Снова Киев! 19-20 04 2008

Apr 27, 2008 16:01

Очень хотелось снова увидеть Али и Татьяну, и погулять по городу, тем более что днем мне удавалось сделать это крайне редко, и наконец попасть в Пирогово. Тем более что компанию обещали составить iffa и killed-kenny.



Вот уже в очередную поездку я ловлю себя на том, что захожусь от радости и удовольствия. Неужели я превращаюсь в восторженного идиота?
Хотя, по чести признаться, было чему радоваться. В то время как у нас тут падал последний снег, в Киеве уже все цвело.



Так что славянские имена месяцев оправдались не только с мартом-березнем. Апрель по-украински называется квитень. То есть цветень. То есть все цветет. Действительно цветет.



Яблони, черемуха, вишни. Невероятная красота, в то время как у нас только-только распускаются листья.



Радовало только что по сравнению с мартом, отставание в погоде сократилось до пары недель вместо месяца.
Потому как бы ни манили тепло и уют гостеприимного дома Али и Татьяны, мы собрались с духом и все-таки выбрались на прогулку.
Оно понятно, что, сколько по Киеву ни гуляй, весь его все равно не увидеть. Но мы постарались.
Начали с границы средневекового города - Золотых ворот.



Все-таки, даже когда знаешь уже, насколько они здоровые, все равно раз за разом они производят впечатление. Не просто так это сооружение служило триумфальной аркой не только Ярославу. Но и Хмельницкий после победы над поляками въехал именно через эти ворота, хотя они и были к тому моменту почти разрушены временем. Временем, поскольку завоевателям их взять не удавалось. Даже татары вошли в город через Лядские ворота, что были в районе современного Майдана.
Глядя на Золотый ворота, пускай это и реконструкция, невольно вспоминаются Золотые ворота во Владимире. Понятно стремление Боголюбского это повторить. И в то же время понятен и несопоставимый масштаб тогдашнего огромного Киева и крохотного Владимира. Боголюбскому пришлось бы выжать все деньги из населения и потратить всю помощь заграничных спонсоров, чтобы выстроить нечто подобное. Ярослав же сделал это задолго до него, в числе прочих работ по расширению Киева, выстраивая новый «город Ярослава», центром которого становилась уже София Киевская, а вечевой - площадь перед этим огромным храмом.



Вот она, эта площадь. На заднем плане, прямо на перекрестке (там, где желтый микроавтобус) стояли раньше Софийские ворота, граница прежнего города Владимира, в котором Ярославу было тесно.
Жаль только, что перестройки и барочные «улучшения» скрыли от нас прежнюю Софию, оставляя только возможность угадать, какой она была по открытым от побелки стенам и участкам кладки.



Со стороны София Новгородская тоже смотрится весьма внушительно. Но внутри ее теснота и темнота скрадывает всю мощь. Зато Киевская София внутри удивительно просторна. Такой простор я видел, пожалуй, только в черниговских храмах. Тоже домонгольской эпохи. Вот получалось же здесь строить православные храмы не заполняя все внутренне пространство толстенными пилонами. Почему на севере так не выходило?



Это купола Софии отражаются в стене современного офисного центра. Эдакое современное зеркало духовности. А перед центром - все те же Золотые ворота. От них вела прямая дорога к Софии, на вечевую площадь. Теперь на этом пути подворье храма и здание советской постройки с чудом уцелевшими приметами советского времени.



Киев еще крайне интересен тем, что после монгольского нашествия он пришел в упадок и едва ли вообще не перестал существовать. Огромный город Ярослава пришел в запустение. Валы и рвы превратились в урочища, на прежних площадях паслись козы. По прежнему городу были разбросаны особняки с обширными усадьбами. Посад Киево-Печерской лавры и Подол стали отдельными городами. На купеческом Подоле была своя ратуша, хотя укреплений так и не завели. Зато именно тут были знаменитые ярмарки на Контрактовой площади. А подольский гостиный двор едва ли не больше питерского. Городская легенда утверждает, что Петр останавливался именно у подольского купца.



