Карпаты 2009-2010. Часть 4. Лошадки и рафтинг. Отдых в Криворивне

Feb 21, 2012 08:35

С хозяином садыбы, Дмитрием Андреевичем, мы заранее уговорились обо всем, и с Дземброни он должен был нас забрать машиной, если бы мы все-таки пошли Чорногорой (250 гривен машина). А также с ним мы сговорились на ночлег с двухразовым столом предоставить (100 гривен с человека, дешевле только у Галины в Криворивне). С ним договаривались о лошадках (180 гривен с человека за три часа) и он же сосватал нам рафтинг - общество «Экстрим-партия», которые стояли лагерем на другом его участке (тоже дешево - 250 гривен с человека за сплав).
После спуска с Кострича, он встретил нас обильным ужином, предваряющим гастрономическое изнурение Криворивни.
Ну а утром под удачным ярким солнцем его домашние принялись запрягать для нас лошадей. Тут-то нас и ждала одна из самых больших неожиданностей, за всю практику катания на лошадках.



Предыдущая часть

Начало здесь

подробное описание маршрута здесь

Вообще хозяйство газды Дмитрия Анатольевича явно ориентировано на прием туристов. Хозяева жили в отдельной хатке а для гостей был предусмотрен большой дом. На первом этаже - обширная столовая с длинным столом, который мы заняли едва на треть. По телевизору в той же обеденной комнате «типа случайно» весь ужин крутился промо-ролик про красоты зимнего отдыха в Карпатах и горнолыжные радости. Как бы намекал.
Впрочем, даже сейчас, летом, кроме нас была еще пара туристов - киевские мама с дочкой на выданье. Причем дочка по-русски говорила еще кое-как, а мама - только по-украински. На лошадках оная дочка с нами не собиралась, а на рафтинг как раз подписывалась, как выяснилось. Ну а мама все больше по солнечным ваннам да томному лежанию на бережку Черемоша практиковалась.



Слева - Кострич, по пригорку, что в центре фотографии, мы и спустились вчера в Верховину.

С самого начала, когда обсуждали с Дмитрием Андреевичем катание, он упомянул, что своих лошадей у него две, а для остальных нас он попросит у соседей. Казалось бы, ну и что? А штука в том, что лошадки у соседей - обычные рабочие худобки и гарантированно слушают именно своего хозяина. Плюс еще рачительным верховинцам тяжко сжиться с мыслью о том, что мало ли чего с их кормильцем случится.
В итоге хозяева подвели нам лошадей и… пошли с нами! Пешком!
Более того, они последовали за нами и в горы. Каждый шел подле своей лошадки, иногда хватаясь за ее хвост, чтобы было легче подниматься.



Ощущения были престранные. Мы чувствовали себя как белые бваны, которых сопровождают туземцы.
Сами лошадки были покладистые, но отчетливо деревенские. Шурику даже досталось не полноценное седло, а рама, на которую был накинут традиционный лижнык, а
Натали коняга с гордым именем Зирка (т.е. Звезда) с недоуздком вместо узды.
На обычные сигналы шенкелем или поводом местные лошадки могли иной раз вообще не обращать внимания. Посоветованный хозяевами прутик был больше нужен, чтобы грозить ей, а не хлестать. Сколько раз хозяин Зирки бежал к ней, воздев в вытянутой руке самого мирного вида веточку, и этого было достаточно, чтобы Зирка прекращала мыслительный процесс и все-таки делала несколько резвых шагов. Они были куда более привычны к командам голосом и четко выделяли своего хозяина. Более того, в Карпатах в качестве команд приняты больше австрийские термины и русских слов лошади не понимали. Например, «вперед» по-местному произносилось как нечто среднее межде «вие» и «вье».



Зато две лошади газды Дмитрия Андреевича были совсем другое дело. Их завели специально под катание туристов, и его сын сам их выездил и вышколил. Эти слушались, как положено, и не имели привычки задумчиво встать перед канавкой и предаваться философским размышлениям. Сын хозяина их сам и сопровождал и с гордостью рассказывал, как занимается с ними, как катает туристов.
Надо заметить, что маршрут на катательные три часа они нам выбрали действительно достойный. Сам поди разберись в мягких увалах окружающих гуцульскую Верховину, в хитросплетениях тропинок и выгородок.



