареющим населением


Интересно еще - казалось бы, большой город, должен иметь нормальную инфраструктуру (как и большая Россия с богатыми ресурсами). Ан нет. С гостиницами как-то неблагополучно все. Либо слишком дорого, либо недешево и неустроенно. В 2010-м останавливались с участниками в гостинице Пенза, там рядом с монументом славы. Щели в окнах и стенах были такие, что мой коллега всерьез опасался, что его сдует с кровати.
В районе одиннадцати вечера мои коллеги объехали весь город, в поисках места, где можно было бы поесть. Ничего не нашли, кроме люмпенской кафешки «Петушок» на трассе, рыгаловки для транзитных дальнобойщиков. Все остальное не работало или не существовало. Так же и страна в целом. Вроде вот они кафешки-ресторашки. Но когда надо, ничего не попадется. Да и в целом - при потенциальном богатстве национальной кухни и бесконечных перспективах кухонь входящих в состав страны народов, Россию сложно назвать страной славной ресторанным делом.



Можно, повторюсь, сказать, что все это слишком уж притянуто и натянуто все. Но как-то в случае с Пензой оно все легко ложится.
Даже вот завершающая фотография подобралась как метафора нынешней страны. «Росток» - странная торчащая с советских времен хрень, которая и при строительстве непонятно что символизировала, старый ЗИЛ, все еще при деле, «жигули» и подержанная иномарка. Просторы, что за рекой и линии электропередач над ними. Стареющее население. Где-то есть что-то новое, современное, но оно вечно как-то не попадает в кадр…



Что еще можно почитать



на денек-другой, увольнительная в город, наше

Previous post Next post
Up