Печерск же стал городом духовенства и военных. Именно его российские императоры от Петра и далее решили превратить в крепость. Арсенал, несколько башен и форт на Лысой горе все это части Киевской крепости, защищавшей подступы к Лавре. В 19-м веке ее в очередной раз основательно расширили и укрепили по последним требованиям времени. В числе прочего привело к тому, что жители активно начали строиться за пределами крепости.
Соответственно, к концу девятнадцатого века начал застраиваться Старый Киев. Дорога в Печерск от Подола через Козье болото превратилась в Крещатик, самую славную улицу города.



Раньше над правой стороной улицы шел вал к Малоподвальной а оттуда к Золотым воротам. Теперь все закрыто зданиями.
В сталинские времена улицу сильно перестроили. Появились дома с совершенно роскошной отделкой.





В выходные и то ли днем, то ли вечером, улицу перекрывают, так что можно почувствовать кайф от прогулки по осевой линии широченной улицы.
Козье болото, на которое прежде выходили Лядские ворота со временем осушили и застроили. Так и получили Майдан - который интересен тем, что лежит в низине, словно в амфитеатре, ощущение это окружающими зданиями только усиливается.



От прежних ворот не осталось ничего, только в перспективе выходящих на площадь улиц можно усмотреть странные сочетания нового и старого.



Весьма забавно смотрится Независимость, та самая, что венчает чумную колонну. От Дома с химерами она словно вырывается из тесноты центра города.



Зато с Владимирской горки она выглядит воспаряющей прочь от постоянной стройки нового мира.



В девятнадцатом же веке город очень активно застраивался. В Старом Киеве выкупались прежние усадьбы и на их территории вновь застраивались прежние улицы. В итоге большая часть города застроена высоченными домами в стиле модерна. Модерна самого разного - и с тяжеловесными скульптурами и рельефами, и стилизованного то под рыцарский замок, то под что-то восточное. Строили так густо, что конструктивизму места не осталось.
Разве только вот дом Ленина, который сейчас зовут Евродомом:



В остальном же идешь, любуешься.











Причем особого внимания заслуживают также многоликие балконы.



Можно только догадываться сколь замечательные виды с них открываются на город. Время этой массовой застройки было и временем одновременной работы целого ряда замечательных архитекторов и смелых экспериментов. Знаменитый Дом с Химерами Городецкий выстроил в начале XX века исключительно из новых материалов - железобетона и цемента.



Строил он его на Банковой улице над Козьим болотом, на круче. Прежние технологии запрещали это, но он доказал, что новые - способны справиться с этой задачей. Собственно, многие рассматривают этот дом как одну из самых ярких рекламных акций - выстроил на свои деньги, но лучше любого портфолио продемонстрировал свои возможности и возможности новых материалов и технологий.



Неизвестно, много ли желающих нашлось чтобы снять квартиру в этом доходном доме. Но заказов у Городецкого хватало.



Сейчас тут музей, который работает только для избранных и в котором можно увидеть Острожскую библию, а также зал приемов Президента Украины. Потому ночью сюда не пустят, увы.
В то же время был построен еще один интересный дом, Замок Барона в самом начале улицы Ярославов Вал.



На самом деле барону Штейнгелю принадлежал следующий по улице дом - №3. А этот скорее всего был построен помещиком Подгорским, который заказал его у Николая Добачевского. Этот парень успел объехать весь мир, поучаствовать в строительстве Панамского канала, а уж Европу объездил вдоль и поперек. Потому он хорошо знал стилистику, за которую взялся. Настоящий романтик.



Эти мрачные крылатые вампиры над входом дополнены были мозаичным словом Salve (то есть «привет» на латыни) дальше над дверью, чтобы не так грустно было.


Вообще замечательных домов по всему городу полным-полно. Можно просто идти и смотреть по сторонам. Тем забавнее будет где-нибудь на Ярославовом валу или Рейтарской обнаружить дом, сохранившийся с восемнадцатого века, когда тут были одни поместья. Чаще эти особняки стоят чуть в стороне от красной линии. Порой сохранили и флигелек. Смотришь на них и представляешь, как было, когда старый Киев был заросшим полем руин, а вокруг этих особняков цвели сады и парки. Сейчас порой можно встретить и забавные новоделы в том же ключе:



Благодаря такой необычной истории застройки ряд гор так и остался незастроенным вновь. Прежняя Гончарная слобода под Старокиевской горкой была снова перестроена только теперь. Можно только радоваться, что у нуворишей хватило ума строить особняки на Воздвиженской в общем ключе с остальными домами. Замковая гора так и осталась пустой, сохранив заброшенное кладбище, я писал он нем раньше. Зато эти недозастроенные горы оставляют простор для новых строителей.



