Сегонтиум, римский форт (Segontium)

Apr 27, 2012 09:11

Данный материал является частью очерка Твердыни севера - Каэрнарвон и Конуи (глава 1). Уэльс. Великобритания, 2010, ч.11



Полоска вдоль берега, на которой упорный Эдуард возвел свои твердыни, и раньше не отличалась мирным нравом. Отсюда через Ирландское море рукой подать до Ирландии и ирландцев. А те довольно долгое время отличались крайне буйным нравом. Нападали, грабили, селились. В общем, терроризировали все западное побережье Британии. В конце-концов, вон даже обосновались на побережье Шотландии и выселили пиктов. Буянили они вплоть до VI-IX веков, пока их не обессилила христианская мягкотелость, а еще более суровые викинги не выбили оставшиеся зубы. До того же, именно они, ирландцы, были ужасом из-за моря. Вон даже название Гуинедд выводят из этого прошлого. Один из вариантов происхождения - от слова Ueneda, которое в свою очередь выводится от ирландского «фении», а те, изначально дружина легендарного Финна, были для жителей запада Британии такими же бандитами-налетчиками, как потом викинги и наши ушкуйники.
Так что Риму после завоевания острова Англси (Инис Мон, остров друидов), пришлось строить тут основательную крепость и держать солидный гарнизон.



Камни Сегонтиума (Segontium)

Форт Сегонтиум стоял не у моря, как современный Карнарвон, а на холме над ним. Весь такой ровненький и квадратненький, как римляне любят.



Вид с холма Сегонтиума вниз, на море и современную крепость. Убрать современные дома, оставить прямую Константин роуд от моря к форту и получим примерную картинку, которую видели римские дозорные.

Самое интересное в этом римском форте то, что тут под закат Империи, в конце IV века служил Максен Вледиг, знатный римский военачальник, основатель чуть ли не всех бриттских королевских родов и чуть ли не родственник короля Артура.
Так-то Магн Максим (Магнус Максимус) был крупным римским военачальником. То ли рулил всеми римскими войсками Британии, то ли именно гарнизонами северного Уэльса. Явно уделял огромное внимание отношениям с местными вождями, поскольку, согласно местным легендам, был женат на дочери одного из валлийских знатных людей, Елене. (дорога Сарн Хелен названа в честь нее).



Основательная незатейливость римской кладки

С другой стороны, вполне вероятно, что это было распространено среди римской знати. Те же короли Думнонии возводились к римским предкам (в том числе Константин ап Кономор, возможный прототип легендарного Констанса, отца Аурелиана и Утера). Коэль Старый и остальные короли «Старого севера» тоже явно имели римские корни или вели себя от римлян, породнившихся с местными вождями.
Кажется очень важным, что валлийцы и бретонцы придавали особое значение родству с Максеном Вледигом. Тот же король Думнонии Кономор был сыном Тудвала и Грацианы, дочери Максима. Константин, следующий король Думнонии и возможный прототип Констанса, деда Артура - его сын. Конан (Кинан) Мериадок, один из основателей и первых правителей Бретани, был дружен с Максимусом. И через это получил как будто от него право на захват и правление в Бретани. А может действительно Максим дал одному из вождей бриттских дружин право на местничество в Арморике и когда Максим пал Конан лишь удержал власть и дал приют разгромленным войскам поверженного императора.

Тогда в конце IV века Империя разрывалась на части. Одновременно правили два-четыре-шесть императоров, то вместе, то делили ее между собой. Одолевали варвары и федераты, вчерашние варвары на службе Рима. То и дело какого-нибудь чиновника или военного провозглашала императором та или иная группировка, и мечи германцев, ножи горожан, пилумы преторианцев возносили на трон нового августа.
Вот и Максим однажды был провозглашен здесь императором.



