15 июня. День шестой. Воскресенье.
Утром я привычно уже проснулся и отправился дальше. К этому времени я уже не просто втянулся, а полагал такой стиль жизни лучшим. Проснулся, подтянул пояс, да и поехал дальше. Нигде не стоять, нигде дольше ночи не оставаться. Кати и кати себе дальше. Красота, не жизнь.
самое начало тут
http://obmorock.livejournal.com/22881.html а здесь предыдущая страница:
http://obmorock.livejournal.com/24090.html Гостиничный ресторан еще не работал, а поскольку проход в гостиницу организован через ресторанный зал, меня выпускали через служебную дверку во двор.
Прямых автобусов на Ивано-Франковск по-прежнему не было, но в 7:45 уходил автобус до Монастыриской, где сразу удалось пересесть на бусик до Ивано-Франковска. Обнаружил, что за это время привык и к автобусам. Вообще к концу недели понял, что сильно изменился. Ушла дерганность и торопливость. Час-два в автобусе из вынужденной потери времени превращалось в созерцание местности, которой проезжали, неторопливые размышления.
По пути соседкой оказалась активная верующая из адвентистов седьмого дня, тетка средних лет с копной иссиня-черных волос потрясающей густоты. Села, огляделась-присмотрелась, притихла. Видно было, что ей не терпелось начать разговор, но как человек воспитанный, хоть и сектант, она на рожон не лезла. В конце концов, нашлась: «А вы до Франкивска йидете?». Отожь! Ответил, тут же спросила, к кому да откуда и дело пошло. Очень заметно было, что ее на самом деле не волновало и не трогало, кто я, да откуда, как тут оказался, один без ансамбля. Гораздо важнее ей было рассказать о себе, точнее попытаться завербовать неофита. Покрутилась кругом, повертелась, чуток про себя обмолвилась, о тяжелой, понятное дело, жизни. Вздохнула, мол, только в Боге опору в этой жизни и видит. А сама активная, живая, хоть танцевать ей до утра, а потом еще ведь день работать, спины не разгибая и то не устанет. Я разговор поддержал. Еще бы, ехать не десять минут, а тут - живой человек, живой разговор, важный для нее. Она излагала горячо, трепетно. Сам отвечал мягко и по существу, чем смущал ее, заставляя сбивать линию разговора, соглашаться, а потом снова возвращаться в привычную колею. Вообще этот разговор не такой горячий и саркастичный, как обычно бывает больше всего показал, насколько им самим эти разговоры важны. Жизнь как-то в последние полтора десятка лет только с виду лучше становится. А изнутри многие люди чувствуют, что оказываются в яме, которая, как ни карабкайся, становится все глубже. Тут-то и поджидают ласковые объятия церкви или сектантов, которые благостью подменить стараются устроенность жизни. Только верующие обычно в этой вере тонут. Делать-то они больше не делают. Наоборот, больше времени посвящают вере и меньше тому, чтобы изменить что-то. Оглянись, передохни и видишь, что яма та же. Разговор с этой женщиной, пожалуй, больше прочих показал, как они, эти вербовочные разговоры нужны им самим. Ведь в каждом разговоре они снова и снова доказывают себе самим, что вера их нужна и дает им не призрачную, а реальную опору, наделяет жизнь смыслом. Мягко мы поговорили. Лирично.
В Ивано-Франковске пересел на бусик до Галича и выехал не больше чем через десять минут. В который раз проехал через-сквозь Ивано-Франковск и не видел его. В 11:30 уже были в Галиче.
Покинув Подолье, я покинул и солнце. Над Галичиной ровным пологом висели тучи, не взирая на Духов день - «Зеленый святок». У нас в этот день поют в поле «ты удайся, удайся мой лен», «Мы просо сеяли» и прочие песни для повышения плодородия, жгут Кострому. А тут украшают зелеными ветвями, как символом жизненной силы и плодородия, все, что только можно. Пускай дождь и промозглость, зато зелены ворота и двери. Ветки заткнуты даже под капоты автомобилей и рамки зеркал заднего вида автобусов. Ни одного дома я не видел, без зеленых ветвей.
Школа I-III ступеней.
Дома польского, видимо, времени по дороге от ж/д вокзала к центру Галича.
