Нынешний Ивано-Франковск довольно крупный (около 240 тыс. жителей) областной центр Западной Украины. Сами украинцы частенько говорят, что национализм там проявляется куда серьезнее, нежели в более известном Львове. Что при этом интересно: Львов был основан Даниилом Галицким, чтобы защитить независимость Галиции. Ивано-Франковск же заложили поляки как опорный пункт польских магнатов в Галичине. То есть этот город уже при рождении был в самом центре национальных противоречий этого сложного края.
Здесь мы должны были пересесть с автобуса на поезд и не предполагали серьезного знакомства с городом. Однако времени вдруг оказалось достаточно, и без какой-либо подготовленной информации мы отправились бродить, пытаясь вычислить, где есть что-нибудь интересное просто по карте. Пытаясь понять, как город устроен и строя предположения об историческом прошлом города по названиям улиц и по форме кварталов. И вроде бы все ясно и прозрачно, ан нет. Очень уж тесно переплетена история переименований и перестроек. Очень уж многое в Ивано-Франковске обманчиво.
Предыдущая часть Начало здесь подробное описание маршрута
здесь Для меня Ивано-Франковск устойчиво начинается с вокзала. Уже несколько раз приходилось проезжать через него или делать пересадку. Но дальше привокзальной площади так и не был. А надо иметь ввиду, вокзал там здоровенный. Построен при австрияках в начале XX века в том же стиле, что и львовский. По объемам может и не такой массивный, но в длину - едва не 200 метров! Кстати к вопросу об австрияках и немцах - вокзал был первым электрифицированным объектом в городе. Работы по электрификации вела компания… Сименс и Гальске!
Плюс перед ним длинная узкая площадь, кишащая маршрутками. Все-таки город - крупный пересадочный узел в автобусном сообщении для всего Прикарпатья. Первый раз, когда там был, даже растерялся, как в таком бедламе можно что-то найти.
В Москве в общем-то Ленинградский вокзал и тот меньше. Та же Рязань - в два раза больше по населению, а вокзал меньше раза в четыре.
Собственно, вокзал это первый повод обмануться - по нему кажется, что город очень большой. Тысяч 500 населения, не меньше. Собственно, нам и подумалось, что за наши три часа мы сможем только что-нибудь поглядеть, а вовсе не «почти весь центр». Первая хитрость как раз в том и состоит, что центр Ивано-Франковска очень и очень компактный. Застроенный плотно и в смысле организации центра города - органично. Тут действительно в пределах нескольких кварталов поместилось все что нужно крупному городу.
Это мгновенно читается и по карте, стоит только взять ее в руки.
Обвел кружком место, где плотность нарезки кварталов резко возрастает. Верный признак центра.
Если рассмотреть эти кварталы поближе, то центральность и историчность выбранного места становится очевидной:
Обнаружив это обстоятельство, направились от вокзала путем, который показался кратчайшим. Тем более, что этот путь вел через улицу Валовую. Так обычно называются улицы, оставшиеся на месте крепостных стен или, если крепость в 16-17 веке расширяли - внешнего кольца валов. Верный признак границ центра города.
Вот и по домам как будто видно начало центра. С одной стороны многоэтажки двадцатого века,
(ул. Гаркуши)
…а в другой стороны перекрестка - костел.
Можно как раз считать костел маркером исторической части. Обычно центр старше, начинают попадаться церкви, дома становятся менее этажными.
За костелом опять же начинается улица Сестер Васильянок - здание их монастыря сохранилось в центре улицы. Опять же - монастыри частенько ставили именно за городскими стенами.
Но хитрость в том, что конкретно этот костел маркером совсем уж старого города не является. Он был построен отцами-иезуитами только в конце XIX века, когда вокруг уже был город. Более того. Идущая вправо от костела Грюнвальдская улица в начале XX века вообще была административным центром города. Здесь в здании железнодорожной дирекции (Грюнвальдская, 11) располагалось с января по май 1919 года Государственный секретариат Западно-Украинской Народной Республики. А с 1939-го после присоединения Прикарпатья к СССР в этом здании находилось областное управление. Сейчас там заседает управление юстиции.
