Из-за глобализации и в целом общего культурного поля в странах западной Европы мы чаще всего можем увидеть аттракционы в основном аналогичные нашим. Но есть и действительно уникальные, каких в наших краях не водится. К числу таких интересностей однозначно относятся исторические железные дороги: полноразмерные или миниатюрные, узкоколейки, по которым маленькие поезда влекут антикварные локомотивы на настоящей паровой тяге. Благодаря им можно физически окунуться в эпоху пара, угля и железа.
Ретро-поезда уже стали обычными для нас. В Переславле-Залесском есть участок антикварной железной дороги который эксплуатировался в похожем формате. Возможно, в скором времени и у нас появятся аналоги. Пока же за экзотикой подобного рода нужно ехать за границу.
В Уэльсе же можно увидеть несколько весьма впечатляющих дорог. Природные красоты и изрезанный ландшафт делают поездку весьма живописной - петляющие пути, тоннели, мосты, игрушечные вагоны и локомотивы и облака пара. Некоторые из этих железных дорог так удачно расположены, что могут стать достойной частью маршрута по стране. Приехать к яркой достопримечательности или даже из города в город на таком поезде может быть гораздо интересней чем на обычном автобусе или на машине.
Сделал обновление карты-путеводителя по Уэльсу, нанес действующие исторические железные дороги:
антикварные исторические железные дороги, железнодорожные музеи и аттракционы.
Обзор антикварных исторических железных дорог, которые можно увидеть в Уэльсе.
Фото
Adrian Pingstone Важное примечание:
Железнодорожное дело развивается, хотя я постарался внести на карту все дороги, со временем могут появиться новые.
Сама карта-путеводитель находится
тутОписание карты-путеводителя -
здесьПишите в личку, добавлю вас в пользователей карты, и вы сможете открыть карту на своих мобильных устройствах через гугл-диск.
Соответствующая статья из Википедии:
список железных дорог Уэльса (англ.)Маркетинговая программа «Великие узкоколейки Уэльса» Исторические железные дороги в мире Британцы испытывают особую любовь к викторианскому времени. Многие элементы того времени заботливо подновляются и оберегаются. Одним из важных аспектов викторианской жизни были железные дороги и с ними британцы поступают точно так же: где еще могут берегут, подновляют и даже эксплуатируют.
Оригинальные железные дороги в Уэльсе служили по большей части промышленным целям и не образовывали единой современной сети. Чаще всего эти дороги были проложены от сланцевых каменоломен или угольных шахт к пристаням. Добыча и торговля сланца и угля были чуть ли не базой экономики Уэльса в индустриальную эпоху.
Такова, например, дорога Рейдольской долины (Vale of Rheidol Railway) из Аберистуита в
Девилс Бридж (Devil`s Bridge):
Дорога проходит над красивейшей долиной:
Логично, что эти дороги были не полноразмерными, а узкоколейками и катались по ним не пассажирские поезда, а составы грузовых вагонеток. Иногда по тем же дорогам возили и рабочих. Иногда - в тех же вагонетках вместо вагонов.
Некоторые дороги были совсем короткими, в сущности были проложены лишь по территории каменоломни. Такова, например, Приозерная железная дорога Хланбериса (Llanberis Lake Railway):
Фуникулер для спуска вагонеток на Приозерной дороге Хланбериса. Фото
Christine Johnstone В одном комплексе с дорогой действует Национальный музей сланца (National Slate Museum).
Частенько изначально эти дороги эксплуатировались на конной тяге и лишь потом переводились на паровую. Именно паровые двигатели сделали железные дороги такими популярными и повсеместными. Позже, понятно, паровозы сменились дизельными и электрическими локомотивами. Впрочем, уже не повсеместно. Многие выработки закрывались, либо менялась схема транспорта, отпадала необходимость погрузки на суда, отпадала необходимость в узкоколейках. В основной массе промышленные узкоколейки перестали эксплуатироваться к 40-м - 70-м годам. Но и без того многие дорогие перестраивались, перешивались на стандартную колею, встраивались в общую транспортную сеть или разбирались вовсе.
Весьма примечательно, что вскоре после закрытия эти дороги часто переходили в руки энтузиастов и восстанавливались уже как исторические или антикварные дороги (heritage railway).
По частям собирались вагоны, паровозы и дизели. Добровольцы возились с механизмами и учились возить поезда.
Локомотив Elidir. Фото
Tudor Williams Порой удавалось найти и восстановить оригинальный паровоз, порой изготавливают современную копию. Делают тщательно, неспециалисту трудно отличить.
Равно и вагоны - некоторые дороги хвастаются оригинальными вагончиками, многие пользуются стилизованными.
Сланец и уголь возить уже не было нужды, зато поток туристов (главным образом внутренних) обеспечил новое применение - катать людей для развлечения.
