По учебе понадобилось - попалась длинная цитата из "Овода". Поразилась. И полезла перечитывать, конечно.
...И вот знаете, как это бывает: сидишь и смотришь в неверии и думаешь, неужели это был я. Неужели вот это любил я всем сердцем.
"Овод" был моей главной книгой где-то примерно с 12 и до 14 или 15 лет. Более того, он был той книгой, которая меня перевернула. Которая больше, наверное, всех других книг сделала меня тем человеком - и в том числе, тем взрослым человеком - кто я есть сейчас.
Как странно было увидеть, что это же просто невозможно плохо написанный дамский роман.
Надо отдать должное, не так давно попался мне пост, где люди делились, какая книга была для них той, на которой "проснулась душа", и "Овод" встречался там не однажды. Мне было тепло увидеть его там. Есть вещи, которые и правда можно прочитать только в определенном возрасте, потом - уже поздно.
Впрочем, некоторые вещи не выцвели в нем для меня и сейчас. Во-первых, там все же есть хорошие куски. Самый лучший, наверное - его прощальное письмо Джемме. Место, где чистое горе затмило для автора пьедестал, на котором всю дорогу стоял ее герой, и, написанное не снизу вверх, а из-за его плеча, оно стало живым, трогательным и милым - и правдивым, да, до сих пор. И мне и сейчас очень нравится сильный кусок про безумие кардинала в конце.
А во-вторых, я увидела, что та идея, которую я вчитала когда-то в текст, и которая и была для меня откровением, острым и самым нужным - она всю дорогу борется в тексте с автором, вылезая тут и там против ее воли. Помню, что не меньше книги меня поразило послесловие к ней - советских времен, конечно - которое объясняло "Овода" и поднимало его на флаг, как катехизис революционера. Боже. Более анти-революционной книги, как и антиклерикальной, я не могла и вряд ли уже смогу себе представить. (Это был тоже важный опыт для меня как начинающего читателя - увидеть, какие разные книги складываются в головах у людей из одних и тех же букв!) Для меня смыслом и нервом там стало как раз то, что догмы, _идеи_, какими бы они ни были - это и есть то, что ломает все человеческое в людях. Вот это я запомнила и бережно пронесла с собой, и теперь храню.
Так что это интересно, как иногда какие-то вещи прорастают, будто по собственной воле, сквозь все, "что хотел сказать автор". Как со "Франкенштейном" Мэри Шелли, который перерос и пережил все вложенное в него :)