С отцами иезуитами тоже довольно интересно - раньше их костел и монастырь располагался в центре города теперь там греко-католический кафедральный собор. Выгнали с насиженного места иезуитов австрияки после того, как в 1773-м захватили у Польши Галицию. Только через 110 лет иезуитов пустили обратно и позволили построить костел.
Тем не менее, смысл улицы Валовой не обманчив. Тут действительно находился один из бастионов крепости. Нам показалось, что бугры в сквере между Валовой и Шопена - как раз остатки старых стен.
Вроде бы дальше должен начаться непосредственно старый город, то, что было внутри стен. Но вновь не совсем так.
Этот кусочек - пара кварталов между Станиславской улицей и Валовой был пристроен к городу (основной крепости) как отдельный форт, чтобы защитить усадьбу Потоцких.
Фото взято
из Википедии автор - Vart ua
Здесь хорошо видно - крепость сама по себе - правильный шестиугольник, а к нему пристроен отдельный форт - такой аппендикс, в котором находится только особняк и парк. Этот особняк - дворец Потоцких.
Такой почет - отнюдь не просто так. Именно с имения Потоцких все и началось. До них тут, в селе Заболотье в 1624-м магнат Станислав Концепольский начал строить свой замок. Потом имение переходило из рук в руки, пока в 1654-м коронный гетман Станислав Ревера Потоцкий не купил его у Жечковских. Дальше у исследователей однозначности нет. Кто-то говорит, что строить крепость начал уже Станислав Потоцкий. Считается, что в 1660-м замок и поселение под ним были важным военным центром. Но однозначно, что это строительство стало куда более энергичным при его сыне, краковском кастеляне, впоследствии полном коронном гетмане Андрее Потоцком.
В 1662-м он дает поселению на территории поместья право проводить ярмарки и торги, через месяц дает ему название «Станиславов» (то ли в честь отца, то ли в честь сына - тоже Станислава) и магдебургское право. Это право вскоре в 1613-м году подтверждает польский король Ян Казимир. А Андрей тогда же в 1662-м сразу дает привилегии на поселение в городе еврейской общине и приглашает строить город-крепость мастера аж из Франции, из Авиньона - Франко Корасини.
Мастер берется за дело комплексно. Закладывает город и крепость по барочным правилам идеального города. Правильный шестиугольник дерево-земляной бастионной крепости, внутри правильный квадрат рыночной площади с ратушей в центре, запланированы места для храмов, в том числе храмов еврейской и армянской общин. Интересно, что даже меру Корасини использует французскую, город спроектирован в туазах. Строится крепость быстро - за пять месяцев.
Потоцкий продолжал делать город благоприятным для поселения и роста и дальше - в 1663-м дает право армянской общине построить свою церковь. В 1664-м дает цеху мясников освобождение от налогов на 20 лет. Более того - добивается открытия в 1669-м при приходской церкви «Академии» - филиала Краковского Ягеллонского университета.
К 1668-му город приобретает законченную структуру - поляки и русины размещались в северо-западной части города, армяне в восточной, а евреи в южной, там, где теперь синагога.
Основные приметы того давнего расселения, церкви и синагога уцелели и сейчас.
Позже в 1679-82-м приглашают еще одного мастера фортификации - Карла Бенуа. Он перестраивает крепость в кирпич и камень, а также включает в периметр крепости перестроенный в дворец старый замок Потоцких. То есть добавляет форт, вытянутую часть крепости к основному шестиугольнику.
Дворец Потоцких до наших дней сохранился плохо. То, что от него осталось можно найти на Шпитальной улице в глубине двора за этими уцелевшими воротами.
