Новосибирск. 16-19 октября 2007. Жемчужина сибирской короны. Увольнительная в город.

Oct 28, 2007 20:22

Новосибирск это город, от которого ничего особенно не ждешь. Удивительно, но даже при минимуме ожиданий он может разочаровать. Штука, может быть в том, что те, кто там бывал, рассказывают, что город неплохой. А первый взгляд на него создает совсем другое впечатление. Это уж потом, когда походишь, погуляешь, переведешь дух, понимаешь, что в этой его специфичной суровости, в кажущейся неприветливости, отсутствии праздности все-таки есть что-то свое, интересное и даже какая-то своя красота.



Наконец побывал в Сибири. Ох давно об этом думал, да как-то все не складывалось. И долго бы еще не сложилось - самолет недешев (овес-то нынче дорог!), а поездом ехать, надо отпуск недели на две на три брать. А тут - командировка. Красота!
Сразу скажу - в сущности своей сибирские города, безусловно, имеют свое лицо, но в принципе те же российские города, что и все остальные. Живых медведей на улицах не замечено, кислотно-зеленых рассветов тоже. Отличаются в первую очередь люди. Отличается та самая атмосфера. Город серьезный, в чем-то даже суровый, но живой и дельный.



Традиционно скажу - на гулянье по городу мне удалось урвать всего полтора часа, так что мой рассказ априори будет грешить неточностями и неполностями. Так что ежель кто заметит, что можно уточнить или дополнить, не стесняйтесь - говорите, постараюсь исправить текст.
Вот знал уже, что ничего такого экстраординарного ждать не стоит. Но все-таки ждал. Как-никак впервые в Сибири. Вроде как все должно быть таким же, но по-другому.
Самое смешное, что в итоге в самой поездке так замотался, что осознанию факта нахождения в Сибири в то время внимания не уделил нисколько. Только вернувшись, оглянулся и сказал себе - вот я там и побывал.
Встретил нас город без лишней доброжелательности. Надо признать, что и аэропорт впечатляющий и современный, даже посадочные рукава подают к самолетам, и погода была теплее московской. Но когда из аэропорта проехали через центр советской застройки, наши участники приуныли.



От этого ощущения им удалось избавиться только спустя первые два дня. Думаю, в этом впечатлении «виноваты» не столько неулыбчивость местных или угрюмость архитектуры, сколько результаты первых дней работы, которые, ничем не смогли порадовать. Наши регональные партнеры нас откровенно подвели, не сделали того, что могли, заранее и что еще хуже - из рук вон плохо делали это уже когда мы приехали. В результате ли этого, или так действительно устроены сибиряки, и работа остальных наших участников не особенно шла. Местные предприниматели шли на контакт не охотно, сами вообще почти не приехали. Редко кто пошел навстречу, и даже когда наши московские производители уже отправились наносить визиты прямо по офисам новосибирцев, даже тогда некоторое отчуждение приходилось преодолевать со значительным трудом. С другой же стороны те, у кого это все-таки получилось - довольны. Если уж диалог начинался, результаты выходили конструктивные.



Вполне вероятно, что отчасти такое отношение новосибирцев объясняется и самодостаточностью региона. В общем-то все у них есть. Шьют одежду, делают мебель, конфеты тоже получаются неплохие. Заводов и фабрик в Сибири тоже хватает. Вот разве только машины не делают. А чего нет, то Новосибирск покупает и распределяет сам. Через него идет значительная часть потоков в близлежащие области и дальше на восток. С учетом невысокой плотности населения, даже продуктов местных наверняка хватит. Еще интересен такой момент - все знают, что через Новосибирск идут оптовые потоки. А вот найти эти фирмы оказалось крайне тяжело. В Екатеринбурге была похожая ситуация. Чужих тут не любят.
С одним из участников была забавная ситуация: он должен был передать посылку из дома сводной родственнице. Они встретились, он передал ей свой гостинец, и пришла пора ей передать свой. А надо сказать, что частенько (не всегда, но частенько) обычным гостинцем для сибиряка являются кедровые орешки. Есть даже такой термин «сибирское чаепитие» это когда без единой чашки чая сидят всю ночь, лузгают кедровые орешки и болтают. Так вот, пора этой тетке передавать свой гостинец. Она смотрит на него эдак подозрительно, и спрашивает: «А вы точно москвич? Настоящий?». Он сознается, что да. Она: «А то я москвичей вообще-то не очень…», и крайне подозрительно его оглядела. Впрочем, поводов к сиюминутной ненависти, видимо, не нашла и все-таки протянула мешок орешков. Хотя и как-то не очень уверенно.
А с другой стороны, где чужаков любят? Москвичей вообще, по всей стране недолюбливают и это не является чем-то уникальным. Зато своим здесь рады и к своим щедры. Стань своим, и ты никогда не сможешь назвать сибиряков людьми недоброжелательными. Опять-таки пошутить тут любят, как и везде, что не может не радовать.



