Киргизия: обещает ли политическая весна быть безоблачной? Мягкая сила России vs. США

Feb 29, 2016 10:16




После некоторого затишья США вновь разворачивают активную деятельность в Киргизии. Проигранное сражение за парламент, куда не прошли откровенно прозападные личности, близкие к грантовым НПО, или явные оппозиционеры, получающие зарубежные субсидии, заставила Вашингтон взять паузу, «передислоцировать войска» и начать новую кампанию с учетом скорых выборов в местные органы власти и намеченных на следующий год президентских выборов.

Доказательства сказанного налицо. Посол Соединенных Штатов в Киргизии Шейла Гуолтни встретилась со спикером киргизского парламента Асылбеком Жээнбековым, после чего пресс-служба законодательного органа власти заявила, что будет заключено «новое соглашение о сотрудничестве Кыргызстана и США». Также госпожа посол не преминула напомнить, что за годы независимости Бишкек получил от США 2 млрд долларов различной помощи.


Одновременно пресса сообщила, что Госдепартаменту и Агентству по международному развитию ЮСАИД выделено 952 млн долларов на «противодействие российской агрессии» в странах Центральной Азии, Украине, Грузии и Молдавии», конкретно на «расширение доступа к независимой объективной информации, борьбу с коррупцией и обеспечение верховенства закона, укрепление гражданского общества и энергетической безопасности, поддержку финансовых реформ, торговли и экономической диверсификации, усиление некоторых оборонных возможностей».

Легкая и необоснованная паника

Как конкретно Госдеп и ЮСАИД будут использовать эти деньги в Киргизии, пока неизвестно. Скорей всего, никто велосипеда изобретать не будет, в дело пойдут проверенные рычаги. Так, на прошлой неделе посольство США собирало в одном из пансионатов на Иссык-Куле руководителей ведущих неправительственных организаций. О чем конкретно там шла речь, неизвестно. Посольство, обычно весьма словоохотливое в деле широкого освещения своей деятельности, в данном случае никаких пресс-релизов не выпустило. Но не шашлык же есть и не чай пить собирались энпэошники со своими кураторами.

«За последние пятнадцать лет все американское сотрудничество в Киргизии в основном строилось вокруг своего военного присутствия. Это даже с обидой на Госдеп отмечали представители самих прозападных НПО в республике, - полагает бишкекский политолог Игорь Шестаков. - Соответственно, отмечали также, что образовавший вакуум в двухсторонних отношениях нужно наполнять новым содержанием, да еще с учетом укрепившихся за последние четыре года союзнических киргизско-российских отношений. Полагаю, что произошедшая летом прошлого года денонсация межправительственного киргизско-американского соглашения стала для Вашингтона холодным душем».

Некоторые киргизские аналитики поспешили в своих комментариях российской прессе уже заявить о том, что «новое соглашение» может означать вариант возвращения американских военных в столичный аэропорт, то есть возрождение авиабазы «Манас». Однако такой вариант маловероятен. Несмотря на некоторые не совсем приятные моменты в российско-киргизских отношениях, как, например, денонсация соглашения по строительству каскада ГЭС, остальные связи, как межгосударственные, так и в рамках региональных организаций, развиваются успешно. И на первом месте в приоритетах киргизских властей - отношения с соседями.

«Официальный Бишкек, в свою очередь, показал, что внешнеполитические отношения будут выстраиваться исходя из национальных интересов и приоритетов, - отмечает И. Шестаков. - Пока сложно сказать, что из себя представляет новый вариант соглашения, если он вообще существует. Что касается 952 миллионов долларов США, часть этих средств может быть потрачена на ведения информационной войны против российского присутствия в Киргизии, а другая часть - на проекты, которые бы составляли конкуренцию России в военной и образовательно- гуманитарных сферах республики».

Превентивные шаги

В киргизском парламенте также решили обратить внимание на деятельность посольства США и других американских организаций в информационной сфере. На прошлой неделе депутат Кожобек Рыспаев предложил дать задание профильному комитету выяснить, откуда получают финансирование некоторые СМИ. Местная пресса чаще всего цитирует вот эти слова парламентария: «У них на логотипе или где-то в информации может значиться как кыргызская телекомпания, но если копнуть глубже, выяснится, что хозяевами являются граждане других государств. Это не посягательство на свободу слова, печати. Просто общественность должна знать, какое государство спонсирует тех, кто предоставляет им информацию».

Суммы американской помощи не заоблачны. Если разложить 2 млрд долларов, о которых на встрече со спикером парламента вела речь посол Ш. Гуолтни, то в среднем это примерно 80 млн в год. Если сравнить с помощью, которую оказывает Россия, американский вклад бледнеет.

Как сообщил директор киргизского Центра перспективных исследований Сергей Масаулов, с 2009 года Россия напрямую поддерживает бюджет Киргизии, был предоставлен грант в размере 150 млн долларов и 300 млн кредита. Также рассматривается вопрос списания 489 млн долларов государственного долга. Эксперт также отметил, что поставки российских ГСМ на беспошлинной основе также экономят огромные деньги киргизским властям и бизнесменам.

Масштабы российской помощи и ее эффект подтверждают и другие источники. Например, руководитель киргизской Ассоциации нефтетрейдеров Медетбек Керимкулов сообщил, что в рейтинге Glopbalpetroprices.com в феврале республика заняла первое место среди импортозависимых стран - самая низкая цена на бензин оказалась в Киргизии. В случае отсутствия российских скидок цена на ГСМ была бы выше в два раза.

И тем не менее недооценивать американскую помощь как рычаг влияния тоже не стоит.

Есть ли шансы у США?

Вплоть до начал прошлого года у американцев были под рукой лидеры оппозиции, которые имели хоть какой-то вес среди соотечественников. Сегодня в этом качестве оппозиция практически исчезла. Вернее, есть отдельные люди, но весомых политических партий, противопоставляющих себя нынешней власти, не осталось. Оппозиционные партии в парламенте не в счет, как считает политолог Марс Сариев, с ними власти всегда смогут договориться.

«Нет лидеров. Таких, на которых США могли бы опереться, - считает и политолог Мурат Суюнбаев. - Да и те, что в парламенте, все же в меньшинстве. Скоро выборы в местные органы власти. И все партии будут сражаться за мандаты. Некоторым партиям очень нужно выиграть как можно больше мест, чтобы показать свою значимость и вес потенциальным политическим спонсорам, в том числе и зарубежным».

Обычно весной в Киргизии активизируется политическая борьба: чередой идут митинги, пикеты, курултаи. Но, судя по всему, нынешняя весна претендует стать самой тихой за последние шесть лет, прошедшие после второй «революции» 2010 года.

И все же не стоит полагать, что США, как один из основных зарубежных игроков в Киргизии, отойдут в сторону. На следующий год - президентские выборы. Наверняка для американцев это - главная цель. Так что не за горами попытки сформировать новую оппозицию при помощи оставшихся в связке с Госдепом политиков, неправительственных организаций и подконтрольных и финансируемых за счет грантов СМИ.

источник

военные базы, Гуолтни Шейла, СМИ, НКО, Россия, ЕАЭС, usaid, США, грант, мягкая сила (soft power), пятая колонна, оппозиция, посольство США, Киргизия

Previous post Next post
Up