Для обычных читателей этого блога этот пост будет весьма необычным, потому что он нацелен на совсем другую аудиторию.
Началось все с того, что новозеландской весной 2016 года я по стечению обстоятельств жил один в съемной комнате в Веллингтоне, пока семья была в России. Помимо необходимости самому себе готовить еду и отсутствия необходимости присматривать за детьми, это давало возможность тупить вечерами в интернете, когда сил работать ну совсем не было. В один из таких октябрьских вечеров я случайно наткнулся на обсуждение новеллы «Бесконечное лето», от нечего делать скачал игру и за пару вечеров прошел. Несмотря на не слишком сильные писательские способности сценариста, она произвела на меня очень сильное впечатление (в основном благодаря сделанной с душой графике и отличной музыке), чем меня немало удивила, так как раньше меня воротило от всего, что было связано с аниме и анимеподобным стилем.
Еще пары вечеров мне хватило, чтобы пройти остатки БЛ и узнать о существовании модификаций. Примерно в это же время вышла последняя часть «
Саманты», и я с удовольствием ее прочел. Все было написано потрясающим языком и читалось удивительно легко, хоть я и не смог на 100% сопереживать главному герою. Некоторые люди рекомендовали «7 дней лета», я попробовал почитать, но дальше вступления не осилил. Последним популярным модом, который все советовали, был «
Булки, кефир, рок-н-ролл», и я с большим интересом сел его проходить.
Я снимал тогда комнату в отеле St. George в центре Веллингтона, построенном, если не ошибаюсь, в 20-30х годах прошлого века (на фото ниже). Он известен тем, что в нем останавливались битлы, когда были в единственном туре в НЗ.
Если погуглить "The Beatles New Zealand", вам попадется фото с этого балкона.
Особенность старых зданий в том, что они (разумеется) не были построены с учетом современных стандартов, и поэтому часто рушились при землетрясениях. Есть способы укрепления уже существующих построек, и конкретно это здание тоже пришлось укрепить, как того требовало законодательство, но по шкале сейсмоустойчивости оно все равно едва-едва дотягивало до планки «ну ок, сойдет».
К чему я это все? Той ночью, когда я сидел и запоем читал «Булки, кефир и рок-н-ролл», произошло
одно из самых сильных землетрясений в Kaikoura, и неплохая волна дошла до Веллингтона. В находящемся рядом офисе, где я тогда работал, оно устроило самую настоящую разруху, а меня заставило оторваться от булок и забраться под стол. Стены здания ходили ходуном, дверь в туалет ездила туда-сюда, шкафчик в ванной оказался на полу. Я сидел под столом, наверху надо мной на мониторе лыбилась Ульяна, из колонок играла
Eat some troubles!, а на голову мне капал кофе, который я за минуту до этого успел себе приготовить. Сейчас это звучит забавно, а тогда было реально страшно, так как было непонятно, выдержит ли здание. Кофе, кстати, хоть и пролился, но кружка умудрилась не опрокинуться.
Не помню уже, допил я его или сделал новый
Все обошлось, и я благополучно дочитал «Булки», с удивлением узнав, что мод не закончен. Зайдя в
группу в контакте, я узнал, что предпоследний эпизод совсем недавно вышел, а следующий должен был не раньше чем через год, если спроецировать сроки разработки предыдущих. Ну штош.
Перемотаем время на весну 2018. Прошло уже больше полутора лет, а булки все не выходили. Я тогда был довольно занят, искал работу в Германии, делал тестовые задания, проходил собеседования. Сил почти не оставалось. По инерции я продолжал иногда заходить в контакт в поисках обновлений, но там не баловали новой информацией, и только редкие ждуны ныли в комментариях и предсказывали смерть мода.