На улице, что вела от ратуши к дворцу, разместился монастырь тринитариев. Австрияки упразднили и его, перенесли сюда торговлю с ратушной площади. Однако, что интересно, к приходу советской власти площадь была уже застроена, осталась только короткая улица, и эту улицу называют Старозамковой. Вот казалось бы - магнатский замок еще при Потоцких был перестроен во дворец, а все еще его называли замком.
Вот она, коротенькая Старозамковая. На заднем плане видно, что она упирается в ворота дворца Потоцких.
Опять же, когда мы на нее попали, создалось впечатление, что стоял тут старый замок, рядом с ним посад. Улица вела в город и тут, у ее начала, были ворота в город. Ан нет. Хотя и можно сказать, что город вырос из замкового посада, насколько все-таки все было иначе - село, принадлежащее замку и поместью, Заболотье, располагалось вдоль нынешней ул.Васильянок. Город Потоцкий построил на чистом месте. Собственно город стал играть решающую и ведущую роль - он почти сразу дал ему право самоуправления - магдебургское. Подчеркивая, что город не синьориальный, что не замок, а этот новый город тут главный.
Торговля на Старозамковой. Словно осколки тех времен, когда здесь была торговая площадь.
Крепость срыли опять же австрийцы. Решили что при них она потеряла оборонное значение. Потому и на ул.Валы она четко не просматривается. Но все-таки карта совсем уж не обманывает. На улице Фортификационной можно увидеть уцелевший фрагмент стены. Той самой, постройки Бенуа.
От начала же Старозамковой действительно начинается старый город. Архитектурно он выглядит не так уж монолитно и архаично…
…иногда совсем не архаично…
…но четко выделяется «городской» плотностью застройки.
Площадь Шептицького. Справа - тот самый греко-католический Воскресенский собор, раньше иезуитский костел.
Площадь Шептицького как раз центр прежних польского и украинского кварталов. С одной стороны, ближе к ратуше иезуитский костел, с другой стороны площади - костел Девы Марии (1672-1703гг) по уверению путеводителя - барокко с чертами ренессанса.
Теперь в этом костеле художественный музей и всякие выставки.
Остальные храмы-метки национальных кварталов так же просматриваются до сих пор.
Площадь Рынок. На заднем плане синие купола-колокольчики - бывшая армянская церковь (ее мы опознали в первую очередь тоже по карте - она находится на улице Вирменской - четком указателе армянского квартала). Теперь этот храм принадлежит автокефальной православной церкви.
Синагога, перекресток улиц Страченных и Крушельницкой - маркер еврейского квартала.
Но самое четкое место, если судить по карте - площадь Рынок - старое сердце города. Тут никакой обманки, все четко. Действительно и по задумке Корасини с Потоцким это было центром.
Тут и самые нарядные здания
И уголки для посидеть
Но в центре истинное сокровище Ивано-Франковска. Ратуша. Интересно, что старое (второе) здание на этом месте представляло собой аж девятиэтажную башню. А эта была построена при поляках, после захвата Польшей Западно-Украинской Народной Республики в 1919-м. С точки зрения архитектуры, особенное время - польский конструктивизм. И ратуша - уникальна. Конструктивистская, в форме креста, и с уникальным для Европы навершием в форме золотого шлема.
Что интересно - сейчас, когда коммерция проникает в исторические здания, мы сожалеем. Но в данном случае в ее крыльях изначально были запроектированы места под лавки и ресторации.
А еще интересно, что подвалы составляли неизменно-обязательную часть этой ратуши. С ними кстати связан еще один аспект идеологического характера. Утверждается, что над ней в 1990-м раньше всех других городов был поднят желто-голубой флаг новой Украины. Вроде бы в продолжение традиций города, который был столицей Западно-Украинской Народной республики с января по май 1919 (после последовательно потерянных Львова и Тернополя) пока поляки не отжали всю Галицию вплоть до Збруча. Недолго, но был столицей, чего бы городу не иметь традиций самостийности, в чем противоречие?
