Кыргызстан-2015: Окончательный выбор пророссийского пути развития

Jan 07, 2016 09:28



В Кыргызстане в ушедшем году произошло два серьезных политических события: вступление в Евразийский экономический союз и парламентские выборы. Вступление в ЕАЭС было стремительным: в мае 2014 года президент Алмазбек Атамбаев заявил о желании вступить в Союз, осенью парламент страны принял необходимые законы, и в декабре был подписан договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. Несколько месяцев ушло на ратификацию договора в парламентах других стран-членов, и в августе 2015 Кыргызстан окончательно вошел в Евразийский экономический союз. В отличие от Казахстана, который к концу года уже почувствовал тяжесть последствий принятого интеграционного решения (проблемы с конкуренцией отечественных товаров, падение курса тенге и проч.), Кыргызстан пока только фиксирует происходящие изменения. Граждане страны теперь могут работать в России и Казахстане, не получая специального разрешения на работу, импортные (как правило, российские) лекарства в республике подешевели, как и некоторые другие виды товаров. Однако есть и обратная сторона интеграции: огромный оптовый рынок "Дордой", который кормил тысячи человек, переживает не лучшие времена, многие торговые точки закрываются.

4 октября в Кыргызстане прошли очередные парламентские выборы, но это не привело к кардинальной смене правительства, премьером остался Темир Сариев.

Выбор пророссийской ориентации позволил Кыргызстану провести резкий антиамериканский демарш, поводом для которого стало награждение заключенного правозащитника Азимжана Аскарова премией Госдепартамента США. В ответ Кыргызстан денонсировал межправительственное соглашение с США о сотрудничестве в поставках гуманитарной помощи. В результате многие проекты USAID, направленные на предоставление Кыргызстану помощи в области здравоохранения, образования, развития сельского хозяйства и проч., были закрыты.

Серьезная зависимость Кыргызстана от России вынудила президента Алмазбека Атамбаева встать на сторону Москвы в российско-турецком конфликте, хотя это было, очевидно, не просто: после месяца молчания президент Кыргызстана все же призвал Анкару извиниться за сбитый российский бомбардировщик.

В 2015 году в республике обострилась борьба с экстремизмом, прежде всего, с религиозным. Возбуждено более 120 уголовных дел, но количество приверженцев экстремистских взглядов растет (на учете - около 2000 человек), большинство из них, по данным правоохранительных органов, - члены запрещенной "Хизб ут-Тахрир". В Кыргызстане муфтий провозгласил мораторий на строительство новых мечетей, а те, что уже построены, должны пройти государственную регистрацию. Сами проповеди тоже пытаются взять под контроль: Духовное управление мусульман Кыргызстана проводит тренинги для имамов и учащихся медресе, разъясняя принципы ханафитского мазхаба, взяты на особый контроль священнослужители, которым разрешено проповедовать с целью обращения в ислам, в 70 медресе по требованию Совета обороны страны введена единая учебная программа. Заметим, однако, что "Таблиги Джамоат", организация, запрещенная в России, Таджикистане и Казахстане, в Киргизии открыто существует - мало того, на официальном уровне обсуждают возможность использовать "таблигов" для борьбы с идеями так называемого "Исламского государства" (террористическая организация, запрещена в России).

Повышенное внимание органов безопасности к религиозному экстремизму вызвано обострением ситуации в Сирии и Афганистане (по данным властей, около пятисот кыргызстанцев, в том числе женщин и детей, уехали в зону боевых действий в Сирию), и ростом террористической активности в самой республике. С начала года в стране было проведено несколько спецопераций, в ходе которых были ликвидированы или задержаны полтора десятка человек, обвиняемых в принадлежности к террористическим группировкам. Так, в июле в Бишкеке прошла контртеррористическая операция, в декабре в столице были убиты еще два предполагаемых террориста, после ГКНБ заявил о найденном тайнике с оружием и боеприпасами.

Примером повышенного силового внимания к проблемам религиозного экстремизма стал приговор - 10 лет лишения свободы - бывшему имаму Кара-Суйской мечети Рашоту Камалову: его признали виновным в возбуждении религиозной вражды, хранении и распространении экстремистских материалов с использованием служебного положения. Поскольку в Кыргызстане отсутствует институт религиоведческой экспертизы и не сформулированы критерии признания материала экстремистским, то в жестком приговоре Камалову эксперты увидели начало новой волны возможных преследований на юге республике. Тем более что правозащитники, которые проводили мониторинг работы спецслужб на юге Кыргызстана, утверждают: подавляющее большинство подозреваемых в связях с ИГИЛ - этнические узбеки.

В октябре уходящего года произошло событие, которое привлекло внимание к коррумпированности пенитенциарной системы Кыргызстана. В ночь на 12 октября из СИЗО №50 бежали девять заключенных, семеро из которых были приговорены к пожизненному сроку. Четыре сотрудника Госслужбы исполнения наказаний погибли. Шестеро беглецов были пойманы живыми, трое убиты при задержании. Трое из вновь пойманных умерли в тюремной больнице от "острой сердечной недостаточности". Инцидент оставляет много вопросов: заключенные открыли камеры и освободили своих подельников, следов взлома на замках не было, в момент побега в учреждении не было электричества, видеокамеры не работали. Начальник СИЗО-50 был освобожден от должности по обвинению в халатности и задержан. Через девять дней его нашли повешенным в камере СИЗО в Бишкеке.

Из хороших новостей этого года мы выбрали две: открытие благотворительного детского респиса (который в местных СМИ называют хосписом) и увеличение численности населения страны до шести миллионов.

источник

Россия, usaid, ЕврАзЭС, интеграция, США, ислам, Евразия, экстремизм, Киргизия

Previous post Next post
Up