Вот и мертвое железо фонарного столба побеждено живительной силой Духова дня.
Высадившись близ центра города, я сразу отмаршировал к вокзалу, неподалеку которого имелась гостиничка. С гостиницами, надо признаться, в Галиче не очень хорошо. По сути, их всего две - мотель на трассе напротив замка и гостиница у вокзала. Обе небольшие.
Выбранная мною гостиница пускай и находилась не рядом с центром, даже на другом берегу Днестра, была рядом с вокзалом, где мне предстояло оказаться завтра рано утром. Состояла она, номеров, наверное, из трех и была простецкой донельзя. Располагалась на территории какого-то автохозяйства, на втором этаже конторы вместе с буфетом, дышавшим советским прошлым. Одно хорошо - номер был с удобствами (единственный номер с удобствами, рассчитанный человек на четверых и стоящий меньше 200 гривен - т.е. меньше 1000 рублей).
Телевизор, спрашиваю, есть? Буфетчица, она же портье, поглядела на телевизор, стоящий на стойке и заявляет, что этот отдаст. А вы как же? А мы все равно уйдем и запрем тут все, говорит, вы когда съезжаете? В семь, отвечаю. Добро, кивает, тогда я сторожу скажу, он вас откроет.
Такие дела.
Вот, вроде бы, надо теперь про Галич рассказывать, но понимаю, что рассказывать тут очень много придется. Сейчас все так привыкли ко Львову, что и забыли уже, почему страна, центром которой он считается, называется Галицией.
По сумме археологических и летописных данных считается, что Галич становится городом где-то около IX-X века. Был он одним из центров племенного объединения Белых Хорватов, которые вместе с волынянами вошли в состав Киевской Руси начала при Святославе Игоревиче, потом окончательно при Владимир Святославовиче в 992-м. С этого времени княжат на этих землях исключительно Рюриковичи, однако правят - большей частью бояре. Причем бояре, видно, вышедшие их еще белохорватской знати. Потому что Галич строптив, несговорчив и своеволен. Тем более, что после вхождения в состав Руси эти земли развиваются весьма активно. Крепнут торговые пути, речной по Днестру и сухопутные через Галич в Венгрию и Польшу и дальше в Западную Европу. Встают на ноги Волынь, Владимир Волынский и Галич. От поляков и венгров эти земли были отгорожены Карпатами и полесскими болотами, однако они почему-то считали, что эта территория буквально создана для них и лезли сюда с назойливостью кота Васьки, домогающегося сметаны. Получали по морде, трясли обиженно усами и снова лезли. Пока Русь была едина им удавалось навешать по усам, но потом Ярослав Мудрый совершил поступок лишенный всяческой мудрости и предусмотрительности. На мой вкус, за одно только распределением земли на уделы между сыновьями, положившее начало раздробленности Руси стоит лишить его ореола наизамечательнейшего правителя.
После его смерти Киев какое-то время пытался удержать от откалывания Галицию и Волынь, но на долго его уже не хватило. В 1084-м в Галиции осели Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи. В последующих войнах им удалось обособить свои княжества. С этого времени начинается отход Галичины от остальных русских земель.
Есть подозрение, что такие центростремительные действия князей были во-многом обусловлены боярами Галичины. Если посмотреть на северные города, там князья могли сколько угодно тасовать колоду, менять города и воевать, но когда город сам решал, что может себе князя выбирать и утверждать, как Новгород, Муром, Рязань, процесс было уже не остановить.
В 1141-м Владимир Володарович объединил княжества Ростиславичей в единое Галицкое со столицей в Галиче. Его сын, Ярослав Владимирович Осмомысл княжество распространяет свое влияние на Подунавье и Молдавию. Галич богатеет и стремительно усиливается. Сила взлета такова, что этого заряда хватает еще на сотню лет, на заговоры бояр, сдавших княжество венграм после смерти Осмомысла, а потом полякам. Только с помощью большой войны удалось выгнать венгров из города. В это примерно время выделяется из Киевских земель и Волынь. Им тогда тоже, как и нам сейчас, все казалось, что по отдельности они сильнее, чем вместе.
Дальше опять идут войны, Рюриковичей между собой и против венгров и Польши. Все это осложняется борьбой с боярами. Им все казалось, что под венгром им житься будет лучше. Только каждый раз обманывались - проходило несколько лет и они сами открывали ворота Рюриковичам и убивали рыцарей.
