Силы информационных операций России

Dec 13, 2015 14:19


Эта статья подготовлена специалистами по информационно-психологическим операциям украинской некоммерческой организации. Соответственно, акцент у это статьи подобающий.


Кто владеет информацией, тот владеет миром - этой цитате Н.Ротшильда более двухсот лет, однако сегодня ее популярность выросла в разы. В эпоху информационного общества история развития любого независимого государства тесно переплетена с информационными операциями - манипуляциями, инсинуациями, дезинформациями, обманами и так далее. По сути, современная борьба государства за свою независимость - это своего рода информационная борьба, которая осуществляется в таких формах:

  • информационной разведки - поиска, сбора, обработки и анализа информации об информационных рисках и угрозах;
  • планирования информационных мероприятий тактического (локального, внутригосударственного), оперативного (затрагивающих стран-соседей государства) и стратегического (совместно с государствами, влияющих на развитие геополитики) уровней;
  • проведение мероприятий информационного характера (информационных операций, действий, акций) в целях реализации задач внутренней и внешней политики государства;
  • оценки эффективности информационных мероприятий - определение уровня достижения успеха.


Информационные мероприятия стали неотъемлемой частью политики государства. В этом смысле Россия не только опередила развитые европейские страны, но и стала соперничать в вопросах информационного влияния с США и Китаем. О том, что российская пропаганда глубоко внедрилась в западную среду и создала у себя контрпропагандистский щит стали говорить уже в конце 2013 года. Информационная экспансия российского иновещания («RT», «Голос России», ВГТРК) и система внутренней пропаганды («Газпром Медиа Холдинг», «Национальная Медиа Группа» и та же ВГТРК) создали мощную информационную платформу российской системы информационной безопасности, позволяющей проводить информационные атаки на другие государства.

Объектами информационного влияния были определены:

  • аудитория конфликтующей стороны - в данном случае Украины (для формирования точки зрения о справедливости решений РФ и планов российского руководства);
  • внутренняя аудитория России и аудитории поддерживающих ее государств (для демонстрации уверенности действий российского руководства и формирования у населения мнения по поддержке решений Кремля);
  • внешняя аудитория (для создания информационных условий положительного восприятия политики России).

Сегодняшние реалии в Украине - боевые действия на Донбассе, их колоссальная информационная и военная поддержка со стороны Кремля наглядно демонстрируют заинтересованность Москвы в разжигании конфликта. На передний план в этой войне вышли российские информационные операции для завоевания информационного превосходства в Украине. Параллельно с боями, взрывами, захватом пленных ведутся другие действия, которые по мнению древнего китайского стратега Сунь-Цзы, гораздо важнее огневого и силового влияния на противника.

Итак, кто и как ведут информационные операции на востоке Украины?

К информационной войне на Донбассе российская сторона подошла с соблюдением всех канонов «пропагандистского букваря» доктора Геббельса. Для проведения информационно-психологических операций на поле боя привлечены специальные подразделения ВС России. В комплект российских частей информационно-психологического влияния на востоке Украины вошли:

  • группы специальных журналистов (8-10 отдельных групп) - работающие непосредственно на российские информационные каналы. В их состав входят 3-4 чел. - журналист, оператор, водитель, может быть охранник. Группы готовились к условиям войны накануне и имеют четкие инструкции о том, как освещать события в пользу российской стороны. Они хорошо оснащены, имеют пропуски по всей территории Донбасса, контролируемого боевиками;
  • оперативные группы психологических операций (4 группы ПсО) - представляют собой мобильные подразделения от отряда ПсО, дислоцируемого недалеко от Ростова-на-Дону. Их состав 2-4 чел. На территории оккупированного Донбасса они выполняют задачи по:
    • устной пропаганде, в том числе и работе с местным населением;
    • распространению пропагандистской литературы и другой необходимой информации;
    • созданию пропагандистских групп в населенных пунктах, состоящих из местных активистов, их организации и координации действий;
    • оказанию содействия работе российских журналистов;
    • сбор информации и определение наиболее острых проблем у населения для использования этого в дальнейшем, как информационного повода;
    • мониторинг текущего морально-психологического состояния местного населения;
  • отряд психологических операций - дислоцируется на российской стороне границы, недалеко от Ростова-на-Дону, совместно с пунктом управления разведцентра ГРУ ГШ ВС России. Отряд ПсО осуществляет основную руководящую роль в информационно-психологических мероприятиях на территории Украины. Его задачи:
    • сбор, обработка и анализ информации о текущем морально-психологическом состоянии населения Украины и подразделений российских террористов (зона интересов отряда ПсО распространяется на всю территорию Украины);
    • руководство подразделениями ПсО, выполняющих специальные задачи по информационному влиянию;
    • разработка и осуществление информационно-психологических операций на территории Украины;
  • агенты диверсионной психологической работы в других областях Украины - специалисты от ГРУ ГШ или ФСБ, которые выполняют задачи по:
    • созданию диверсионно-пропагандистских групп в других областях Украины среди местного авторитетного населения;
    • обучению местных групп проведению подрывных пропагандистских акций;
    • обеспечению групп необходимым материально-техническим имуществом;
    • непосредственному проведению митингов, акций протеста и распространению пропагандистских материалов.

