Прокуратурой Никифоровского района в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства по контролю за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье со стороны ответственных должностных лиц органа опеки и попечительства отдела образования администрации Никифоровского района.
В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
В силу названных Правил при помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка должна проводиться в виде посещения подопечного 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
Между тем прокуратурой установлено, что плановые проверки в одной из приемных семей, в которую в 2007 году под опеку переданы двое несовершеннолетних, проводились реже, чем этого требует закон. Недолжным образом осуществлялся контроль за условиями жизни и воспитания детей и в другой приемной семье.
В то же время, качественный и постоянный контроль за приёмными семьями необходим и актуален по следующим причинам. Приемная семья представляет собой одну из возможных форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Но она характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, договор о приемной семье носит срочный характер, постольку приемная семья - это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Во-вторых, приемные родители осуществляют свои функции за вознаграждение (п.1 ст.153.1 СК РФ). В этом состоит разница в правовом положении приемных родителей, с одной стороны, и опекунов (попечителей) - с другой. В силу положений п.1 ст.36 Гражданского кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.
В-третьих, приемная семья пользуется различного рода мерами социальной поддержки, определяемыми договором о приемной семье в соответствии с актами, принимаемыми субъектами РФ и органами местного самоуправления. В частности, на содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются денежные средства за счет соответствующих бюджетов. При этом финансирование производится на основании договора органами опеки и попечительства.
Осуществлением ненадлежащего контроля может привести к нарушению прав несовершеннолетних на создание в таких семьях необходимых условий для их воспитания и проживания.
Прокуратурой в адрес главы администрации района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. В нем так же потребовано решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности специалиста отдела образования администрации Никифоровского района, ответственной за данный участок работы.
Источник информации.