"Домострой" - символ домашней тирании. Муж с плеткой, безусловное подчинение жены и детей, темные суеверия. Многие так считают, не правда ли? А что такое домострой на самом деле? Старинный уклад жизни? Философское течение?
"Домострой" - это книжка. Не очень толстая. И каждому, кто любит применять это слово в указанном выше значении, я бы рекомендовала эту книжку хотя бы пролистать.
Слово "домострой" на современный русский можно перевести как "домоводство". Перед нами учебник домоводства, изначально написанный как наставление отца-священника только что женившемуся сыну. Учебник содержит рекомендации во всех сферах жизни:
- религиозной - Часть 1. О духовном строении
- семейной - Часть 2. О мирском строении (о семейных отношениях)
- бытовой - Часть 3. О домовном строении(хозяйственные рекомендации)
-дополнения и приложения: рецепты блюд, сельскохозяйственные рекомендации, краткий курс траволечения, избранные цитаты святых отцов.
Современные женские энциклопедии по домоводству состоят примерно из тех же разделов. Только духовный раздел дополнен или полностью вытеснен всякого рода гороскопами и гаданиями, в семейных отношениях появился секс, о котором раньше говорить было не принято, цитаты святых отцов заменены афоризмами. Мы получили, единственное серьезное различие в том, что "Домострой" глубоко религиозен, женская энциклопедия - светская.
Так чему же нас учит "Домострой" - учебник домоводства пятисотлетней давности?
Сначала разберемся с целевой аудиторией. "Домострой" - письмо отца к сыну. Целевая аудитория - небедный мужчина, хозяин имения, имеющий многочисленных слуг. Религиозность, насколько я поняла, выше среднего даже для того времени - он сын священника.
Итак, как он должен жить?
Во-первых, естественно, он живет церковной жизнью. В книге описано, во что должно православному христианину верить ("Краткий катехизис"), как вести себя в храме, как участвовать в таинствах, как относиться к священнослужителям ("Первые шаги в православном храме", "Основы церковного этикета"). Так как Православие осталось тем же самым, первая часть "Домостроя" почти полностью представляет собой сумму трех книг, указанных в скобках. За исключением крестного знаменья двумя пальцами и некоторых норм этикета. Увидеть здесь "мракобесие" и "суеверие" не намного проще, чем в современном православии.
Вторая часть - семейные отношения. Читаем названия глав:
1."Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдавать"
2. "Как детей учить и страхом спасать"
3. "Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем"
4. "Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь"
5. "Похвала мужьям"
6. "Наказ мужу, жене, и работникам, и детям, как подобает им жить"
...
Здесь все совсем по-другому, чем сейчас. Часть отличий просто обусловлены просто эпохой - как то, что касается приданого. Часть применимы в современности. Главе семейства отдана огромная власть над домашними, которая могла бы перерасти в самодурство, если бы над отцом не чувствовалась всегда воля Бога, если б автор "Домостроя" не напоминал постоянно читателю, что власть над домашними - не для того, чтобы потешить свое самолюбие, а чтобы помочь им на пути к вечной жизни:
"Наказывай сына своего в юности его - и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей; и не жалей, бей ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти".
"Домострой" не принижает положения женщины, но отводит ей истинную и органичную роль хозяйки, а не противоестественные мужские роли:
"Если дарует Бог хорошую жену - это дороже камня драгоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.
Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим - не беспокоится о доме своем ее муж: самые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж ее будет в собрании вельмож или воссядет со знакомыми, которые всегда почитают его, он, мудро беседуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увенчан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена - благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора."
Власть хозяина - огромная ответственность. Автор "Домостроя" призывает хозяина обучать жену, детей и слуг благочестию, руководить их трудом, быть примером во всем, вставать раньше всех и работать больше всех, а если кто-то из подчиненных в чем прегрешил, виноват и хозяин тоже. Многие домашние тираны, которых упрекают "Домостроем," готовы взять на себя столько труда и ответственности? Да, в "Домострое" говорится о битье плетью, но посмотрим контекст:
"Но если слову жены или сына, или дочери слуга не внимает, наставление отвергает, не слушается и не боится их, и не делает того, чему муж, отец или мать его учат, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда не обижаться друг на друга. Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово - если вина велика. За ослушание же и нерадение, - рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было». Да никогда бы не были брань и побои и обида на ссору слуг или их наговор без должного дознания, и если были оскорбления, нехорошие речи или свои подозрения, - виновного наедине допросить по-хорошему: искренне покается, без всякого обмана - милостиво наказать, да простить, по вине смотря; но если в деле не виноват, оговорщиков уж не прощать, чтобы и впредь ссор не было."
Третья часть интересно прежде всего как рассказ о быте людей того времени. Названия глав говорят сами за себя:
1. О мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том. Что кроить, как сохранять остатки и обрезки
2. Как кроить различную одежду и хранить остатки и обрезки
3. Как сохранять порядок домашний и что делать. Если придется у людей чего попросить или людям свое дать
4. Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем обиходе и рукоделии, а самой ей - все хранить и приумножать
5. Как слуг наставлять, посылая их на люди с чем-то, им велеть не болтать лишнего
Такова наша история, русская культура. Рекомендую почитать.