Омск. Июль 2008. Столица Колчака. Увольнительная в город

Oct 13, 2008 00:47

Сейчас Омск живет как-то в тени больших сибирских городов. У всех на слуху претенциозный Екатеринбург, столица Урала, агрессивно становящийся на ноги Новосибирск. Более известны Красноярск и Челябинск. Даже Тюмень хотя и меньше, но известнее. А между тем этот большой город имеет население за миллион, возраст около трехсот лет и свое место в истории.



Омск действительно производит впечатление большого города. Особенно, когда смотришь на него с мостов через широченный Иртыш.



Очень забавно смотрится на таком длинном, совершенно не свадебном мосту свидетельство воскресшей традиции:


Город вообще спланирован довольно просторно. С большим запасом расчертили левый берег Иртыша. Районы новостроек чередуются с пустыми пустырями, только запланированными под застройку. Зато правый берег застроен довольно плотно. Тут даже старые улицы не справляются с возросшим потоком машин.
Изначально Омск был основан как крепость для укрепления южных подступов к старым сибирским городам - Тюмени, Тобольску, Таре. Крепостцу поставила в 1716-м году экспедиция подполковника Бухольца. В то время Ногайская орда и отдельные степные роды постоянно трепали русские города, угрожая вернуть Сибирское ханство. Строились защитные линии, по которым селили казаков. Оттого их и называли - линейные. Это была непримиримая и лютая борьба, унаследованная со времен печенегов и половцев через монгол и татар. Крестьяне и линейные казаки жили в постоянной готовности к набегу или крупному походу степняков. Это было куда круче прославленного американского Дикого Запада в первую очередь потому, что тут противники были равными по технической оснащенности, а стрельцов и казаков было в Сибири немного.
В стремлении обезопасить достигнутое, линии острогов строились все южнее. Крепостца, поставленная Бухольцем при слиянии речки Оми и Иртыша, стала форпостом уже в степной части края. На новой земле.



Слева течет тихонько Омь, а за Юбилейным мостом, где видно красного кирпича здание раньше городской Думы, теперь Городского Совета, и была крепость.

От крепости не осталось совершенно ничего. Ни валов, ни старых улиц. Единственное, что именно в этих кварталах от Думской улицы к берегу Оми можно увидеть совсем старые дома, поставленные на месте самых первых.





Под крепостью раньше была казачья слобода. Она до сих пор прослеживается в современных кварталах. Примерно ее можно определить в границах улиц Масленникова, Лермонтова, Ленина и Декабристов. Тут находится Казачий рынок. И слободская церковь, восстановленная сейчас на деньги сибирских казаков тоже тут.



На набережной Оми можно и самих казаков увидеть.


Этот назвался атаманом. Только зарабатывал при этом дозволяя фотографироваться с собой, делая стойки в седле и собирая за это деньги в шапку. Как-то слабо верится, что настоящий добрый козаче позволил бы себе зарабатывать балаганом.
Однако, такие уж времена. От прежних остались лишь следы.



Устои старого моста под современным.

Здание прежней Думы на месте стен первой крепости.


А перед ним - театральная площадь, место встреч. С фонтанами и весьма забавным театром-трамплином:


Еще на этом берегу уцелел омский кадетский корпус - знатное военное заведение, занимая законное свое здание постройки начала XIX века на нынешней улице Ленина. Кусок улицы до кадетского корпуса также застроен зданиями немолодыми.



Сама же стрелка и берег Оми уже имеют вид исключительно мирный, назначенный для отдыха и прогулок.



Память о том хранится лишь в названии площади Бухгольца перед Речным вокзалом. Хотя в облике площади этому ничто не отвечает.


Время изменилось. Полно широких проспектов, по-современному забитых машинами


…над которыми возвышаются новые, уже не типовые здания.


Очень забавно смотрится новый торговый центр на берегу Оми, в самом центре города, перед которым уцелел кусок деревни:


К такой деревне как раз подходят купающиеся рядом в мутной реке детишки, ровно как сотни лет назад.