На отряд психологических операций, который подчинен начальнику разведки сил поддержки украинских ополченцев, возложена роль командного центра информационно-психологических операций. Сам же отряд психологических операций постоянной структуры не имеет. Существующий «костяк» дополняют в соответствии с возложенными задачами. В отряде ПсО, как правило, работают такие штатные элементы:

  • штаб - организация выполнения задач по эффективному применению подразделений отряда;
  • редакция и типография - составление макетов (эскизов) печатных продуктов пропаганды и их производство;
  • отдел распространения печатной и другой пропагандистской продукции - распространение пропагандистских материалов среди предназначенной аудитории;
  • отдел устной пропаганды - использование звукоусилительной аппаратуры (станций тира ЗС), проведение индивидуальных бесед с местным населением, работа с пленными и т.д.;
  • отдел пропаганды по радио и телевизионным каналам - обеспечение радио и телевизионного вещания с использованием аппаратных ресурсов на захваченной территории или передвижных станций;
  • отдел по работе в интернет-пространстве - приданное подразделение, которое выполняет задачи по разведке, блокированию или изменению информации в сетях, несанкционированному вхождению в устройства, связанные с интернетом и т.д.

Следует отметить, что в начале 2014 года в российской армии были созданы так называемые кибер-войска, задачей которых есть защита национальных компьютерных сетей, обслуживающих оборонные нужды, а также проведение атак на сети потенциального противника. Эта новая категория оборонного ведомства касается сферы информационной войны в интернет-пространстве в оперативных и стратегических масштабах. По имеющейся информации военные кибер-специалисты ВС РФ привлекаются к выполнению задач информационно-психологических операций не только по оккупированному Донбассу, но и по всей Украине.

Помимо этого, есть данные, что специалисты других отрядов ПсО ВС России, дислоцируемые за тысячи километров от Донбасса, отдаленно работают в сети интернет по контентному наполнению сайтов террористов («Новороссия», «Сварог», «Штаб русской армии» и др.), а также по троллингу в социальных сетях и блогах. Начиная с сентября этого года к такой работе стали привлекаться курсанты российских военных ВУЗов.

Если сравнить опыт США по работе подразделений психологических операций, то за 70 лет участия в военных конфликтах американцы выработали тактику психологической войны для любого региона мира. В 2012 году после успеха «Арабской весны» в ВС США решили уйти от пугающего названия PSYOPS и нашли новый термин - «военные операции информационной поддержки» (Military Information Support and/to Operations - MISO). Как известно, в настоящее время Штаты намерены по новому пересмотреть общую политику государственной пропаганды. Ожидается, что изменения коснутся и военной сферы, однако на сегодня в армии США тактика действий сил психологических операций осталась почти без изменений. Исключения составляют новые образцы техники(«LRAD», «Hyperspike PTZ», «LASER DAZZLER™» и другие), которые диктуют свои изменения в общую схему ПсО.

В Китае же классика психологической войны постепенно уходит в плоскость интернет-войн. Если провести сравнительную характеристику удельного веса интернет-сегмента информационно-психологических операций, то в России он приближается к 15%, в то время, как в Китае можно свободно говорить о 50 %. Вместе с тем, китайцы не собираются оставлять традиционные методы психологической войны - печатную, устную, телевизионную и радиопропаганду. Видимо они очень консервативно относятся к соблюдению главного политического вектора государства - так называемой политики «мягкой силы» по отношению к другим странам.

В украинской армии также существуют военные структуры информационно-психологических операций. Есть мнение, что эти специфические части оказались не готовыми к современным вызовам. Существующая боевая техника за 25 лет морально устарела. Боевые и технические возможности центров ИПсО вряд ли можно противопоставить современным требованиям войны на Донбассе. По имеющейся информации, украинские центры ИПсО выполняют задачи в зоне боевых действий, но полнота и качество этих задач украинским министерством обороны не разглашается.

Источник

Китай, подразделения psyop, СМИ, Россия, Украина, пропаганда, информационная война, США, Газпром Медиа Холдинг, Национальная Медиа Группа, rt, ВГТРК, психологические операции

Previous post Next post
Up