По мне в этих дорогах есть что-то чудесное. В наш век электроники поздороваться с машинистом в форменной фуражке, проходя мимо пыхающей паром трубы и прокатиться так, как будто оказался в XIX веке. Стим-панк в реальности.
Фото
Denis Egan Вот это вот особенно замечательно - не просто полюбоваться на стоящие в музее локомотивы, чего у нас полно, а именно прокатиться, убедиться, что все действительно работает, увидеть дым из трубы, качающиеся тяги от поршней к колесам, почувствовать стыки рельс спиной через спинку деревянной лавки, услышать гудок. Ну и конечно же глядеть на окружающие красоты не через двойное стекло кондиционированного вагона, а через распахнутые окна.
Иные из этих дорог не просто катают для развлечения, но и обеспечивают доступ к достопримечательностям. Такова, например, Сноудонская железная дорога (Snowdon Mountain Railway).
Фото
Denis Egan Эта дорога ведет на вершину
Сноудона, высочайшей вершины Уэльса, что превращает возможность оказаться на самой высокой точке страны в легкую развлекательную прогулку.
В каком-то смысле служит похожей цели и исторический трамвай Грейт-Орм (Great Orme Tramway). Это не железка, но зато единственный в Британии и один из немногих в мире действующий канатный трамвай, как и его более знаменитый аналог в Сан-Франциско.
Фото
NoelWalley.
Всего в Уэльсе около 28 действующих и 8 реконструируемых или закрытых железных дорог.
Самая длинная из них на сегодняшний день узкоколейка - Валлийская нагорная железная дорога (Welsh Highland Railway). Ее длина около 40 км и с ее помощью можно доехать от
Портмадога до
Каэрнарвона.
Проходит она через красивейшие места и позволяет любоваться пустошами Сноудонии. В отличие от массы остальных дорог, на которых приходится ездить в оба конца, поскольку они никуда не ведут, эту можно сделать полноценной частью маршрута. Весьма экзотично и здорово проехать из одного города в другой под паром, а не на современном транспорте.
Фото
NoelWalley.
Столь же живописны и тоже могут быть частью маршрута уже упомянутая узкоколейка Рейдольской долины (протяженность почти 19 км) и Фестиниогская узкоколейка (Ffestiniog Railway).
Последняя имеет длину около 22 км и ведет из Портмадога в Блаенаи-Фестиниог.
Фото
с официального сайта.
Из дорог стандартной колеи, которую тоже можно использовать как часть маршрута - Хлангохленская железная дорога (Llangollen Railway). Ведет из Хлангохлена (Llangollen) в Коруэн (Corwen)
Фото David Wilcock
с официального сайта.
Особняком также стоят и миниатюрные железные дороги. Некоторые из них, несмотря на свою миниатюрность, действительно служили промышленным целям, а иные были созданы уже ради развлечения. Тут выделяется умилительно крохотная железная дорога Западного берега Хландидно (West shore miniature railway Llandudno). Ее колея шириной всего в 5 дюймов (12,7 см), но тем не менее это полностью действующая дорога и на ней тоже можно покататься на крохотных, но работающих на угле и паре паровозах.
Фото Dennis Postlethwaite
с официального сайта.
Хотя туристы и платят деньги, коммерческого толка от дорог все равно немного, дороги обслуживаются энтузиастами и добровольцами. Ну и теми странными людьми, которым нравится копаться с железками, делать точные действующие копии локомотивов разных эпох, а потом кататься на них. На многих из дорог можно увидеть не только паровозы, но и дизельные и даже электрические локомотивы. Из исторических не встретите только поездов на конной тяге.
На
карте-путеводителе нанесены действующие исторические железные дороги с указанием их официальных сайтов. Будьте внимательны - зимой большая часть этих железных дорог не работает, а зимой у них считается время с 1 ноября по середину марта. Сверяйтесь с информацией о времени работы на официальных сайтах.
Сам я получил невероятное удовольствие от поездки на таком поезде
Девилс-Бриджа до Аберистуита. Есть что-то невероятное в таком погружении в историю. Не просто пыльные музейные экспонаты, а настоящий, рабочий, на который можно не просто посмотреть, но и использовать его сейчас как полторы сотни лет назад. Невероятно.
Будете в Уэльсе непременно, обязательно воспользуйтесь и вы этим средством транспорта.
Фото с офицального сайта
железной дороги Рейдольской долины.
Напоминаю:
Где расположены все эти чудеса, можно увидеть на карте-путеводителе.
Сама карта-путеводитель находится
тутОписание карты-путеводителя -
здесьПишите в личку, добавлю вас в пользователей карты, и вы сможете открыть карту на своих мобильных устройствах через гугл-диск.
Что еще можно почитать обо всем остальном