Что-то этим летом у меня очень мало времени остается на чтение. Остается только добирать качеством, если уж с количеством не сложилось.
Йэн Макьюэн "На берегу".
Третий Макьюэн подряд, а всего, наверное, шестой. Люблю его густую, подробную, неспешно-тщательную и часто нелицеприятную психологичность. И еще - тот редкий, на мой вкус, случай, когда вложенная "социальность" - яркая, всегда хорошо видная - не выпирает, не выглядит нарочито или искусственно.
Это очень маленький, компактный роман, все его действие - один день, который новоиспеченные молодожены Эдвард и Флоренс проводят в небольшой гостинице на берегу Ла-Манша. Но из этого дня распахнутые окна повествования смотрят и в их прошлое - от самого детства, через их семьи, образование, выбор пути, к истории знакомства, ухаживания и женитьбы - и в будущее.
История печальная и трудная, но дело, пожалуй, не в этом. Там есть, на что поглядеть пристально, и много есть, о чем подумать после. И, как обычно, есть несколько фраз, которые походя разобрали меня на части.
Читала в предвкушении экранизации с Сиршей Ронан - и опять интересно, как все эти нагромождения слов можно перенести в бессловесное действо. Сильно ли будет упрощено, и что останется, а что станет более выпуклым.
Антония Байетт "Детская книга".
Вот это было бесконечное путешествие, сродни ее вставной истории про "Тома под землей". (Забавно, как в книге встречается метафора самой этой книги, и характерно для Байетт с ее причудливыми литературными играми). Это не роман, это прямо "Война и мир" - масштабная панорама, культурный срез времени - Англия и Европа (Германия и Франция) на рубеже 19-20 веков. Общественные движения, работа коллективной мысли, новые течения в искусстве, книжное обозрение, экскурс в мифологию волшебных сказок (привет "Обладать", но с другой стороны), подробнейшее погружение в керамику, ювелирное дело, театр, музейное дело, образование (и страшный, впечатляющий выпад в сторону закрытых частных школ), обзор всемирной выставки - и все это переплетено с семейной сагой, подробно прослеживающей жизни трех десятков героев из двух поколений. А в конце неизбежно наступит война, и сметет с доски все фигуры в разгаре этой сложной, полифонической истории.
Очень здорово, но было тяжело. И я устала от ее объема :)
Следующим требовалось найти что-нибудь легкое. Давно хотела почитать что-нибудь у Кейт Аткинсон. Начала с "Преступлений прошлого".
Что я могу сказать - это, конечно, детектив, но как по мне, Аткинсон слишком хороша для жанровой прозы :) Оно отлично читается как "просто роман", точнее даже, как несколько осколков от разных романов под одной обложкой (зачиталась четырьмя девочками из завязки истории про Оливию. Хорошо! Я б целый толстый роман почитала бы про эту семью :). Да, впрочем, и остальные истории отличные). Правда, общее впечатление несколько сумбурное - у меня эти разрозненные нити не сплелись в общую картину, как будто у них нет, или я не нащупала, какой-то общей внутренней основы, кроме того, что на поверхности: что они все про семьи, переживающие трагическую ситуацию, и укоренены в прошлом. В общем, действительно, как будто прочитала заявки на 3 или 4 хороших отдельных романа. Но не разочарована: очень колоритно, отлично написано, и вспоминается по прошествии времени. Буду продолжать. Наметила себе "Боги среди людей".
Сьюзан Хинтон "Изгои".
Рекомендация и перевод Анастасии Завозовой. Вот тут хорошо, что я заранее прочитала и ее рецензию, и предпосланное роману предисловие переводчика. Потому что, когда понимаешь, что читаешь роман, написанный 16-летней девочкой в качестве спонтанной самотерапии почти "по мотивам реальных событий", то относишься к книге совсем по-другому. И да, если б я ничего этого не знала, да еще и не читала бы, к примеру, переведенного той же Завозовой "Щегла", с его богатым оттенками, переливчатым, роскошным языком - меня бы зверски бесили все эти "глаза у него голубые/зеленые/черные" про каждого первого персонажа, и реки слез, проливаемые крутыми парнями с района. Но удивительно, насколько эти инфантильные заходы сочетаются с правдой жизни, бьющей фонтаном, выливающейся ручьем или сочащейся каплями из каждой трещины этого неровного повествования. Роман взросления, роман о подростках, написанный подростком для подростков, и тот самый случай, когда "в этом что-то есть". И послевкусие ровно как от Кауфман. Дам Лёне чуть попозже, все-таки она сильно жестче его нынешних книг. Сперва - "Убить пересмешника", но и до нее надо дорасти.