Этот пост долго одиноко висел в группе
Однажды вечером, в очередной раз зайдя на страницу группы, я обнаружил пост недельной давности о том, что в команду требуется второй кодер. Я тогда себе сказал «ну, хорошо, может, теперь-то побыстрей доделают» и пошел спать. Однако и на следующий день, и спустя еще день пост не выходил у меня из головы, и я подумал, а чем черт не шутит, может, попробовать предложить свои услуги, и написал сценаристу:
Текст сообщения обрезан
С моей стороны вписываться в разработку было слегка экстремально, так как, повторюсь, я был загружен помимо обычных обязанностей еще и поисками работы, но почти все программисты страдают излишним оптимизмом («у меня же есть час с утра перед работой, пока никого в офисе нет»), а возможность могла уйти.
Рекорд скинул мне тестовое задание, которое я клепал в течение следующей недели с 5 утра в офисе. Выглядело это все примерно так:
Красные сумки под столами это персональные наборы для выживания
Через несколько дней я отправил то, что было готово, обратно сценаристу, и стал ждать. Из-за разницы во времени ждать приходилось довольно долго. Забавно, что запустить мое тестовое задание (как и задания других кандидатов) без бубна не вышло:
На самом деле все должно было работать, просто коммуникация пострадала
Еще спустя неделю Рекорд написал мне в контакт и пригласил в команду, если я еще не передумал. Ура.
На самом деле, я был уже большой мальчик, и знал, что я только что подписался на кучу работы забесплатно, но все равно, принять участие в разработке топового мода - это то, на что не стыдно пожертвовать личное время.
Весь текст булок мне не скинули. Боялись, что солью.
(Через несколько месяцев работы над булками и набивания шишек я взглянул критически на свое тестовое задание и схватился за голову. Переходы между сценами корявые, спрайты прыгают, объема мало, музыки мало, окно с текстом при смене сцены не убирается. И ведь не бросалось в глаза раньше. Полагаю, на такое только кодеры внимание обращают.)
Основных причин, по которым я решил написать этот пост, две. Во-первых, просто хотелось поделиться опытом, как я убил полгода на булки, а во-вторых, немного приоткрыть завесу тайны над тем, как этот мод разрабатывался. Недавно один из читателей прислал такое сообщение:
ХА!
Я сейчас, возможно, кому-то открою глаза, но разработчики БКРР не только друг друга ни разу в глаза не видели, но также не знают настоящих имен друг друга, за парой исключений. И ладно я, я присоединился к проекту на финальном этапе, но ведь они до этого делали булки вместе четыре года! Вот она, сила анонимусов. Двач навсегда меняет людей.
Ну и, к вопросу о «возможно, в одном городе». Члены команды жили/живут в: Якутии, Сибири, Алтайском крае, навУкраине, Москве и СШП. Если считать меня, то еще Урал, НЗ и Германия.
Взято откуда-то с двощей
Кстати, об Орике. Многие знают БКРР как «проект Орики», особенно те, кто сидит на двощах. Я был немало удивлен, не найдя ее в общем чате разработчиков. Как выяснилось, ее туда не стали приглашать, видимо, чтобы не смущать (см. скрин выше). За те полгода, что булки допиливались, я ни разу не разговаривал с Орикой, и она подключилась уже на этапе тестирования в последний месяц, чтобы прогнать весь мод и нарисовать недостающие ЦГ.
Почему Булки делались так долго? На тот момент, когда я пришел в команду, мод фактически стоял, поскольку его некому было кодировать. Был написан и отредактирован весь текст, были готовы некоторые иллюстрации, половина первого дня, и… собственно, все. Когда стало ясно, что кодер еще долго не выберется из жёппы цепких лап обстоятельств, было наконец принято трудное решение искать кого-то на стороне.
Почему, когда кодер нашелся, последний эпизод делался так долго? Потому что я был занят, сначала семьей и работой, потом переездом из страны в страну, потом поисками и обустройством квартиры. Отчасти потому, что из-за особенностей работы команды коммуникация была построена не самым лучшим образом. Фактически, мне был выдан текст и сказано «а ну, замути мод». Для кое-каких мест были готовы иллюстрации и спрайты, но другие места могли выглядеть куце, и не было ясно, найдется ли у художников время туда что-нибудь нарисовать, или придется выкручиваться как есть.