Так вот штука в том, что Потоцкий не из благотворительности вдруг решил построить город. С нуля, на новом месте. Сразу и крепость и привилегии, то есть так, чтобы его быстро населили…
Сейчас путеводители говорят, что крепость построили в первую очередь для защиты от набегов крымских татар. Действительно, уже в 1672-м году город выдержал мощную осаду турецко-татарского войска.
Но хитрость в том, что в подвалах городской ратуши постоянно держали не кого-нибудь, а опришков. Это литовцы присоединяя русские княжества не трогали православие и позволяли вести делопроизводство на русском языке. Поляки же правили Украиной железной рукой, с презрением и остервенением по отношению к русским-русинам, ни к их укладу вообще, ни к православию в частности. В городах не только у поляков, но у немцев, армян и евреев было больше прав, чем у русин. Ни прав, ни воли, ни доли.
Естественно, русины сопротивлялись, как могли. Первое упоминание опришков - 1529-й год. В 1588-м поляки даже приняли особые, «суровые», законы против опришковства. Стремясь отомстить за причиненные обиды, за потери, русины сбивались в небольшие ватаги, жгли усадьбы, грабили арендаторов. Уходили в горы и снова спускались вниз. Именно этот край, Прикарпатье, Покутье, угол между Карпатами и Станиславовым был районом наиболее активных их действий. В 1621-м сорок опришков под руководством Гриня Кардаша даже смогли взять укрепленный господский замок в окрестностях Коломыи. А когда в 1648-54-м шли войны сначала между Хмельницким и Польшей, потом между Москвой и Польшей, всякий раз тут усиливалось опришковское движение. В 1659-м случилась Переяславская Рада. Левобережная Украина навсегда оказалась потерянной для поляков. В любой момент это могло случиться с Правобережной Украиной и Галицией, которая пылала и билась против шляхты.
В свете этого совершенно логично выглядит строительство мощного опорного пункта. Современной крепости, блокирующей пути опришков из Карпат. Даже сейчас турагенты называют Ивано-Франковск воротами Карпат. А официальная реклама - столицей гуцульского края. Это его-то, который почти всю свою жизнь бился против гуцульских опришков. Объективно - добираться до Гуцульщины минуя бывший Станислав - тяжело. Так же как и уезжать из Гуцульщины на север - никак не проедешь. Я сам всякий раз из Гуцульщины ехал через него.
Что еще интересно - когда австрийцы захватывают Галицию, они пытаются несколько смягчить противостояние между поляками и русинами. В свете этого крепость Станислава, могучий оплот поляков против русин - не нужен. Ведь казалось бы странно - если крепость играет пограничную роль, зачем ее убирать? Граница сравнительно недалеко. Причем граница с активной и деятельной Россией. А если рассматривать крепость как опорный пункт против русин - все нормально. Нет политики угнетения покоренного народа - не нужна крепость.
Правда, потом все изменилось и для австрийцев - Россия активно наступала. Австрия, как и в свое время поляки, начала бояться что эта земля сама, стремлением местного населения перетечет к Москве. Так что был взят курс на дерусизацию и снова полякам дали власть, и они тут же вновь начали зверствовать. Тут же вновь вернулись и опришки.
До самого начала XX века основным населением в городах были поляки. Поляки, евреи и армяне. Например, в Станиславове в 1890-м из 22391 человека евреев было 12149. В 1931-м из 198359 жителей поляков - 12214 - 60,6%. Украинцев - 24,7%.
Во Львове, кстати, перекос был еще больше в пользу поляков. При провозглашении ЗУНР во Львове тут же вспыхнул польский мятеж и Западно-Украинская республика город потеряла.
Вот такой интересный поворот - от крепости, построенной чтобы держать у своего места русин к оплоту весьма специфического украинского национализма с противоречивыми корнями.
С другой стороны, благодаря всему этому Ивано-Франковск имеет собственное лицо, свою специфическую структуру. В боях Первой Мировой город сильно пострадал, поляки тут построили не только уникальную конструктивистскую ратушу.
