"Жена-еврейка" спектакль театра "Русская сцена" (Берлин), режиссер Инна Гордон.

Oct 16, 2014 14:05





...Германия 1935 год. В ближайшее время будет написана одна из самых позорных страниц в истории человечества. Газовые камеры Освенцима, миллионы зверски убитых евреев - все это случится через несколько лет. Пока в исправительно-трудовой лагерь Дахау сажают коммунистов и гомосексуалистов. История, лежащая в основе сюжета , описание личной трагедии, предвещающей катастрофу всего народа. До прихода нацистов к власти семья главной героини : их двое- муж и жена - интеллектуальные, интеллигентные, любящие и тонко чувствующие друг друга, - ведет бюргерский образ жизни. Произошедшие перемены, Deutschland uber alles - не оставляет героям выбора. Обстоятельства выше их человеческих возможностей. Прежнего семейного рая не вернуть. Каждый из героев должен самостоятельно сделать очень непростой выбор, который в обычной жизни является абсолютно бесчеловечным. У зрителя естественным образом возникает ощущение , что они предали друг друга. Но это поверхностное впечатление. Это впечатление из нормального мира. А в том мире, который мы видим на сцене, несмотря на всю его внешнюю красоту, нормальных категорий уже не существует. За болью и гневом , которые выплескивает героиня, слышится Реквием уходящей эпохи человечности. Атмосфера набирающего силу нацизма настолько сюрреалистична, что герои не верят в то, что это может продолжаться долго. В глубине души они надеются, что расстаются на две недели, но в то же время, без обсуждений, летом пакуют в чемодан шубу. Это мы - зрители, знаем, что герои обречены. У самих же героев есть еще надежда. Произошедшая катастрофа семьи - как предтеча Холокоста. Теперь каждый из них двигается в одиночку. И это не предательство. Когда-то мне рассказывали летчики-афганцы: при посадке на баграмский аэродром, нужно было рассредотачиваться, чтобы быть максимально неуязвимыми для "стингеров", как бы не было сильным инстинктивное желание держаться вместе. Именно сейчас нашим героям надо разделиться, чтобы не потопить друг друга - это высшая форма заботы друг о друге двух любящих людей. Их одиночество мастерски использовано режиссером Инной Гордон в форме моноспектакля. Из пьесы удален второй персонаж. Весь спектакль на сцене - Жена. В ее монологах- обращениях к мужу - отчаянные попытки поиска гуманистического выхода именно одного человека. Задача Жены - не только спастись самой, но и дать шанс выжить любимому. По мнению актрисы Ирины Бессараб , для которой за историей , рассказанной ею в спектакле, стоят трагические судьбы близких ей семей, немцы , переосмыслившие в ходе денацификации преступления нацистов, до сих пор, спустя несколько поколений, ощущают коллективную ответственность и с особым чувством воспринимают этот спектакль. Подобного отношения мы, к сожалению, не увидели в Москве. Хотя, одной стороны, в России есть масса примеров истории малых народов, которые могли бы встать в один ряд с зверствами Холокоста. А с другой стороны, отсутствие исторической памяти и коллективной ответственности оставляет тревожное ощущение в возможности повторения подобных событий у нас.
Зрителям, которым в их жизни пришлось пройти испытания, связанные с позорным понятием « пятого пункта», спектакль будет интересен. В нем - ответы на вечные вопросы диаспоры: вопросы самоидентификации, отождествления, вопросы исхода - когда тебе открыта дорога, но надо рвать нити со страной, давшей тебе рождение, и твоими соотечественниками … Сегодня этот актуальный спектакль интересно будет показать людям, чьи судьбы схожи с судьбами героев - жителям Москвы и Риги, Донецка и Луганска.


.

Брехт Русская сцена

Previous post Next post
Up