Вскоре после основания города линия продвинулась дальше в степь, была заселена Семипалатинская область и Омск, перестав быть пограничным городом, стал центром нового Степного края. За это время он укрепился и разросся. Так что в 1822-м году, когда было создано Западно-Сибирское генерал-губернаторство, местом пребывания генерал-губернатора был выбран уже Омск, а не старые сибирские города.
Собственно удачное расположение города проявило себя почти с самого начала. Через 50 лет после основания, крепость переносят на правый берег Оми и строят уже по-современному и с большим размахом. От этой крепости остались Тарские и Тобольские ворота. Границы этой крепости можно проследить по улице Ленина от Юбилейного моста до Тарских ворот и дальше по улице Ивана Алексеева к Тобольским воротам на набережной Тухачевского.



От ворот начинались дороги на Тару, соответственно и Тобольск (по нынешней Орджоникидзе), а еще на Томск по нынешней Лермонтова. Теперь эти старые дороги - улицы и проспекты. На Тарской перед воротами - пешеходный сквер.
Вообще эта часть города, от Тарских ворот, а лучше взять шире - от КДЦ (культурно-досуговый центр?) «Маяковский») до Юбилейного моста, включает старую крепость и хранит большую часть достопримечательностей.
Тут и сама соборная площадь перед «Маяковским», место более известное пробками жуткими даже для гордящейся этим делом Москвы.


Здесь же и Успенский собор 1898-го года, построенный по византийским мотивам и с идеями питерского Спаса на Крови


Странно сейчас смотрятся пряничное здание собора (на месте прежней городской рощи) напротив сурового здания областной администрации. Впрочем, Омск восстановил собор, но не расстался с остатками советского чинопочитания (хотя, такое ли оно советское?). Как раз 31 июля репетировали день города и чествование губернатора. Для репетиции перекрыли огромную площадь и согнали невероятную школьную массовку. Ни в чем не повинные «фигуры», «шары» и «костюмы», то вымётывались на площадь по указке говорящего воздуха, то отползали к газонам.



В том же центре города можно найти и остальные кусочки старого Омска, особенно, если прогуляться по Ленина от Тарских ворот к Юбилейному мосту. Сначала будет драмтеатр, построенный в начале XX века так, как привычно видеть вокзалы.



Театр этот знаменит тем, что именно здесь работал в эвакуации театр Вахтангова, а еще тем, что в то время как Колчак сделал Омск столицей Белой России, здесь продолжались спектакли. Вообще колчаковское правление в Омске знаменательно тем, что строилась как будто нормальная жизнь. Работали предприятия, дворяне устраивали салоны, проводили балы и ходили в театр.
Однако верным выходом, очевидно, было бы делать винтовки… «не время, когда Родина в опасности!»
Все на той же улице Ленина после здания театра можно увидеть целую череду замечательных старинных домов. Например, здание женской гимназии 1882 года.



Вполне себе подходящее для балов здание.

Или вот здание музея изобразительных искусств напротив драмтеатра. Вроде бы музей музеем…


Однако, на самом деле это торговый корпус, построенный в 1914-м году на территории бывшей Базарной площади. В частности, если присмотреться, можно обнаружить, что маски на фасаде это маски Меркурия, покровителя сами знаете чего.
Здесь начинается Любинский съезд, самая старая из обжитых частей улицы Ленина. Именно тут на месте прежнего вала крепости шла бойкая торговля и ставились торговые павильоны, лавки и особняки купцов.


А впоследствии в 1906-м году на месте чудом уцелевшего среди этого царства стяжательства Любиной рощи выстроили Московские торговые ряды.


Ныне превратившиеся в ЦУМ и подзапущенные.


Хотя бутики внутри рядов такого впечатления и не производят.

Горожане утверждают, что в прежние времена цокольный этаж торговых рядом был отведен под склады. Они были столь просторны, что можно было на телеге заехать с улицы под разгрузку. Теперь же подвалы разгорожены на магазины с отдельным входом и в них торгуют буржуинскими кроссовками.
Рядом с ЦУМом находится и известный забавный памятник сантехнику:


Красиво выглядит и кусок улицы у самого Юбилейного моста. А еще можно свернуть с центральной улицы по Либкнехта или Партизанской вглубь старого района. Здесь был самый центр старого Омска с тех пор как перенесли крепость.