Жилые дома на Галицкой улице в районе Вечевого майдана.
С конструктивизмом связан еще один забавный картографический момент. В большинстве современных городов западной Украины есть улица или площадь поэта Мицкевича. Чаще всего название его именем ничего не означает. Однако Ивано-Франковск преподносит в этом сюрприз.
Здесь площадь Мицкевича была спроектирована еще при поляках именно с таким названием, как площадь, где искусство играет первую роль. Именно на этой площади был построен музыкальный театр в стиле опять же польского конструктивизма.
После того как для театра при советской власти было построено отдельное здание, тут разместилась филармония.
А площадь Мицкевича стала просто уютным и удивительно тихим для центра города местом.
Вообще в кварталах, отделяющих площадь Мицкевича от Вечевой есть забавные уголки.
Такие… свои собственные.
Дальше располагается Вечевой майдан. По карте, когда смотрели, подумалось, что уж площадь для вече по-любому должно быть центральней и историчнее некуда. Тогда, повторюсь, мы еще не знали ничего про основание города как крепости.
На самом деле до советской власти тут был городской парк, потом парк перенесли дальше, а тут остался сквер. Только уже во времена новой Украины площадь назвали Вечевой.
Надо иметь ввиду изначально город был в первую очередь крепостью. В таких городах основное население может частенько жить за его стенами. А иной раз и не иметь права в них входить. Так было, например, в Измаиле, военной крепости. Интересно, что и сейчас это сохранилось в структуре города - есть четко очерченный центр и прежде предместья, а теперь жилые районы. В этих районах плотность застройки резко падает. Тут оставались места для строительства новых зданий в XIX и XX веках. В частности, на месте площади Мицкевича и сквера от площади до улицы Сотника Мартинца изначально располагались бастионы крепости. А за их пределами были уже предместья. Позже на их местах возникали районы массовой застройки.
Например, австрийской.
(ул.Галицкая близ перекрестка с улицей Сечевых Стрельцов)
Или точечной застройки разных эпох
Ул.Незалежности
Вполне вероятно что этим обстоятельством и определяется эклектичное лицо улицы Незалежности, главной пешеходной зоны города.
Горожане называют ее «стометровкой», как место основного променада. Как положено в таких местах тут встречаются и музыканты
Железное дерево, под которым сидят музыканты, тоже отличительная и занятная часть города. В Ивано-Франковске в последнее время проводится ежегодный фестиваль кузнечного мастерства. К окончанию фестиваля кузнецы делают и дарят городу коллективную железную скульптуру.
Нас, правда, куда больше удивила на «стометровке» не затейливость подарка галицких кузнецов, а затейливость нарядов местных барышень. Может быть это была странная флуктуация, но нам частенько попадались женщины, одетые в совершенно особенном вкусе. Когда барышня с явными проблемами фигуры может надеть обтягивающие лосины, полупрозрачную блузку сверху и умопомрачительные ботфорты, с металлическими вставками, сияющие как доспехи рыцаря. Надо сказать, что после замечательно симпатичных чернивчанок женщины ивано-франковска удивили.
Тем не менее, город показался весьма интересным. Цельным, компактным. По-своему весьма стройным и логичным. В нем нет того архитектурного пиршества, какой дарит Львов. Часто, кстати его называют малым Львовом за основную застройку австрийского времени. Я этого не увидел. Сочетание домов разного времени, создает свое собственное настроение.
Все эти клише только уводят от восприятия города, таким как он есть.
Тем более, что частенько оказываются и вовсе - обманчивы.
В завершении, например, по названию можно подумать, что город назван именем Франко потому, что он тут родился. Ан здесь он только «часто бывал». Настроишься увидеть в городе столицу национализма, а на тебя за русский язык ни разу косо не посмотрят.
Какие бы ярлыки ни клеили, любой город имеет свою собственную прелесть и свое лицо.
Дальше -
про замки Подолья P.S. кроме википедии, использовались материалы странички:
http://stanislaw.in.ua