Там слева вдали - отроги Чорногоры. Одно из пристанищ легендарного Довбуша и цель недостигнутая в этой поездке

Разохотившись, сын газды рассказал про воду. В детстве удивлялся словам деда, который наставлял его, что из всякого источника в горах пить не стоит. Иная вода плоха, другая годна. Это потом понял, что проходя через разные породы, иной источник напитается полезными элементами, а другой может и серы намыть или чего хуже. Сознался даже, что как-то дал своим городским приятелям попить из джерела, утаив, что дед из него пить не велел. Потом с любопытством услышал, что уже в течение часа приятели почувствовали онемение кончиков пальцев. Никто не пострадал, но он все равно с тех пор избегал пить из джерел, если они не относились к списку рекомендованных дедом.
Кстати сознался, что действительно можно было, как мной задумывалось, добраться до Криворивни на лошадях. Также упомянул, что можно сделать и более длительный поход - на Чорногору или к ущелью Довбушанка - на будущее.



В общей сумме мы откатались даже больше условленных трех часов, но взяли с нас немногим больше - по 200 гривен с человека (около 800 рублей).
Самое замечательное в прогулках на лошадях по горам, это что не надо бить свои ноги, а виды открываются совершенно чудесные. Другое дело, что забраться куда подальше - сильно дольше и будет вообще другой историей.



А пока же мы наслаждались открывающимися видами и были исключительно довольны:


Тем более что и погода радовала, более того - обещала остаться такой же и во второй половине дня, что для рафтинга, пожалуй, еще более важно, чем для лошадок. Надо иметь ввиду, что первый наш опыт рафтинга, в предыдущем 2009 году, хоть и обошелся без крови, но все-таки прошел в весьма непростых условиях.
Тогда, если помните, мы догуляли пешком до Татарива и оттуда сели на автобус до Криворивни. Погоды стояли тогда тоже обнадеживающие, однако на следующий день, выделенный специально для отдыха в чудесном доме чудесной Галины, облака висели с утра и до самого вечера. Мы выбрались только показать
Янке местную гражду, да в магазин. Зато отъелись, отоспались, играли с дочкой Галины в карты на зерна гречки, под вечер даже малость поплясали, хотя Галина и Вика отказались показывать карпатские танцы в подробностях.
День этот прошел великолепно, заразив уже и
Янке симпатией к Криворивне и семье Галины, однако, засыпал я с серьезными опасениями, что следующим днем будет проливной дождь, а не рафтинг. Горы - такое дело, никогда не угадаешь с погодой и надеждами.
Тем не менее, видимо, Фея Перекрестков сделала, что могла, и утром я из окошка увидел солнце и зацепившийся за крышу сарая клочок облака.



Фото Александра Корнилова (с)

Когда мы добрались до Верховины, облака даже разредились, вселяя еще больше оптимизма. Там мы встретились с моими киевскими друзьями, Али и Татьяной, которые отважно решились присоединиться к нам на рафтинг и праздник в Путиле. Для нас это было недельное путешествие, а для них только выходные. Сели в пятницу вечером в поезд в Киеве, утром субботы их встретили на вокзале в Ивано-Франковске те ребята, что организовывали рафтинг - Тернопольский туристический клуб. Подхватили их на своей машине в общем-то за копейки и довезли до Верховины, где забрали уже нас и довезли до верхней точки сплава. А там (о радость!) посвечивало солнце



Фото
Лены «Мышки»

