Власти не то чтобы скрывают, но не все рассказывают

Jul 26, 2012 13:10

Общался тут с одним из наших участников, производителей обуви. Вроде бы все нормально у них было, в прошлом году ездил, работал, пытался развиваться, а вчера говорит, «Все. Закрываемся. Распродаем оборудование».



Участник этот - именно что производитель. Начинал с торговли обувью и в ту пору горя не знал. Проблемы начались, когда решил заниматься благородным производственным делом. Откупил часть разорившейся кимрской фабрики. Наладил оборудование, персонал местный, стал производить. Дело вроде бы пошло, но тут прибыл 2008-й. И кризис.
Так по улицам поглядишь, кажется, что кризиса никакого у нас нет. Народ то и дело квартиры покупает, на машинах новых иностранных катается. В регионах вон торговые центры все новые открываются. Как будто, и нету никакого кризиса.
Опять же, власти вон говорят, поддерживаем малое предпринимательство, аж подметки на этом деле горят.
Наша программа, как раз из тех, что этим и занимается - поддержкой малого предпринимательства. Соответственно, общаемся постоянно с малыми и средними предприятиями. Причем важно - не торговыми, а производственными. Большое производство у нас стоит или в сокращенном виде под иностранцем. Либо в сырьевой отрасли работает в виде гигантов типа липецкого металлургического. Соответственно, малое производство это все что у нас своего живого осталось. Мебель, одежда, канцелярка, матрасы, приборы всякие, оборудование кой-какое, лакокраска и протча.
Ну то есть хоть что-то работает. Причем не просто работает, а создает.
Однако с 2008-го наблюдается картинка радикальных перемен. Поддержки реальной эти компании не видят. Как государство забирает - все прозрачно, всем ясно и все отлично чувствуют. А как поддерживают - не чувствуют. Плюс кризис. Вроде и нет его, а вот малые производители наши прямо на глазах сокращаются. В базе у нас около полутора тысяч производителей, наработанных за семь лет существования проекта. Но из них полтыщи - уже закрывшихся или перепрофилировавшихся в торговлю. Из оставшихся лишь около 2-3 сотен реально действующих и активных. Все остальные - крохотные предприятия из нескольких человек. Делают что-то мизерным тиражом и кой-как продают. И самое неприятное, что процесс этот продолжается. Вот и этот участник, с которого я начал - один из самых успешных был, а тоже закрывается.
Говорит, с 2008-го торговля радикально схлопывается. За это время действительно структура розничной торговли перекроилась. Нормальные отдельно стоящие магазины исчезают. Вместо них приходят либо сетевые с интернациональным ассортиментом, в котором нет места нашим товарам, либо павильоны в торговых центрах. Павильон же вроде бы является полноценным магазином, но реально живет на такую маржу, что владельцу самому приходится ездить за товаром, телефонов у него нет, контакта любого боится. И боится взять товар не из самых ходовых. В итоге если они не подлезают под франшизу раскрученной марки, набирают стандартного китайского товара, ровно такого же как у соседей. Те же, кто осмеливается брать наше, берут «под реализацию» и потом не платят. В итоге производитель вроде и отдал товар, а денег не видит.
Вот и наш участник - в прошлом году стало понятно, что дело труба. И тут его госзаказом поманили. А госзаказ та еще радость - ты его сначала ждешь полгода, персонал наготове держишь, потом (если он тебе действительно достается), работаешь за свои деньги еще полгода, потом сдаешь заказ и ждешь денег, снова до полгода-год можно ждать. Все это время зарплату платить надо, за сырье давать надо. Влезаешь в кредиты. А потом рраз! И госзаказ исчезает. «Ну не получилось».
Так и тут вышло - кормили их «завтрами» год продержали, он людей держал, и все проели. Только закрываться и продавать помещения и оборудование, чтобы хоть как-то банками рассчитаться.
Вот интересно, хоть кто-нить понимает, что такая система госзаказа просто убивает подрядчиков, если они честные и поддерживает не производство, а жульничество и воровство? Кажется, что никто.

