Она давно уже была у меня заныкана и стояла "в списке" - из-за Бенедикта, конечно, но и по продолжению ассоциативного ряда с "Достучаться до небес" (которыми я, положа руку на сердце, как-то не очень прониклась) и "1+1" (которые, напротив, я нежно люблю), да и, пожалуй, с "Далласским клубом", за который Макконахи, конечно, дали Оскар, но от него у меня до сих пор мороз по коже - такая чернуха там в начале, что я слишком нежная фиалка для него - хотя их дуэт с Джаредом Лето там прекрасный, очень живой и трогательный невероятно.
И вот теперь я добралась до "Третьей звезды", и, как говорится, впечатления крайне противоречивые.
То есть, с одной стороны, прекрасная работа Бенедикта. Очень непростая. Потому что его Джеймс там под морфием почти все время, и от этого такой "смазанный", плывущий, немного отстраненный, как бы слегка пьяный весь фильм. И в то же время очень трезвый, он всегда "держит лицо", максимально подчеркивая, что с ним "все в порядке", а под этим есть еще такой мощный подспудный слой, и Бенедикт очень скупыми средствами (мне так нравится, что он нигде не сваливается в слезодавилку там, он очень-очень сдержан в выразительности - ну и герой такой у него) отыгрывает эту вот бездну под ногами, так что все режиссерские усилия в виде саундтрека и пять раз показанного исчезающего человека у кромки воды кажутся уже как-то ненужными и излишними.
И мне очень понравился дуэт с Майлзом - ну и скажем прямо, весь фильм - это, практически, их дуэт, а не квартет, Майлз из остальной троицы самый "прописанный", остальные - это все-таки фон (и вот это уже очень жаль). Их сцены, их разговоры с Джеймсом - самые "нормальные", без-пафосные, и самые настоящие. И вот понятно, что тут фильм такой, что рано или поздно остается только зарыдать, но лично меня пробрало в сцене у костра, когда Джеймс говорит о том, что он задумал... долго говорит, ему возражают, он отвечает... и все это время на первом плане лицо Майлза, и он единственный из всех вообще молчит, но это ярче любых слов. И потом когда он в воду полез - это тоже очень сильно. Очень как-то правда жизни есть в его персонаже. Те, кто однажды прошел, обдирая душу, через такую потерю - им будет второй раз труднее, а не легче. Иногда невыносимо труднее, до состояния "сбежать немедленно любой ценой". И при этом во всех моментах фильма он - именно тот, кто будет рядом, когда больше всего нужно (в сцене с Биллом и деревом тронуло), тот, кто откликается - собственными признаниями в том числе. Недаром он писатель. И то, как он находит в себе силы, перешагивает через свой прошлый страшный опыт, дотягивается - это дорогого стоит.
И с другой стороны, общее впечатление от фильма при этом "разваливается". Как-то все как будто чересчур прямолинейно и "в лоб" подано - и при этом как-то однослойно.
Вот, например, понятно же, что они уже так раньше ходили, и Джеймс при этом был другим, и это, должно быть, ранит его друзей, не только его самого - но этого совсем в фильме нет, мне вот не хватало. И пафоса невероятного написали Джеймсу в его речи для Дейви и Билла. Ок, понятно, это, возможно, такой персонаж - в конце концов, мы все когда-то оказывались в этих мыслях, когда что-то, чего нам дозарезу нужно, другим дается за просто так, и они этим недостаточно достойно, на наш взгляд, пользуются. Но уж точно это никак не тянет на "посыл" фильма, а создается впечатление, будто оно должно бы оказаться посылом :( Ну и, опять же, пафосу-то понаписали, но оставался вопрос, как это сыграть. У Бенедикта, слава богу, подкладкой пафоса оказывается - не зависть, не сожаление, а экзистенциальный страх. Джеймсу до одури страшно умирать, а еще больше - остаться перед лицом смерти одному. Оно выглядывает по чуть-чуть - вот в этом "Я не хочу умирать!", и в том, как ему больно, когда они обсуждают, кто во что верит после смерти, и оказывается, что друзья его не верят.... И становится явным и главным - в конце. Мужество - не у тех, кто не боится.
И почему у Бенедикта через одного такие фильмы попадаются. Ведь вот когда сходится все в одной точке: сам материал, и неповерхностная режиссура и актерский ансамбль - в общем, когда остальным тоже много есть чего сказать - и Бенедикт, то впечатление получается просто взрывное. Я уж молчу про "Франкенштейна" - это вообще из ряда вон - но тот же "Шерлок", и "Хокинг", да и "Август" и даже "Искупление" (и это я еще "Конец парада", "Стюарта" и "Разрушителей" не смотрела, а явно стОит). А тут то же, что в "Imitation Game" получилось - прекрасно сыгранная роль, которая стоит особняком (а там так даже "выламывается") из слишком прямолинейно-поверхностного фильма.
Но, несмотря на все это, и, может даже, вопреки ему, впечатление все равно яркое. Запоминающееся. Трудно сказать, о чем больше в итоге получилась история - о том, как человек находит силы встретиться со своей смертью лицом к лицу - или о том, как те, кто рядом, находят силы встретиться с его смертью, отодвигая - крайне болезненно и трудно - свои эго в пользу того, кто в этой точке выбирает свой собственный путь.