Если мы горевали, что предыдущим днем шел дождь, то рафтеры ему искренне радовались. Так-то они испытывали серьезные сомнения, что вода позволит сплавиться, но нам необыкновенно повезло: с этой стороны хребта дожди лили перед тем десять дней кряду.
Обычным и подходящим для сплава на Черном Черемоше считается кусок до Верховины и чем выше, тем интереснее. Весной в высокую воду сплавляются из самых верховьев, чуть ли не с Буркута, но при средней воде начинают от Быстреца. Отсюда вниз как раз одни из самых интересных порогов - Дземброня, оба Гука и другие. Спускаются обычно до Верховины, дальше Черемош течет в плоском русле, интересных порогов нет, но летом спускаться по нему - только по камням тереться. В общем, спортсмены его ниже Верховины не любят.
Кроме нас пятерых набралась еще пара-тройка человек «на покататься», а остальные были из числа спортсменов или серьезно увлекающихся. У последних было с собой все оборудование и даже каяки. В частности - нормальные гидрокостюмы. Нам же, профанам, выдали влагозащитные курточки и, главное, жилеты и каски.
В общем-то, куртки в качестве защиты от брызг годятся, но только на первый час-полтора. Потом все равно промокаешь насквозь. Так что при определенных погодных условиях имеет смысл брать с собой запасную одежду и обувь.
Защитным чехлом для фотоаппарата я не озаботился, так что фотографий с воды, увы, не будет. Будет многабукаф.
Всех новичков типа нас погрузили в один рафт, дали основные инструкции и, не могу сказать «мы поплыли», вернее будет «нас понесло» вниз.
Как бы близко к берегу не идешь пешком, с воды оно все-таки выглядит совсем иначе. Тем более что в горах тропа все равно не следует руслу в точности и с комфортом, то и дело приходится пробираться через перекрученные ветви и кусты, или далеко отходить от русла. Река же прорезает горы насквозь, открывая срезанные стенки скал. Карпаты в этой части сложены осадочной породой. Когда она зарождалась, будущая порода ровненько выседала на дно моря, образуя слои. А потом континенты и щиты начали двигаться, сминая слои камня в гармошку, эти складки обтачивала потом вода и ветер, оставляя в итоге покатистые зеленые Карпаты. Это все не замечаешь, пока не увидишь такую вот скалу-срез, в которой слои, бывшие когда-то горизонтальными стоят теперь почти вертикально. Тогда только можно удивиться и ужаснуться невероятной силе, которая мяла и крутила камень, как тонкую бумагу.
Воды все-таки было не так много, чтобы плыть все время с комфортом, пришлось выгребать весьма интенсивно и часто, но и поглазеть времени оставалось. Что мы и делали, пялились на перекаты, скалы и мохнатые смереки на склонах над скалами…
…пока тучи все-таки не нагнали нас, и не пошел дождь.
Как только солнце скрылось, ветер вдруг оказался холодным, а вода ужасненько мокрой. Мгновенно и больше всех пострадал из нас Али. Он мгновенно превратился в самого несчастного гремлина на свете и потерял всяческое ощущение радости. Однако ж, после рафтинга надо было добраться еще до Путилы, потому мы все-таки продолжили спуск до конца Верховины.
Собственно, эта часть сплава показала, что пускай ровное каменистое русло Черемоша ниже Верховины и не интересно спортсменам, то нам, курортникам, она в самый раз. Особенно, если вода не будет одновременно литься сверху и снизу. Тем более что по этой части реки можно сплавляться и в середине лета. Потому я и отважился запланировать рафтинг и на следующий год (2010) в куда более прогулочном формате. Еще бы - сначала лошадки, потом обед у щедрого газды. Участок в поселке у него был не один. Второй, прямо на берегу, он сдавал на все лето спортсменам-рафтерам. К этим-то спортсменам мы и напросились в 2010-м после лошадок. На этот раз было солнце и лето за середину, но рафтеры опять радовались, как страшно всем повезло, что с неделю перед нашим приездом лил дождь и воды в Черемоше было вдосталь. Радовались и мы, делая заметку сплеснуть на ближайшем перекрестке благодарность Фее Перекрестков и Демону Дорог.
На второй раз нам повезло и с инструктором, он лучился задором, словно просидел год на берегу на голодном пайке, а теперь его спустили с цепи. Знал каждый перекатик и камень в русле, знал, на каком из них будет веселее в эту воду и уже заранее закладывал к ним маршрут. Ну а увидев буруны с азартом командовал выгребать на волну, подпитываясь визгом и уханьем пассажиров. Удивительно, но ныряли и прыгали мы в 2010-м на спокойной реке под Верховиной куда больше, чем на бурных порогах в 2009-м.
А ведь тогда, весной 2009-го так лило, что было объявлено бедствие. Галина, когда рассказывала, называла это просто «стихия». Вспухший Черемош размыл дороги, подгрыз берега, набуянил.
Даже в 2010-м продолжил, Галина рассказывала, что вода подступила у них к самому порогу, а домики немного ниже затопило. Люди вынуждены были уходить от «стихии» в горы. Собственно, уходила и семья Галины, поднималась к родственникам.
Тем не менее, уровень воды был ниже, река казалась спокойнее, но по субъективному восприятию даже греблось как-то легче, а в финале и высадили нас удачнее.
По маршрутной задумке нам надо было попасть в Криворивню, туда и догребли, высадились чуть-чуть ниже, у развилки на Косов и Выжницу. Помогли вытащить рафт на берег, а взамен получили из подъехавших машин свои вещи и пешком поднялись до домика Галины.
Следующий день был временем отдыха и расслабухи, законного времени в очаровательной Криворивне.



