куды бечь

Aug 12, 2014 09:52

Путем долгих размышлений я постиг: в нашей литературной традиции не принято указывать место действия художественного произведения. Если речь не идет о Питере или Москве, обязательно "Энск" или "Уездный город". Имя указывают только если речь идет о каких автобиографических записках имеющих краеописательный или путеводительный характер. Более того, эта традиция продолжена и в советском, а теперь и российском кино. Ярославль вот, например, не имеет привязки к "Большой перемене". А какой-нибудь чудесный райцентр не известен как место в котором разворачивалось действие "Ревизора".
Да, иногда что-то такое указывается. Но редко. Есть Миргород Гоголя. Есть Нижний во "В лесах"/"На горах". Но это единицы. Даже у Ильфа и Петрова герои четко привязываются к Москве. А все остальное - Черноморски, Арбатовы и прочие Энски.
Мы читаем книги, отличные книги русских классиков и современных авторов и в них нет названий городов. Кроме Москвы и Питера. В итоге подспудно формируется ощущение, что в России и нет больше ничего, кроме Москвы и Питера. Все остальные города - просто энски, безликие и безымянные.

Совершенно очевидно - эта традиция имела целью сделать сюжет всеобщим. Предполагается, что если не назовешь конкретный город, то жителю других городов будет проще примерить происходящее на себя. Дескать, напишешь "Екатеринбург" и все, новосибирцы, иркутяне и куряне тут же отложат книгу в сторону, дескать, не про них совершенно и такая история у них случиться не могла никогда.

Но вот поглядите: в иностранной литературе напротив! Города и места действий, будь то деревня или город указываются совершенно спокойно. И это никоим образом не мешает читателям ассоциировать происходящее с собой. Причем делается это совершенно естественно и придает свой собственный шарм уже самому месту действия. Сколько курортов повысило посещаемость лишь потому, что они упомянуты у знаменитых писателей.
Больше того - когда наши писатели размещают действие за границей они повинуясь именно западной, а не нашей традиции указывают место действия.
И в итоге что мы имеем? В итоге цветастость и пестрота Европы известна нам куда лучше, чем собственная страна. Повинуясь ощущениям, образам впитанным из литературы и кино мы представляем Европу красочной, мы знаем что и где в европейской провинции. А один только Париж воспетый в стольких произведениях едва ли не большей частью своего очарования обязан именно тому, что его указывали как место действия.
Не ассоциировался бы он с таким количеством художественных произведений и героев имел бы он такую привлекательность для нас? Сомневаюсь.

В то же время только представьте себе, какой основательный поток туристов имел бы какой-нибудь ныне заштатный российский город, если бы именно его имя указывалось в качестве места действия "Ревизора". Свой жирный кусок паломников достался бы какому-нибудь из Троекуровых, если бы было указано, какой губернии это село.
Насколько бы лучше мы представляли собственную страну...
Мы-то с вами знаем, что в любом случае не так ярко, как заграницу. Европе нечего опасаться за свою цветастость, это вечная наша и недостижимая любовь. Но все-таки глядишь, не такой монотонной представлялась бы страна и чуть больше людей знало, что Поволжье, Кубань, Северо-запад, Урал, Сибирь южная и северная все это не серое полотно, а удивительно цветастое одеяло, полное местного колорита, традиций и своих героев.

Может быть, я ошибаюсь? Можете назвать по-настоящему массовые, известные всем произведения, которые бы привязывались к конкретным местам в России?
Или наоборот - можете назвать места, которые массово ассоциируются с какими-либо героями?

Места, биографически привязанные к авторам, вроде пушкинских Болдино и проч - не в счет. Речь именно о самих художественных произведениях.



думки

Previous post Next post
Up