На самом деле в советской застройке центра города нет ничего удивительного. Новосибирску от роду 114 лет. Что для города-миллионника сущая ерунда. Основан он был в 1893-м как поселок при ж/д станции Транссиба. Тогда дорогу уже построили, а мост еще нет. Так что грузы довозили до левого берега Оби, переправляли или перевозили по льду и снова грузили на «железку» на правом берегу. Собственно именно тут, около моста возник поселок, питаясь этой самой перевалкой грузов.



Вот это место - рядом с железнодорожным мостом и автовокзалом. Тут начинался город.

Сейчас собираются, чтобы подчеркнуть это обстоятельство, выстроить тут парк «Городское начало».


Однако реально от самого начала, как часто бывает - даже следов не осталось.
Разве только вот этот:


на переднем плане - сбереженная ферма первого моста. На заднем плане - современный мост. На том же самом месте. В той же самой роли.

Спустя два года поселок назвали Александровским, потом Новониколаевским и рос он довольно шустро. В 1903-м поселок получает статус города, а к 1917-му году здесь жила уже сотня тысяч человек. В Екатеринбурге, который был старше на верные две сотни лет, жило столько же, а в Омске, столице Белой Сибири - около 130 тысяч. На тот момент город жил в основном за счет железной дороги, а также за счет того, что здесь на рельсы перегружали грузы, сплавляемые по Оби. Потом пристроили ветку на Алтай тоже отсюда.



вот она, железная дорога, мать-кормилица Носовибирска.

И сейчас она является для кого-то кормилицей почти в прямом смысле слова:


Оно конечно, строились тут и заводы-фабрики, открывались банки и представительства торговых домов. Но это была лишь база настоящего взлета. Война заставила перевезти сюда заводы и фабрики из европейской части Союза. Говорят, было запущено порядка 50-ти предприятий. А после войны еще и академгородок учредился вместе с сибирским отделением академии наук.
В общем, в 1962-м году город стал самым молодым городом с миллионным населением. Даже и сейчас Новосибирск соперничает в размере с Екатеринбургом. Если считать по городским границам - Новосибирск больше. Если включать сопряженные населенные пункты, то выигрывает Екатеринбург.
Теперь самым молодым миллионником является, наверное, бразильская столица. Однако Новосибирск отличает от скороспелых городов то, что он не был построен целенаправленно, по заказу или прихоти отца основателя, как та же Бразилиа, а вырос как бы сам, на совершенно пустом месте из ничего. Никто не разбивал по линейке городские площади и не строил суд одновременно с причалом, никто не сгонял сюда десятки комсомольцев-строителей. Все получилось как бы сам собой, и это обстоятельство, на мой взгляд, и делает Новосибирск настоящим центром края. Он органично возник и вырос на действительном перекрестье путей. Помимо прочего это значит, что и в будущем он скорее будет развиваться, чем хиреть.



площадь Ленина, вид на Вокзальную магистраль.

Надо понимать, при таком шустром росте город рос быстрее чем строился. В начале века лишь несколько домов были построены каменными, а сохранилось от них еще меньше. Большая часть были дома и конторы деревянные, а то и вовсе дощатые бараки. Активно строить в камне начали только в тридцатые. Это привело к тому, что Новосибирск стал городов в плане архитектуры уникальным - мало где еще увидишь целые части улиц или даже кварталы выстроенные в стиле конструктивизма. Чаще его встраивали между уже существующих старых домов и гордились концептуальностью нового веяния. А тут - пожалуйста.
Вот на одном только Красном проспекте, центральной улице какое раздолье:



здесь даже здание обладминистрации (редкий случай!)


выстроен в том же стиле

Близко к нему и здание художественного музея:


На самом деле в этом здании раньше располагался Сибревком. Фигуры самоубийц по обе стороны фронтона это рабочий и колхозник.



а это «Дом с часами», считается одним из лучших образцов новосибирского конструктивизма и знаменит тем, что в разработке его проекта принимал участие Н.Никитин, создатель останкинской башни.

Красный проспект, кстати, главная магистраль города. Она начинается от автовокзала, где была самая первая базарная площадь, идет через Ленина (бывшую Новую Базарную и упирается в старый аэропорт, из которого теперь летают только очень местные рейсы).