Фото Александра Корнилова (с)

Удивительным образом следующий день был похож на такой же день отдыха в 2009-м. Разве что облака все-таки были выше и дождь не лил день кряду. Шурик даже успел пораньше сходить в выданных заботливыми хозяйками галошах за грибами и в обед получил свою долю комплиментов за сваренный бабушкой Василиной обед.
Натали и Шурик вкусили наконец кухни Василины, послушали чудесный шепот Черного Черемоша на лужайке перед домом Галины, вечером попили чудесного чая из мелиссы. Поприветствовали йижаков, вечером пришедших попить молока.



Фото Александра Корнилова (с)

Теперь уже и они оценили и гастрономическое безумие, постигающее всяческого гостя Галины и необыкновенные красоты Криворивни, хорошей и в ясную погоду и когда облака поднимаются и перекатываются за седловину.



Фото Александра Корнилова (с)

Я же радовался еще и тому, что прежний концепт вольного пешего путешествия, не реализованный в полной мере с 2007 и 2009 года продолжился и еще более полно замкнулся в 2010-м - от Ясиня до Верховины пешком, а оттуда - сплавиться по реке. Невероятный концепт и невероятное его завершение.
Удивительно еще и то, что если всю дорогу день мы так или иначе, но насухо вечер не проводили, то здесь не то чтобы Галина против была, но как-то не хотелось. Каким-то совершенно естественным образом вышел день без алкоголя.
Все вместе, сладкий воздух, солнце, заросший дикой мятой берег Черемоша, облака, путающиеся в смереках на склонах, добрая еда, сделало так, что за один день мы отдохнули как за неделю. В общем-то оно и очень надо было, потому что на следующий день мы через Коломыю доехали автобусом до Ивано-Франковска, где предстояло сесть в поезд до Львова, а там на самолет и домой.



Фото Александра Корнилова (с)

Но об этом позже, пока же вернусь вновь в 2009-ый, когда после сплава нам надо было ехать дальше в горы на праздник ухода гуцулов на полонины.
Как я уже упомянул, под конец сплава стало очень холодно, очень мокро и несколько противно. Если остальные храбрились, то мой киевский друг Али не сдерживался и открыто жаловался на постигшие его неприятности. Мы даже не добрались до Криворивни, причалили за Верховиной. Девчонкам повезло расчехлить припасенную одежду и переодеться в уазике-буханке организаторов. А мы с Али были налегке и остались как дураки в мокром. Чтобы облегчить жизнь, организаторы подкинули нас до развилки на Косов и Выжницу.
С неба все еще несло моросью, под берегом бурлил вспухший мутной водой Черемош, а нам предстояло добраться этим же днем до Путилы, где следующим воскресным утром обещали народный праздник «Полониньску Ватру».

Дальше, про горный праздник.

подробное описание маршрута и координаты устроителей рафтинга и катания на лошадях здесь



Гуцульщина, Карпаты, Украина, приключения, наше ненаше, отпуск

Previous post Next post
Up