Сергей Нипалов, основной кодер булок, вспоминал, как он как-то раз убил кучу времени, полируя сцену поедания арбузов в третьем эпизоде, чтобы выглядело повеселее. Сделал ездинье спрайтов туда-сюда, эффекты, вот это все… а потом Орика прислала ЦГ, и всю работу пришлось выкинуть.
Сам Сергей, как можно понять из вышенаписанного, не мог принять участие в работе над оставшимися днями, но осенью-таки сумел выкроить время и закодировал эпилог, за что я ему безмерно благодарен, поскольку таким образом мне удалось почитать кусок (возможно, самый важный кусок) булок, не кодируя его самому. И, поскольку я не читал текст забегая вперед, концовка для меня была полным сюрпризом.
Ну фсе равно шта так долго, эта ш лехко! А вы сами попробуйте. Если делать что-то не на отвяжись, будет потрачено заметно больше времени, чем кажется изначально. Булки можно было (и нужно было) закончить быстрее, если правильно организовать рабочий процесс, но это очевидно только сейчас. Если бы я взялся делать другой мод, он бы пошел гораздо шустрее. Вот только я не собираюсь больше делать модов, так как расстановка спрайтов - это одна из самых неблагодарных работ, которой мне приходилось заниматься, и никакого желания повторить это у меня нет.
Стал бы ввязываться в БКРР, если бы мог отмотать время назад? Безусловно, да. У нас получился неплохой результат, которым я доволен, ну и в процессе совместной работы вся команда булок стала как родная, я их всех люблю (даже Веню). Пусть я и не знаю, как их по-настоящему зовут, и не видел никогда.
Рандомные факты про разработку, которые не получилось увязать в историю.
- Когда мод дошел до этапа тестирования (напильником, точильником и паяльником), была создана отдельная группа в контакте, чтобы можно было удобнее обмениваться иллюстрациями и правками, а также работать с Орикой. В целях конспирации для группы было выбрано имя «Тайный клуб поклонников Стаса Михайлова»
А Стас - тайный поклонник булок
Через какое-то время оно само собой изменилось на «Тайный клуб поклонников Стаси Михайловой», и группа обзавелась соответствующей картинкой:
Кто знает, что за число рядом со Стасей - тот внимательный молодец
- Из-за наличия тайной группы перед самым релизом случился конфуз. Один из членов команды по ошибке запостил правки вместо Стаси в основную группу мода.
Это на самом деле довольно жесткий спойлер
Пост был немедленно удален, но некоторые особо шустрые читатели успели его заскринить.
- Как-то раз я попросил художника нарисовать березы на один фон, в результате получил работу вот таким образом:
Спасибо, епта
- Один из членов команды не хотел спойлерить себе сюжет и поэтому отказывался смотреть эпизод, пока он не будет близок к выпуску.
- В финальных титрах помимо общеизвестных иконок использованных программ имеются некоторые внутренние мемы:
Ведро с усами - это потому, что код булок хранился на Bitbucket, на котором мы заводили тикеты (issues) друг на друга, когда нужно было что-либо исправить. Поскольку по-русски сказать слово issues не особо возможно (ищщюс? иссюс?), мы договорились называть их «усы».
Забор - это дань уважения забору одного из участников, который во время разработки булок скоммуниздили на дрова наркоманы.
И, наконец, гусь в консервной банке - это давний мем, нечаянно созданный котом:
- Дед из «Саманты», сыгравший самого себя, изначально был без ног. Пришлось приделать новые ноги.