В 1199-м волынский князь Роман Мстиславич объединяет Волынь и Галицию и переносит столицу в Галич. Спустя еще многие войны и полную оккупацию венграми приходит к власти его сын, Даниил Романович в 1238-м. Ему удалось объединить разрозненные земли, выгнать рыцарей из всех пределов. Он строит крепости и замки в Прикарпатье, централизует власть. Это было крайне бурное время, в которое набранная сила Галича вышла вместе с накипью. Раскатали по бревнышку землю татары. Основан был Львов, объединенные силы венгров, поляков и оппозиционных бояр разбиты в битке под Ярославом. Вполне вероятно, что именно после этих событий недовольные галичане уходят в леса далекого северо-востока и строят Галич Мерский. Даниил же переносит столицу подальше от боярского безумия в Холм. Ему удается не только мягко договориться с татарами, но и расширить границы княжества - он присоединяет Черную Русь и ятвяжские земли, искусно лавирует между Европой и татарами. Принимает из рук папы корону, что должно было обеспечить ему поддержку в крестовом походе против татар. Однако после его смерти Лев не сумел продолжить и развить созданное отцом. Более того, три сына Даниила додумались поделить между собой земли отца, что конечно же не способствовало усилению позиций. Они воевали и интриговали, общались с соседями и боярами. Больших успехов достигает Лев Данилович, а затем его сын Юрий I. Однако пядь за пядью они сдают позиции. Княжество объединяется и распадается в то время как венгры и поляки продолжают набирать силу, а татарская опасность не становится ниже.
Последний князь Юрий II заигрался «в запад». Он предоставлял городам магдебургское право, распространял влияние униатской церкви и, в конце концов, в 1340-м был отравлен боярами. Чего-то им все это не нравилось. Подозревали, что того и гляди начнет бороды рубить? Или со своим опытом полагали, что, магдебургское право давало их городам меньше самостоятельности, чем у них было раньше? После этого своих князей Галиция не имела, а в 1392-м Галицко-Волынская земля была поделена между Польшей и Литвой.
Красивый и неповторимый Галич был разорен дотла. Остались от него жалкие крохи. А ведь Галич был крайне интересным образованием. Он сильно отличался от всех остальных городов Руси. Быстро возвысившись и разбогатев он не стал тесно застраивать улицы домами, да это и было неудобно, в связи с теснотой холма, на котором стоял детинец. Бояре и ремесленники селились и строились не в самом городе, а рядом с ним, создавая слободы. Городская округа разрослась в почти круглое пятно километров 15-20 в поперечнике, центром которого был детинец. Самое интересное не это, мало ли городов со слободами было на Руси. Самое интересное, что вся эта округа была превращена в единую крепость. Кроме укреплений детинца, вся округа была обнесена стеной. В сложных местах находились монастыри и военные форты, как часть общей оборонительной системы.
Это макет города и городской округи, который можно увидеть в музее Древнего Галича.
Посад был защищен с напольной стороны тремя рядами валов…
Это зеленое поле - на самом деле опустевший пригород, слева возле кустов можно увидеть вал, так их на самом деле три подряд, такой же высоты-глубины.
Сам детинец отделял дополнительный ров с высоким валом, по верху которого шла могучая стена.
И уже там, под защитой стен детинца на уступах Крылосской горы располагалось подгородье.
С востока защищали город леса и форты, с юга широченной дугой от Ломницы через мощный комплекс Галицких ворот (теперь тут поселок Брынь - от слова «брама», ворота) тянулась к Днестру стена со рвом и валом. Берег Ломницы от нынешнего села Сокол до Днестра был усилен монастырями и оборонным церквями. Из них сохранилась церковь св. Пантелеймона, на Виноградовом холме. Ее хорошо видно из нынешнего Галича даже в плохую погоду.
На его стенах высечены старые символы этой земли. В том числе так называемый «крест в ладье», который сейчас является символом Галича:
Это единственный храм XII столетия, свидетель времен Осмомысла, доживший до нашего времени. Не обошлось без некоторых перестроек, но он все еще крепок, высок и виден отовсюду, как и в прежние времена. Остальные его либо лежат фундаментами в земле, либо являют собой раскрытые фундаменты и не больше.