И главное, такая ситуация, только еще хуже, по всей стране.
Среди моих коллег иногородних - не только я один. Половина точно есть. И у всех «дома» как-то очень неладно.
Вот, например, смолянина расспрашивал как у них и что.
Раньше в Смоленске был гранильный завод. Знатнейший. Все алмазы, перед отправкой и продажей в заграницы там обрабатывали. Еще там самолеты делали. Кабины вот для обоих «Буранов». Плюс еще разных всяких. Теперь же все либо вовсе закрылось, либо сократилось донельзя. Либо попало в руки иностранцев. Например, тот же Кристалл (тот что бриллианты гранил) - продали ДеБирсу. Они его превратили в практически не работающий. Бывший электроламповый завод теперь принадлежит концерну Osram и тоже работает сокращенным порядком. Заводы авиационной, приборостроительной, измерительной отраслей - живы оборонными заказами, но сокращенные донельзя и как заказами этими живется - см. выше.
Пищевка - тоже одно название. Мясокомбинат, говорят, из своего практически перестал делать, варит херню из заграничной биомассы. Ликеро-водочный вместо настоек-наливок гонит отвратительную водку.
В целом платят на этом всем очень небольшому количеству народа и платят копейки. Реальные деньги только в госслужбе. Сейчас громко говорят, что чиновья развелось - море, что должности покупаются и продаются. Что воруют. А как тому не быть, если больше работать за деньги негде?
Вообще в экономике как - инфраструктура (кафе-магазины-услуги всякие) они сами по себе особо-то не могут работать. Нужно чтобы был какой-то источник, который они бы обслуживали. Производство, или сырье. Произвели, продали, есть чем в магазине платить.
Тут так получается, что чуть ли не главный источник денег - жалование госслужащих. Потому так и тянутся туда, штат пухнет, воруют все больше. Но и у государства деньги откуда? Либо с налогов от производства либо с сырья. Производство у нас - см. выше. Только сырье, нефть. Вот и получается, что реально сейчас полстраны сидит на нефтяных деньгах. Либо работает в отрасли, либо обслуживает ее, либо работает на государство и получает нефтяные деньги, либо обслуживает тех, кто из государства тянет. Уже кой-как хватает нефтяных-газовых денег. А еще немного цены упадут, что будет, на сколько хватит? На те самые 20 миллионов, про которые так настойчиво говорят? Мол, для обслуживания трубы только 20 миллионов населения надо…

Может быть в деревне ключ к спасению? Земля прокормит?
Опять же, глядишь - поля вроде засеваются, что-то убирают. Но реально вот родители у меня домик в деревне имеют. В Урусово, это север Липецкой области на границе с Тамбовской. Село, не деревня. Народу вроде много. Но реально людей, которые могли бы работать и хотели - просто нет. Пьют, пропивают пенсии родителей и какие-то пособия. Работать «за гроши» не хотят, а сами что-то создавать уже и не могут.
Тем более как самим создать? Земля как была поделена, так в чьих-то руках и осталась. Сейчас создаются агрохолдинги на этих землях. Но работать они возят гастарбайтеров из Азии. Тоже характерный момент - строительные бригады и торговля на продуктовых рынках - чуть ли не на 100% - кавказцы. Даже в далекой посконной глуши…
Вроде бы даются дотации на сельское хозяйство, запускаются птицефабрики под это дело. И баланс сходится. Но сейчас мы все-таки вступаем в ВТО. Дотации на поддержку своих производителей по их правилам давать не положено. Опять же безрадостная картинка получается.

Все это только отдельные примеры. Яркие и категоричные. Все внутри кажется, что средняя картинка не такая. Но на самом деле от этого никуда не деться. Оно есть и есть оно вокруг нас.

Этот наш участник, с которого я начал, в конце разговора сказал: у нас ведь женщины работали, семейные. Больше им в своих Кимрах работать негде. До сих пор на улицы выходили молодые и активные. Теперь того и гляди выйдут совсем другие люди. Если выйдут уже вообще не понятно, к чему это привести может. А больше им идти некуда.



думки, наше

Previous post Next post
Up