Кадет, на палочку надет
- Помимо одного популярного китайца с «Совенок-феста» в мод был добавлен один популярный стример, рандомно возникающий в столовой, в качестве пасхалки:
Некоторые могут вспомнить бугурт на двощах по поводу этого китайца в моде
Версия без ног
В своих видео по булкам он так исковеркал имена создателей, читая титры, что это стало очередным внутренним мемом: Рекорд Надоев стал Надоедовым, а Сирега Иванов - Сигаретой. С тех пор сценарист в чате разработчиков чаще всего именовался именно Надоедовым:
Надоедов, когда ЛГГ?
- Для тех, кто не мог разобраться, что происходило с Семеном и Юлей, существовала даже схема, но ей не нашлось места в моде. Изначально что-то подобное должна была рисовать Юля, лежа на рояле. Возможно, кто-то найдет ее полезной:
мой моск!
- Те, кому существующая концовка мода показалась слишком короткой, скомканной, не раскрытой - вы не одиноки. Она была еще короче и еще более сдержанной. Именно такой вариант я прочитал в эпилоге ближе к релизу, и меня накрыла неплохая депрессия на пару дней. С помощью уговоров и шантажа концовка была изменена в последний момент. Не все члены команды были этому рады, но теперь и они скорее согласны, что, выпусти мы эпилог в его первоначальном виде, нас бы атаковали сотни недовольных читателей.
- Чтобы не спойлерить сюжет будущих дней, тестовое задание для кодеров представляло собой небольшой фрагмент из обсуждавшегося, но не написанного рута Алисы. Всем кандидатам предоставлялся отрывок текста и предлагалось оформить его на свое усмотрение. Желающие могут прочитать его
здесь. А самые внимательные смогут обнаружить кое-какие параллели в действиях героинь ЛГГ и БКРР.
Такой недостающий фон склада прилагался к заданию
А теперь немного фото и видео лично от меня, в хронологическом порядке.
Одно из мест, где протекало кодирование булок (Новая Зеландия, далее НЗ)
Еще одно (тоже НЗ, временное жилье, на чемоданах)
Еще одно (тоже НЗ, второе временное жилье. Чемоданов уже поменьше, почти все продано)
Разработка булок в библиотеке. Компьютер уже продан, вместо него куплен ноутбук (НЗ)
Вылет из Новой Зеландии
Разработка булок в самолете ночью. Лететь было 16 часов, так что времени хватало.
Прилет в Германию
Много булок было разработано тут (Германия, временное жилье)
Часть булок разрабатывалась даже на работе (особенно под конец). На фото руки других разрабов тоже.
Булки доделывались в такой обстановке, в перерывах между собиранием кухни.
Расчет финального снега в булках (на обороте от мануала из Икеи)
И напоследок, несколько видео, как булки выглядели на этапе разработки. С помощью них приходилось демонстрировать работу другим членам команды.
Осторожно, спойлеры.
Самый первый эффект, который был сделан:
Click to view
Работа над избиением Клауса. 3 секунды экранного времени, 3 часа кодерского утра в воскресенье.
Click to view
Поскольку сценарист отказывался настраивать нормальную систему контроля версий и вместо этого скачивал весь мод каждый раз, когда надо было что-то проверить, Алиса не выдержала и надавала ему по голове:
Click to view
Мы его предупреждали и даже заводили тикет:
Первая версия «концовки». Внимательные увидят отличия от финальной версии.
Click to view
Первый вариант выхода пиратов на сцену:
Click to view
Попытка сделать блики от костра на Алисе (неудачная, поэтому все было выпилено):
Click to view
Мы пробовали сделать хентай. Получилось не очень, поэтому выпилили:
Click to view
Первый вариант снежка. Понравились бы вам булки с таким снегом?
Click to view
Один из вариантов, как могла выглядеть звезда в конце:
Click to view
Пост получился длинным, кто дочитал до конца - молодец. Спасибо остальным разработчикам булок за ценные дополнения. Как я ни старался, 99% даже того периода, что я был в команде, осталось за кадром, не говоря уже о полной истории разработки, которая начинается в 2014 году. Если у кого остались вопросы - велкам в комментарии.