это она и есть, площадь Ленина. Справа через площадь, низкое темное здание - городской торговый корпус. В 1910-м это было самое крупное здание города (не считая паровозного депо).

Конечно, тут же находится и сам Ленин. Город крупный, значительный, потому, видимо, Ленин не один.


Памятник они отгрохали здоровый. Настоящий Каменный гость. Ему бы являться к тем нерадивым партийным чиновникам, которые за понюшку табаку торганули Родиной.


А за вождем - здание оперного театра. Самый большой театр России. Здание действительно титаническое. Купол - превыше всякого воображения. Красиво и внушительно.


Театр этот знаменит не только своим 55-ти метровым куполом, сколько собственной труппой. Рассказывают, что и традиции тут, и преемственность поколений. Собственная история и высокое качество. В общем, гостей не чуждых культуре обязательно ведут в новосибирский театр. Я не слышал, чтобы оно как-то их разочаровывало.
Если говорить о самом-самом, то здесь же находится самый большой зоопарк в России и единственное в Сибири метро.



Метро небольшое, но весьма достойное и шустрое. Если уж придираться то можно только сказать, что оно темновато. По сравнению с Москвой тут в вагонах чуть больше рекламы и висят телевизоры.
В принципе Новосибирск довольно компактно (насколько может быть компактен мегаполис) расположен почти весь на правом берегу Оби (точнее водохранилища - «Обского моря») и частично на левом.



Выше по Оби, но тоже на правом берегу - знаменитый Академгородок. Тоже в черте города. Автомобильных мостов на ту сторону по сути всего два, а поток большой. Так что, вот они - пробки. Правда они тут явление недавнее. В последнее время машин стало действительно больше, а дороги те же. Раньше новосибирцы ездили через город за 15-20 минут, теперь 25-35, это пробки.



Машин, кстати, довольно много азиатских, с правым рулем. Под словами некоторых, что их до 70% не подпишусь, но что их не меньше половины - эт точно.
За последние годы не только прибавилось машин. Город в принципе стал дороже. Я удивился тому, что цены в ресторанах здесь действительно московские. Дорогие пафосные рестораны я уж не беру, но даже «Жили-Были» - аналог «Елок-Палок» практически идентичен им по ценам. В чем причины этого явления понять трудно. Все-таки мебель или одежда тут еще дешевле московских. Хотя, надо сказать, что городу сильно не хватает торговой инфраструктуры. Магазинов вроде бы хватает, но если присмотреться, видно, что их могло бы быть больше.
Кстати об инфраструктуре - вряд ли это исключительно новосибирское явление, но все же - холодные зимы практически в буквальном смысле загоняют уличных торговцев под землю. В центре что ни переход - настоящий торговый центр.



Все как положено - двери, часы работы, внутри - торговые палатки и теплынь как летом.
Вообще специфика советской архитектуры вызывает странный эффект - все-таки непривычно видеть центр, застроенный жилыми, по сути, домами, в цоколе которых находятся конторы и магазины. Структурно город такой почти весь. Из-за этого когда едешь через город, все время пытаешься понять, центр это или еще нет. Или ты уже проехал через него, и это уже не центр.
Тем более что за пределами центра нет-нет да и встретится здание которому самое бы место в центре. Вот, например, ДК Чкалова на проспекте Дзержинского:


Около этого ДК, кстати, есть чему порадоваться:


обратите внимание на нижние афиши.

Должен признаться, что я все-таки не большой любитель конструктивизма и последовавших за ним в социалистическом строительстве стилей. Потому поначалу застройка города воспринималась мрачновато. Это уж потом, когда пообвыкнешься, поймешь, что собственно, почему бы и нет? Значит этот город - такой. Вот тогда уже совсем по-другому на все смотришь. Замечаешь, что и в этой стилистике город ищет что-то интересное.



Как и многие другие российские города город активно строится. Слава Манхэттена не дает и ему покоя. То тут, то там возводятся небоскребы. Стройки - по всему городу.



Кажется, уже введен в действие проект строительства целого комплекса высотных зданий близ берега Оби. Хотя эти здания не будут первыми.

Вот интересный пример:


про это здание - «Двухвостку» говорят, что оно специально отделывалось синими панелями, чтобы не так довлеть над малоэтажной застройкой прилегающих кварталов. Кажется, что чем дальше, тем меньше об этом беспокоятся. Но с другой стороны и облик этих самых прилегающих кварталов уже меняется.