Таков храм Успения на горе Крылос, в центре детинца древнего Галича. Собор был построен Осмомыслом в 1157-м, а в начале XIII века был перестроен. Тут был похоронен сам Ярослав Владимирович. Его саркофаг можно увидеть в краеведческом музее Ивано-Франковска, а останки перевезены были в собор св. Юра во Львов и спрятаны в крипте под храмом.
Фундамент храма сильно зарос и плохо виден, зато видны камни собора сложенные под навесом на заднем плане и часовня св. Василия, сооруженная в на участке фундамента старого храма из его же камней. Из этих же камней была сооружена церковь Успения Богородицы, здесь же, впритык к старому храму в XVI веке и частично из камней старого собора сооружен Старостинский замок в Галиче современном.
Некоторые камни сохраняют старую резьбу. Один из них изображает дракона, из пасти которого вырывается язык огня, похожий на дерево. Дракона этого крылатого называют Гала, Галица и он считается символом Галича долетописного наравне с Галичиной могилой - курганом на посаде. Тут было обнаружено захоронение знатного воина с лошадью, оружием и челном-однодревкой, но почему-то без останков самого тела. Народная молва и летописи утверждают, что это - захоронение легендарного князя Галиция. Сейчас курган музеефицирован.
Можно заглянуть и внутрь, а если повезет и он будет открыт и поглядеть на все поближе.
Кроме кургана здесь же погост. Так что мимо кургана по старому посаду ходит крестный ход от кладбища к новому Успенскому храму.
Тут же, в старом детинце выстроены и митрополичьи палаты. Просторный такой особняк. Сейчас там музей.
На террасе горы под детинцем располагалось подгородье, знаменитое уникальной крытой площадью - Золотым током. Кругом него были храмы, лавки, мастерские. Утверждается, что тока был крыт золотом и собирал он купцов со всей ойкумены. Татары сожгли все это великолепие, золото, говорят, расплавилось и стекло в землю. Старый холм города потихоньку стал сейчас оползать и местные все приговаривают, что вот-вот покажется золото главной торговой площади.
Теперь тут огороды и хаты села Крылос. Поди, догадайся.
Чуть ниже - Княжий источник. Рассказывается, что как-то во время осады народу в городе собралось огромное количество и вражины уже радовались, мол, воды не хватит и сейчас город сдаваться будет. Князь вышел на высокий склон городского холма и принялся втыкать меч в землю. Скорее всего, он вышел, чтобы поругаться на противника, а меч втыкал в сердцах. Однако после третьего удара из всех трех отверстий в земле пошла вдруг вода. Вражины поняли, что от жажды город помирать не будет и пошли искать лучшей доли.
Кругом простор и необъятные пустые поля. А тогда тогда из княжеских палат было видно весь огромный город со всеми слободами. Большая часть современных сел и поселков возникла на месте этих слобод. Комарово (от слова «камора») на месте складского поселка близ большой дороги на юг. Сапогово - на месте слободы чеботарей-башмачников. В Медыне (от слова «мед», как понятно) стояли боярские усадьбы и располагались пасеки.
Крупный и несколько фантазийный макет церквей древнего Галича, стоит в Галиче современном возле Рождественской церкви.
Сам современный Галич располагается на месте пристани и портового поселка Галича древнего. Тут, у впадения Луквы в Днестр товар перегружали на суда и обратно и отправляли на торг к городу.
Вот тут, справа и были галицкие пристани.
Сейчас, как я уже упоминал от всего этого ничего не осталось. На месте старого города - село Крылос. Даже валы и те надо высматривать. Успенская церковь сошла бы за обычный храм, не знай, что это - центр старой митрополии. Галичане живут на остатках некогда огромного города. Возделывают огороды на месте богатых теремов и улиц.
По другую сторону шоссе на новый Галич, справа, если ехать от Ивано-Франковска будет музей деревянной архитектуры и быта. На этот раз посвященный галицким пределам.
