Меня, скажу честно, всегда оставлял равнодушной еврейский вопрос. Ну да, есть мифическая одна тридцать вторая в крови, холокост - это ужасно, список шиндлера - отличный фильм, но уж больно длинный. А вот этот фильм - единственный из двух десятков, посмотренных мной в больнице, о котором захотелось написать.
«и всё осветилось» - фильм про американского еврея, дедушке которого помогла уехать в америку из украины некая украинская девушка, и тем самым спасла его от расстрела во вторую мировую. И вот наш герой - внук его - решает поехать в родные места своего деда и разыскать ту женщину или хотя бы какие-то сведения.
Героя представляет элайджа вуд в очках диоптрий этак на шесть и в роговой оправе. И раньше-то казалось, что глаз у него многовато, теперь же создавалось стойкое ощущение базедовой болезни. Ещё он весь фильм ходит в удушливом чёрном костюме и с галстуком, у него фобия собак, он застенчив и собирает в пакетики разные вещи, напоминающие ему о каких-то событиях или людях - от бабушкиной вставной челюсти до дедушкиной фотографии. Эти пакетики он развешивает дома на стене, называя это коллекционированием, но мы бы назвали это обсессивно-компульсивным расстройством.
Тем временем в одессе живёт семья, предоставляющая услуги по поиску потерянных еврейских корней, родственников и могил. Там есть притворяющийся слепым дед, сумасшедшая собака, названная в честь певца-негра и сын в новом красивом спортивном костюме, кепке, с золотым зубом и полукилограммом золотых цепей на шее. Именно они и должны отвезти элайджу вуда на родину предков и помочь разыскать таинственную спасительницу.
Да, начало выглядит именно так, как я описала - трэш и абсурд, но мы все любим кустурицу.
Дальше начинается роуд-муви, герои едут по украине, не могут найти дорогу, ночуют в плохих гостиницах и в полях, встречаются с украинцами разной степени карикатурности (но в основном большой степени), но мы все любим гротеск как литературный приём. элайджа вуд, кстати, ещё вегетарианец, что в глазах его спутников выглядит примерно так же, как базедова болезнь и обсессивно-компульсивное расстройство. Сопровождают эту часть карпатско-цыганские мотивы, аккордеон, скрипка - и да, мы все любим гоголь борделло.
А дальше, когда кажется, что это так и останется комедией гротеска и абсурда, наши герои находят свидетельницу тех событий, среди пасторальных подсолнухов, развевающегося белого белья и коробок, полных вещей тех времён - она тоже коллекционер. И странным образом всё становится несмешным, а вещи помнят больше историй, чем люди, и остаются дольше, чем люди, и какие-то очень настоящие, от этого немного жутко, но именно они освещают всё, а прошлое освещает настоящее.
В тот момент, когда кажется, что градус пафоса уже слегка завышен, фильм внезапно превращается в трагедию.
Но ведь мы все любим катарсис.