Действуя при поддержке официальной Анкары, самопровозглашённый меджлис взял курс на создание на юге Херсонской области, на границе с Крымом, в месте компактного проживания 5-тысячной крымско-татарской общины своей военно-политической базы с перспективой отторжения этой территории от Украины. Основные положения турецко-крымско-татарского проекта были обговорены на встрече президента Турции Эрдогана с Мустафой Джемилёвым и Рефатом Чубаровым 17 декабря в турецком городе Конья.
Ещё ранее некой организацией под названием «Майдан иностранных дел» было объявлено о создании «правительства Автономной Республики Крым в изгнании» с локализацией в районах Херсонской области, прилегающих к крымской границе Российской Федерации. Некоторое время, однако, эта и подобные ей инициативы не шли дальше устных заявлений. Активизация меджлиса с его «блокадами» Крыма (продуктовой, энергетической, обещанной морской) стала происходить с конца сентября 2015 года.
С этого времени реализация плана создания «крымско-татарской автономии» на территории Херсонской области, прилегающей к украинско-российской границе, перешла в практическую плоскость. 3 декабря в Киеве «Меджлисом крымско-татарского народа» и ещё несколькими организациями был подписан меморандум «о возвращении Крыма» и придания «правосубъектности» крымско-татарскому народу. Тогда же было объявлено о создании Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Азатлык» («Свобода») для «ненасильственного возвращения полуострова и объявления его национальной автономией», которая начнёт создаваться на территории южной части Херсонской области.
Стратегия, которую Анкара проводит в данном вопросе руками меджлиса, может быть реконструирована достаточно просто: 1) учредить при правительстве Украины «представительство Крыма в изгнании», придав ему сугубо этнический, крымско-татарский характер; 2) объявить о виртуальном административном «присоединении» к «оккупированному» Крыму части Херсонской области, граничащей с Крымом; 3) учредить на этой части Херсонской области крымско-татарскую автономию как на единственной «не оккупированной» территории крымских татар.
Однако этим замысел не исчерпывается. Для вождей меджлиса сохраняет всё своё значение конечная их цель, заявленная в
декларации «О национальном суверенитете крымско-татарского народа», принятой курултаем ещё во времена существования СССР, в июне 1991 года. Цель эта формулируется так: «Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его национальном суверенном государстве...»
В этом проекте «крымско-татарская автономия», мысленно передвинутая теперь заправилами меджлиса из Крыма в Херсонскую область Украины, фигурирует лишь как промежуточный этап. И на первый здесь план выдвигается фигура непосредственного организатора «блокады» Крыма Ленура Ислямова, недавно объявившего о создании крымско-татарского батальона, который «первым будет входить в Крым». Как
подчёркивает Ислямов, этот батальон будет финансировать и обеспечивать всем необходимым Турция. «Наш лидер Мустафа Джемилев общался с президентом… Президент Турции отозвался и решил нас укомплектовывать, наш батальон, понимает, что еще не так сильна Украина, чтобы позволить себе еще один батальон снабжать. Турция сразу же откликнулась и заявила, что готова этот батальон профинансировать».
Создание в Херсоне из боевиков меджлиса воинского подразделения обсуждалось Джемилевым во время его визита в Анкару 16-17 декабря на встречах с Эрдоганом и другими турецкими официальными лицами. «На границе Крыма мы хотим создать военное подразделение, оно будет входить в состав ВСУ и подчиняться Министерству обороны Украины, - заявил Джемилёв по итогам визита в Турцию. - Но возможности Украины ограничены. Есть вопросы с обустройством места пребывания, обмундированием, вооружением, питанием военных и т.д., не хватает возможностей для получения военного опыта и образования, медицинских услуг. На повестке дня - все эти расходы».
Ситуация на Херсонщине усугубляется тем, что ГУВД Херсонской области получило от министра внутренних дел Украины Арсена Авакова распоряжение не трогать людей Ислямова и ни в чем им не препятствовать. При этом «турецкий след» в Херсонской области проявляется не только в поддержке боевиков Ислямова официальной Анкарой. В деле участвует и турецкая ультрашовинистическая группировка «Серые волки», о чём
заявил 7 декабря Ленур Ислямов.
Местные источники
утверждают, что меджлис создает в южной Херсонщине аналог Косова - псевдогосударства, главное значение которого состоит в том, что там угнездилась американская военная авиабаза Бондстил, позволяющая Соединённым Штатам контролировать Балканы. По данным тех же источников, помимо Турции финансирование «херсонского Косова» через меджлис берут на себя США. Позорная обязанность украинских властей во всей этой деятельности - прикрывать процесс фактического отторжения от Украины части её территории.
Источник