сердце города

Mar 13, 2012 10:33

Заметил, что практически во всех наших городах место, от которого город начинался, или застроено не пойми чем, или там парк, или оно просто мертво.
Начинался иной город от крепости. Она стояла на высоком месте, окруженная валами. Стены были, башни. Каждый день горожанин видел эту картинку, создающую определенное настроение. Всякая крепость имела свой характер - сторожевые, типа Самары, Челябинска - несли защитную службу. Уфимская - сбора налогов и центр управления округи. В старых городах это был детинец или кремль - построенное самим городом защитное место, центр самоуправления или замок князя - центр независимой власти. Крепость показывала - есть в городе хозяин. Есть хозяйство. показывала что это за хозяйство.
Были города, выросшие из рынка. Сердце таких - торговая площадь. Живое, бьющееся сердце, от которого зависело существование города и горожан.
Каждый горожанин жил с картинкой этого сердца города, она влияла на восприятие города и жизни в нем.
А потом пришла сначала Екатерина и раскатала прежние планировки. Потом советская власть заменила почти в каждом городе старое ядро на новое. И сейчас это новое тоже умерло.
Сейчас в большинстве городом старое сердце пусто. Хорошо еще парк на месте старой крепости. Или на старой торговой площади худо-бедно торговые ряды заселили заново. Но порой, особенно в старых маленьких городах стоит над городом пустой круг валов. Там только трава и ветер.
Не могу отделаться от мысли, что нынешнее наше состояние вечного недовольства городами связано с этим. Заметил - все чаще на вопрос "где у вас центр города" местные теряются. То ли площадь у мэрии назвать то ли торговую улицу. С этим и плывет осознание города. Пока бьется сердце, всякий понимает в каком городе он живет. Чем он славен, с чем ассоциируется. А когда сердце пусто, когда вместо площади для людей перекрекресток, по которому несутся машины, что скажешь?
Интересно, что видел это и в иностранных городах - там чаще не было такого слома эпох как у нас. вон в Солсбери и Йорке до сих пор на старых рынках в ядре города - рынок. В Альби как рулил всем катарский собор, так и высится на соборной площади. Сигишоара, город на горе, обнесена стенами. Эти города кажутся живыми.
А у нас вечно есть ощущение чего-то не живущего в полную силу, а проживающего.
Сделали в Питере музей в старом центре - Зимнем и Дворцовой площади. и город закрылся на своей музейности. Культурная столица - звучит вроде бы нормально, но что это сейчас значит?
Всякий кто хочет "жить" стремится уехать - в Москву (сохранившую кремль резиденцией власти) или едут в нефтяные сибирские города, где все вертится вокруг промысла и промыслом живет - едут в живые города.

Может быть действительно есть что-то порочное, когда вместо живого бьющегося сердца город имеет перекресток или запущенный парк?



думки

Previous post Next post
Up