Музей этот относительно молодой, потому не такой большой и не очень богатый, но старательно развивающийся. Уже сейчас тут представлены большая часть возможных построек от гуцульских гражд до полесья. Интересно поглядеть как по-разному меняется один и тот же тип бревенчатого дома, превращенный в мазанку в галичине:
и такой похожий на наши избы в Ополье. Эта хата была привезена из села Викторов, что в пределах древнего Галича:
И столь же интересны печи. Вроде одного корня, да немного разные:
Тепло тут. Лежанка не нужна…
От Крылоса я решил сдуру дойти пешком. Чего там, от торга до пристани дошагать? Ерунда! Ан нет. Дорога прямо не вела, все с изгибами под гору, да вокруг. До площади Галича нового, возникшего у пристани, старого получилось километров 8-9. За это время пошел дождь, и стало по-осеннему прохладно. Я же отправился в Крылос в одной футболке. «Потому что лето. Лето!». Так и твердил себе, упорно шагая к городу. Как назло, остановок на этом перегоне не было и автобусы не останавливались. Не очень было уютно.
Современный Галич состоит, практически из одной площади и двух-трех улиц.
Прежняя торговая площадь:
Площадь чистая, аккуратная с памятником Даниилу Галицкому и церковью Рождества Христова XIV-XVII века.
Судя по тому, что в нее собрался едва ли не весь город, она занимает действительно центральное место в сознании горожан.
Весь город - около 6900 человек. Если не считать пригородное село по другую сторону Днестра, с железнодорожным вокзалом, куда ведет австрийский мост…
…было бы, наверное, гораздо меньше.
Этой части древнего Галича удалось сохранить свой городской статус благодаря тому, что после завоевания Галиции именно тут, на высоком холме над пристанью в середине XIV в. строится поляками замок.
Так, чтобы не миновать его было. Под этим делом в 1367-м городу даже дают магдебургское право. Только город это уже не спасает. Маленькое местечко под замком и все.
Впрочем, местечко этим и интересно. Огромная площадь и несколько улиц. Таким и был торговый посад под замком.
Вместо евреев в Галиче жили караимы. Они начали селиться близ пристани еще в древнем княжеском Галиче . Близ соседнего села Залуквы находится большое кладбище караимов. А сейчас в городе живет две старые женщины-караимки. Зато в небольшом караимском домике на улице Караимской есть даже музей истории и культуры этого особого народа.
Замковая гора вдается в город, поджимает центральную площадь и не заметить ее просто невозможно. Жаль только, что от самого замка XIV-XV века, занимавшем две террасы треугольной горы так мало осталось. И опять-таки жаль, что остатки замка густо заросли деревьями.
Только догадываться можно, где и как были устроены пояса обороны замка.
Наверняка не здесь:
Дорожки к замку густо завалены старой листвой. В прохладном мокром воздухе было четкое ощущение, что уже осень.
На самой вершине горы сейчас восстанавливают то, что лучше всего сохранилось - угловую Шляхетскую башню, участок стены и церковь св.Екатерины. Жаль только, что судя по всему, на этом реставраторы и остановятся.
Еще малек подмерзнув я спустился с горы и отправился-таки ужинать в едальню с броским названием Кафе-Бар.
Едальня порадовала своим антуражем. Судя по отделке, это было весьма приличное заведение для города. Конкуренцию ему составляла кафешка-киоск у моста и уже описанный мною буфет на автохозяйстве. Здесь же явно собирался весь цвет города. Пузатые дядьки стриженные под лысину и крепкие парни в кожаных куртках. Это их мир со своими, но ловкими и бойкими на язык официантками и опять-таки музыкальным автоматом.
Из двух официанток одна была совершенно обычная, а вот вторая, помоложе одета была поярче и выглядеть старалась поинтереснее. Парни заказывали водку бутылка за бутылкой, уходили и появлялись новые, застолье все ширилось. То и дело кто-то подходил к столу заказывать музыку. В чести был Наутилус и Цой, чтобы погрустить за столом, уперев кулак в лоб и медляки, чтобы попытаться ухватить официантку потанцевать. Те увертывались сколько могли, но плетью обуха не перешибешь. Особые страсти, надо понимать, кипели вокруг той, что поярче. Она вроде и увертывалась, да все оставалась в их кругу. Это был ее мир, в котором она родилась и выросла.