Это вообще очень характерно для наших городов - улучшать центр новыми зданиями, вместо того, чтобы реставрировать старое. Дополнительно нагружать старые узкие улицы центра огромными офисными центрами вместо того, чтобы создавать новые районы, смещать центр города в новые кварталы с новыми дорогами и развязками. Засыпать исторические корни городов землей с новых строек вместо того, чтобы оставлять их живыми, оставлять живую связь с ними.
Лицо города меняется потихоньку но до неузнаваемости. Можно уехать на пять-десять лет и вернувшись не узнать город. Он исчезнет, как будто не был. Старое лицо сотрут полностью а новое изменится быстрее чем к нему привыкнешь. Стройка в центрах российских городов вечна.
Каким чудом прежние дома остаются в центре - загадка. Глядя на них можно понять градостроителей - выглядят они среди новых домов так нелепо и старо, что руки чешутся отдать их под снос.



ул. Ленина. На заднем плане - животворящая железная дорога.

Когда гуляешь по Новосибирску, даже удивляешься, что дома начала века все-таки где-то уцелели.




Даже жилые дома стараются строить иной раз позатейлевее, насколько это возможно, конечно.


Или оживить имеющиеся, как вот такой магазин «Коллекция пустяков»:


А еще очень здорово, что старые названия улиц постарались сохранить, поместив новые и прежние рядом.


Город, как я говорил, довольно суровый и серьезный. Смотрится оно важно, но ясно, что хочется и чего-то душевного. Из забавных памятников город создал памятник светофору:


Стоит он на перекрестке улиц Сибревкома и Серебренниковской. Утверждается, что первый светофор был установлен именно здесь. Судя по благодарности постового, это сильно облегчило им работу. Облегчило наверняка, но по наблюдениям наших участников значительная часть городских пробок возникает в первую очередь по вине несбалансированных светофоров. Сам в такси не раз видел, что совершенно невозможно проехать на зеленый хотя бы два перекрестка, приходится стоять на каждом. Надо отдать должное новосибирцам, они трогаются с места довольно шустро, не по одному, как екатеринбуржцы. Зато наши же участники отмечали, что они не очень ловки в перестроении - частенько займут одну полосу и стоят в ней, даже если слева совершенно пусто.
Как и во времена строительства, в городе довольно много приезжих. Причем довольно много с Урала или Дальнего Востока.
За час прогулки меня два раза останавливали и спрашивали, где находится та или иная улица. Заявлял, что сам сильно не местный, но у меня есть карта. Глядели вместе. Забавно - оба раза искомая улица находилась практически за углом.
Тем не менее наши участники отмечали, что город не богат симпатичными девушками. Не в обиду хорошему городу будет сказано, но видимо это правда. Как сказал один из наших: «Чаще всего хорошо с ногами, но беда с лицом». Ну а если уж девушка все-таки славная, то чаще всего одевается так, чтобы быть еще заметнее и вышагивает ровно королева.
Впрочем, не девушки главное. Я бы даже сказал, что грешно оценивать город по красоте девушек, да еще и делать такие обобщающие заявления. Из миллиона четыреста тысяч можно найти сколько угодно красавиц. Любому хватит.
Было бы время ходить, гулять, отдыхать. Вот, кстати, по части отдыхать. Близ реки, где быть бы красивой набережной, больше каких-то промышленных улиц. В этих местах, на улице фабричной, нашел такой вот рекламный щит, в котором хорошо каждое слово:


Как и в любом новом городе, в Новосибирске осталось не так много церквей, традиционных достопримечательностей. Но они есть.



Встретилось даже вот такое странное здание на той же улице Сибревкома:


вроде бы конторское, но почему-то с куполом и крестом над крышей.

Строятся и новые в спальных районах. Вот эта почему-то показалась мне человеческой и в чем-то даже милой:


Признаюсь честно, образцам этой архитектуры я уделял внимания немного. Мне по-прежнему больше интересны гражданские здания. Тем более, что Новосибирск гордится собой не только как фабричным городом, но своей культурой. Про драмтеатр я говорил, а кроме него есть и молодежный театр «Глобус» с музыкальным фонтаном перед ним, есть кукольный театр и вот, например, еще один - «Красный факел»:


Здание было построено аж в 1914-м для Коммерческого собрания (купеческого клуба). Тоже хотели не только деловые иметь встречи, но и культурно развлекаться.
Впрочем, видимо, вся эта красота и культура все-таки и самими новосибирцами воспринимается не так радужно. Вот такое нашел в троллейбусе:


написано тут вот что:




Ясное дело, что эти мрачные настроения - вряд ли довлеют над каждым новосибирцем. Да, жизнь не так сладка и проста. Особенно в суровых условиях Сибири. Так что ж теперь, убиваться? Нет уж!





увольнительная в город, наше

Previous post Next post
Up