Тут все больше дома рубежа XIX и XX веков. Самое старое здание в городе - бывшая гауптвахта а ныне областной военкомат - именно тут, №14 по Партизанской. Тут же и №12, бывшее офицерское собрание, а теперь Дом офицеров.
В центре этого квартала - выставочный сквер, где идет торговля цветами и рассадой. Ярмарка.


Это тихий-тихий такой кусочек центра, где можно увидеть странную беседку…


…или старую полицейскую или пожарную часть.


Омск развивался рывками. Так, например, перенос губернаторской резиденции сделал свое дело, но очень большим город не стал. На рубеже XX века в Омске проживало более 50 тыс. чел. Следующий мощный толчок получил город при строительстве через город железной дороги. Тут есть еще один интересный момент - город железнодорожников возле ж/д моста в честь далекой восточной крепости назвали Порт-Артуром. Тогда это был далекий пригород. Избушки, полуземлянки. Потом тут селились крестьяне из окрестностей, стремящиеся стать горожанами. При советской власти этот район стал спальным, но привычных многоквартирных домов тут толком и не было. Только сейчас все это меняется.
Исторически этот самостоятельный пригород был многонациональным. Много было казахов, много цыган. Горожане считают этот район крайне неблагополучным. Называют даже бандитским и не советуют там появляться. Университетские исследователи города утверждают, что как в маленьких городах молодежные группы делят пригород на отдельные кварталы и улицы, которые считают своими, как в начале 90-х.
Зато тут никогда не было скинхедов и неофашистов.
До сих пор это такая полу-деревня.
Хотя и в центре города полно деревенских, в общем-то домов в самом центре. Или вот вид от центра вверх по Оми. Поди разбери что это центр большого города


Хотя в целом Омск вполне современный и привычный современностью город. Хватает тут и заводской атмосферы, в том же Советском округе.


Это вот заводской ДК…


…обещающий скорый концерт:


Тут строят метро. Тянут ветку сразу с правого на левый берег. Обещают запустить через пару лет. А пока разбивают тротуары.


Здесь же Пушкинская библиотека, самое высокое пока здание города.


Одна из самых современных в стране с электронным каталогом и даже выдачей большого количества электронных книг.

Строится много новых домов, среди которых встретишь порой чудо прежних буржуинов. Такое, например, как этот старый пивовар:


Увы, знаменитое омское пиво «Сибирская корона» варится не здесь. И омское мороженное, продаваемое по всей стране тоже не тут делается. Так что скоро это здание скорее всего снесут. Спешите видеть свидетельство тяги к прекрасному прежних дельцов.
Вообще мне Омск показался приветливее других городов Урала и Сибири. Люди показались более открытыми и готовыми к контакту. Предприниматели живее. Может быть, штука в определенной самостоятельности Омска, хотя большое количество эвакуированных некогда в Омск предприятий и даже знаменитый танковый завод уже не работают. Может быть штука во вновь возникшем пограничном статусе.
Все-таки удивительным поворотом судьбы этот город вновь стал пограничным. Снова как в пограничный город сюда переселяются из соседнего Казахстана приезжие. Возникают даже мононациональные слободки. Впрочем, те же казахи селились тут и раньше. Например, возле моста 60-ти лет победы можно увидеть остатки казахской слободки, от которой осталось сейчас всего пара улиц, в том числе 3-я островская. Тут стоят исключительно частные совершенно деревенские дома. Сейчас город прицелился полностью перестроить эти кварталы, но пока она еще стоит, спрятанная от дороги густыми садами.
Как и многие другие города России, Омск сейчас интенсивно перестраивается. Но в отличие от прочих, в нем еще довольно заранее предусмотренных пустырей и свободного места. Город сильно меняется, но пока еще тут можно строить не разрушая.
Так что, не смотря на некоторую неустроенность и незавершенность, отсутствие тротуаров в спальных районах и дымные пробки в центре, этот город в широких берегах Иртыша с желтыми пляжами очень по-своему как-то приятен. Добрее он что ли, по сравнению с другими сибирскими городами… Погуляв по нему, понимаешь Колчака, выбравшего именно этот город для временной столицы страны, которую он хотел вернуть из руин.





увольнительная в город, наше

Previous post Next post
Up