Подол же застраивать было некуда - тут плотно жили люди. Потому в отличие от весьма столичного Старого Киева, он сохранил некоторый налет провинциальности. Дома здесь старше и ниже, модерна меньше. Зато Киево-могилянская академия была построена именно здесь, поскольку именно тут тогда водились деньги.







Здесь же, на Контрактовой, находится и одна из горячо любимых мною заведений сети «Пузата Хата». Где полно замечательной еды и не менее замечательного пива. Собственно, для меня этот праздник желудка и человеколюбия был одной из обязательнейших и притягательнейших достопримечательностей.
Гуляли мы весь день до вечера, то поднимаясь на очередную горку или подъем, то спускаясь по готичненькой лестнице, ведущей от Владимирского спуска к памятнику Магдебургскому праву.



Это сам памяник:


Некоторые исследователи считают, что тут в Хрещатом яру и была река Почайна, в которой Владимир Кровавый крестил своих сыновей.

Ну а по дороге смотрели по сторонам и радовались. Наслаждались солнцем, наступившим летом и обществом редких друзей.



Таково современное представление о счастье…



Пока я радовался сочетанию раздавленных стульев в сочетании с фотографией кандидата, Али удивлялся: «При чем тут сильный мэр? Очевидно же, что он должен быть умным!». Да, и честность бы ему не помешала.



Заскочили и на угол Прорезной и Хрещатика, к Паниковскому. Правда сейчас какая-то сволочь лишила его тросточки.


Хочется надеяться, что пропажу вернут…

Натолкнулись еще на один забавный уголок, сохранивший атмосферу солнечных и беззаботных шестидесятых годов:


На следующий день мы разделились. iffa с killed-kenny отправились искать атмосферные кафешки Киева, и я надеюсь, она сама расскажет об этом. Я же в сопровождении Татьяны (Али умотавшись за предыдущий день и вечер остался дома) направились в Пирогово.
Маршрутки туда ходят от Лыбедьской и 172-я от метро «Дружбы народов», добраться проще простого. На 20-е как раз выпало Вербное воскресенье и люди кругом были с веточками. У нас верба в этот день - только веточка с пушистыми почками. Здесь же это - зеленая ветка, почка на которой уже давно превратилась в зеленое соцветие. Конечно им запросто хлестаться, отпуская друг-другу грехи.



Легенды о Пирогово не врут. Тут действительно собрали хаты, а то и целые улицы со всех частей Украины.



И везде почти можно зайти, поглядеть что и как.


Это вот школа, например.

Даже церковь в центре музея действующая.


Интересно, что обычных сувениров тут меньше, чем на Андреевском спуске в Киеве. Зато больше ремесленных поделок и вышиванок. Порой, кстати они качественнее и дешевле. Можно найти просто необыкновенные шедевры. Не купил себе только потому, что мне некуда было бы ее надевать.
Меня в музее больше привлекала Галицкая часть и Подолье.



Вот они, высокие крыши Прикарпаться и Галиции.



Интересно, что именно тут я все-таки увидел гуцульскую гражду, которую не успел рассмотреть в Карпатах. Дом-крепость. Отдельно стоящий хутор, все постройки которого ориентированы во двор, а на улицу не выходит ни одного окна:







Здесь же можно было увидеть и колыбу. Поставленную, как и положено, в стороне от всего остального.


Жаль только, что эта колыба - не действующая. Зато в центре музея за беленым хатами Полтавщины и Поднепровья все просто гудит от музыкантов и публики. Тут работают и шинки, и кулишни с корчмами. С удовольствием покушали знаменитого кулиша (густого супа из пшенной каши с салом и шкварками). Под моросящий дождь кулиш замечательно шел под горилку. Рекомендую и то, и другое. Если в меру и к месту - удовольствие гарантировано.
Остаток дня был посвящен сбору гостинцев. iffa с killed-kenny добывали киевские тортики, я разжился пивом. Уезжал я с каким-то смешанным чувством. С одной стороны уезжать очень не хотелось. Хотелось еще Киева, квитеня и гостеприимства Али и Татьяны. А с другой был уверен, что еще вернусь.





на денек-другой, Украина, наше ненаше

Previous post Next post
Up