Так вот подумать, хочет девчонка покинуть родной городок. А возможностей поступить учиться нет. Куда податься? Где жениха сыскать такого, чтобы забрал? Ясное дело - там, где они ходят-появляются. В туристическом городе только в едальне. Кафешка на трассе не подходит, там семейные или дальнобойщики только. А вот «в городе» - подходит. Если серьезный жених появится, он ведь всяко обедать не на трассе будет, а обойдет осмотрит город и тут, в лучшем заведении устроится обедать.
Только Галич не задерживает гостей надолго. Большей частью туристы уезжают дальше или столуются на трассе в комплексе «Чумацкий шлях» между Крылосом и Галичем. А в «Кафе-Баре» - только свои же парни, от которых и бежать хотела. Тут они - хозяева жизни. Сюда приходят порадоваться и блеснуть доходами. Балуют чаевыми, сражаются за девчонку. Самое главное, понимает потихоньку девчонка, поди обдели их вниманием, они-то тут каждый день, обидятся, проходу не дадут. Случайного человека, какого ждала, она один день в год видит, а их каждый день. Так она все еще одевается поярче, выглядеть старается поинтереснее, но все ее внимание так и вертится в кругу своих же галичан…
В этом же баре столкнулся с еще одной девахой. Тоже интересной, только малость тронутой. Когда я заказывал, она сидела возле барной стойки и как будто что-то спрашивала у обеих барменш. Они как будто что-то отвечали ей и складывалось впечатление, что она местная и им хорошо знакомая. Заказывала она только кофе и продолжала выдавать реплики в воздух, на которые уже никто не реагировал. После третьей чашки (к моему второму примерно), спросила меня о чем-то. За шумом музыки я, ясное дело не расслышал о чем она спрашивает, и она мигом переместилась за мой стол. Выяснилось, что ее интересует, не из Галича ли я. Я был не из Галича. Она сообщила, что тоже. На дискотеку, говорит, приехала. «Весилок» называется, неподалеку вокзала. Сама она из какого-то безымянного села близ границы Тернопольщины, здесь не была несколько лет и выяснила, что город изменился и не в лучшую сторону.
Выглядела она чудно - вроде бы и не страшная, но какая-то корявая. Она все время прикрывала рукой рот и нос, как будто смущалась своих слов. Прикрывала манерно, растопырив пальцы. Ею владела неуемная жажда общения, только не замкнутая на собеседника, а направленная просто вовне. Нужно ей было говорить, а говорить-то особо было не о чем. Еще бы, если слова собеседника ей слушать не хочется. Так что разговор наш вертелся по кругу. Причем было кругов этих два - большой и малый.
Малый выглядел так: Так а вы что один сюда приехали? И ни друзей в Галиче, ни родных, ни в округе? А зачем? Совсем один? Ой! Ну вы даете! Страшно же! Люди то ведь страшные все больше! И дурных кругом все больше и больше! (да уж ;) ) Вот и в Галиче этих дурных полно. Раньше было чуть лучше, а теперь вот хуже стало. Знакомые раньше были, а теперь вот нет что-то. А у вас тут знакомых нет? Вы что один сюда приехали? И ни друзей… и так далее.
А большой круг включал философские и телеологические вопросы: а не, я работаю. Нет работы ведь. Какая тут работа? Работать можно только официантом… или барменом. На Тернопольщине тоже работы нет. Надо уезжать отсюда. За границу. Туда надо точно ехать. Тут-то работы нет. Барменом или официантом лучше работать. Тут вообще жить нельзя. Только за границей там хорошо…
Так и хотелось мне кивнуть и добавить - там тепло, там яблоки, но удержался. Аккуратно попрощался, заверил, что всенепременнейше подумаю на счет прибытия вечером на дискотеку и сдернул.
К этому времени я был сыт, обсох и согрелся. Так что с удовольствием догулял по немногим улицам этого крохотного городка, где магазины закрываются рано и имеют все еще обеденные перерывы.
Может быть, если бы этому городу добавить туристического лоска, был бы он ярче, развлекательнее, но оттого менее искренним. Без «Кафе-Бара» с музыкальным автоматом Галич превратился бы в обычную достопримечательность с картонным замком.
Исчезла бы особая атмосфера и ощущение спящего прошлого. Не так лирично смотрелись бы виды древнего города с замковой горы.
На дискотеку я не пошел. Почему-то.
Окончание тут:
http://obmorock.livejournal.com/24826.html