Может быть вот прямо здесь, среди стен Сегонтиума

Возможно, кстати, что именно родство и знакомство с валлийскими вождями, которые в отличие от остальной Британии не опускали оружия и жили постоянной борьбой, заставило его принять такое решение. Так и представляется как тесть, кум, сват, зять одолевают принцепса Максима. Чего, дескать, германцам можно ставить своего императора, а нам нет? Давай, подними гладий, мы поддержим! Добудем и деньги, и славу, и грамоту там нам вручАт.
А он такой мнется, скромничает, не, ребята, чего мне там? Ишшо голову отрубят. Прошлый амператор, я слышал, плохо кончил.
А они ему - дык это потому, что с ними не было нас! Мы ж кельтская кровь! Мы ж всех шапками закидаем, одной соплей перешибем! Все с тобой пойдем!
И вот действительно, по свидетельству Гильды Премудрого, взяли и все пошли.



Вал, стены и ворота в форт Сегонтиум.

Максен Вледиг собирает римские легионы и всех бриттов, способных носить оружие и отправляется завоевывать мир.
Он действительно добился императорского трона, стал Максимом Великим (Магном Максимом в переводе - Великий Самый Большой) и, спустя несколько лет, пал в битве. А вот бритты, умеющие воевать бритты, так и не вернулись. Частью они погибли в гражданских войнах Рима, частью рассеялись по сотрясающейся империи, а часть отошла на север, но так и не смогла переправиться через пролив. Осталась на полуострове Кинана Мериадока. Там воины Максена заняли оборону против тех же германцев, которые уже начали осаждать их родину. Так возникло королевство Арморика, позже ставшее Бретанью. Против франков они держались аж до XV века. Именно туда, кстати, бежали многие бритты, когда их вытесняли англы и саксы с острова.



Музейчик на месте римского форта, в который римляне так и не вернулись. После падения Магнуса Максимуса римляне не прислали новых легионов, а спустя пару десятков лет и вовсе ушли официально.

Вот этого похода не смог простить Максиму Гильда Премудрый. И его тоже можно понять. Ведь что важно для понимания времен падения Рима, так это то, что общество империи стало благополучным и гражданским. Были военные и были гражданские. Военные занимались войной, а гражданские под их защитой мирскими делами. Гражданские войны убрали военных и гражданские оказались совершенно беззащитны. Не имели ни навыка, ни склонности.



Вот такой, например, гражданский с исключительно гражданской балбесистой бордер-колли

В этой ситуации любой захватчик, побеждая легионеров или федератов, получал всю полноту власти. Слабосильное гражданское население не могло уже сопротивляться. Те же франки и германцы в будущих Франции и Испании резали их пачками, как овец. Только к XIII-XIV веку Европа восстановила численность населения, бывшую во времена Рима!
Вот в этой ситуации Максим уводит из Британии военных вождей и дружинников, умеющих держать в руках оружие, уводит, чтобы они никогда не вернулись. А вместо него пришли англы и саксы, и им оставшиеся бритты не смогли уже сопротивляться. Причем было все прямо как у нас - власть постоянно оказывалась в руках тех или иных королей, которые могли только властвовать, но ничего не могли сделать с новыми захватчиками. Вортигерн вот в итоге не придумал ничего лучше, как призвать тех же саксов для защиты от саксов. Ясное дело, что они его тут же обманули.
Лишь спустя полстолетия или даже больше выросло новое поколение, способное воевать, поколение Артура. Они смогли задержать натиск саксов, но не смогли изменить ситуации в корне. Постепенно пала вся страна за исключением Уэльса, да и он распрощался с независимостью в XIII веке.
А вот что интересно - Бретань, в которой не было такой утраты военных традиций, продержалась куда дольше - еще четверть тысячелетия.

Вот, собственно в этой ситуации, когда на восточный берег высаживались саксы и англы, гуманно зачищая свое жизненное пространство, на берегах Уэльса снова появляются ирландцы. Если бы их не остановили, гэльскими были бы не только Ирландия и Шотландия, но и Уэльс. Спустя полсотни лет после ухода римлян, ирландским стало все западное побережье, северо-запад и целый остров Мон (Англси, Ynis Mon), некогда остров друидов, сакральный центр страны.



Справа нынешний немой страж северного берега. А слева за дождем и туманом - Инис Мон. Остров друидов.

Вернуться обратно к очерку Твердыни севера - Каэрнарвон и Конуи (глава 1). Уэльс. Великобритания, 2010, ч.11



Previous post Next post
Up