Джемилёв и Обама
На совещании в Севастополе в августе 2015 года по вопросам соблюдения законности в Крымском Федеральном округе Президент России В.В.Путин обратил внимание на попытки внешних сил дестабилизировать ситуацию в Крыму, используя не только методы экономического давления, но и стимулирование националистических настроений, включая террористическую угрозу.
В этом контексте особого внимания заслуживает эволюция тактики Запада, в первую очередь США, через подконтрольный им режим Порошенко и группировку национал-радикалов (Джемилева-Чубарова), по сути дела, манипулировать национальными чувствами крымско-татарского народа с акцентом на молодёжь и интеллигенцию и создать, помимо внешнего давления на российскую власть, внутренний очаг напряжённости.
Накануне государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года США направили в Меджлис целую делегацию посольства, которая подталкивала руководство Меджлиса к активным действиям в «защиту суверенитета Украины» в случае обострения ситуации. Видимо, не случайно этот визит совпал с начавшимся тогда же выдвижением крупной группировки американского флота в направлении Босфора с целью захода в Чёрное море.
Из этого следует, что на фоне событий в Киеве, США всё же опасались реакции на них в Крыму и возлагали на крымско-татарских национал-радикалов надежды быть противовесом так называемому «российскому фактору», а при самом серьёзном развитии событий способствовать блокированию российского Черноморского флота «изнутри».
В разгар событий «Крымской весны» Джемилёв публично обещал Западу создание вооружённых отрядов крымских татар, а послы Литвы, Латвии, Германии и Польши, эмиссары ЕС пытались подталкивать руководство Меджлиса к активным выступлениям. Беспрецедентным событием в дипломатической практике стал звонок в ночь на 28 февраля посла США Пайетта Чубарову, в ходе которого посол ставил вопрос о том, «готовы ли татары защищать целостность Украины».
Неудавшаяся попытка Запада подтолкнуть татар на вооружённое выступление против воссоединения Крыма с Россией обусловила изменение тактики. Так, при содействии еврокомиссара Ш.Фюле и заместителя генсека НАТО А.Вершбоу уже в конце марта была предпринята попытка в ответ на крымский референдум инициировать среди крымских татар так называемый национальный референдум. Объявить об этом Джемилёв собирался на площадке ООН, однако и эта провокация потерпела неудачу, так как абсолютное большинство членов Курултая отказались идти по пути конфронтации с российской властью.
Разочарование на Западе этим обстоятельством оказалось столь велико, что была отменена анонсированная ранее встреча Джемилёва с вице-президентом США Дж.Байденом. После этого в Вашингтоне стали вырабатывать новый подход к крымско-татарской проблематике в контексте общей санкционной политики в отношении России и Крыма. В частности, акцент был сделан на раздувание на всех международных площадках темы так называемых «нарушений прав человека».
Старт этой акции был дан в обращении госсекретаря США Дж.Керри 17 мая 2014 года в связи с 70-летием депортации крымских татар. Далее американцы организовали мимолётную встречу Обамы и Джемилёва в Варшаве и через Польшу вручили Джемилёву премию «Солидарности» в размере 1 млн. евро. Последний тут же раскрыл предназначение этих средств - это организация сетевой коммуникации с Крымом посредством интернета, создания сети подпольных структур информаторов и т.д.
О том, что американцы перестроили тактику по крымско-татарской тематике свидетельствовала встреча там же Джемилёва с заместителем госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Р.Бершински, после которой стали озвучивать идеи организации мониторинга непосредственно на территории Крыма через создание постоянного офиса ОБСЕ, предоставление неких международных гарантий крымско-татарскому народу, а также идея рассмотрения вопроса о якобы преступлениях России против крымских татар в международном суде.
Параллельно с темой так называемых «прав человека» с начала 2015 года США и Турция стали активно поддерживать идею проведения в Анкаре в августе 2015 года Всемирного конгресса крымских татар. Необходимо отметить, что накануне открытия Конгресса Джемилёв и Чубаров имели подробную беседу с послом США на Украине Пайеттом. В этом контексте, заслуживают внимания несколько ключевых положений решения Конгресса, которые отражаютвстроенность крымской темы в кампанию Запада по давлению на Россию.
В решении Конгресса зафиксирован призыв к международным организациям поддержать рассмотрение крымской проблематики в Международном уголовном суде, признание на международном уровне геноцида со стороны Российской империи, СССР и РФ в отношении крымских татар и увязка любых переговоров с РФ на международном уровне с обсуждением темы Крыма и предоставление права решать судьбу Крыма исключительно крымским татарам мира.
Очевидно, что Запад через национал-радикалов и крымско-татарскую диаспору в мире намерен придать крымско-татарской тематике долгосрочную политико-правовую направленность как средство давления на Россию.
Джемилёв и Чубаров активно лоббировали решения Конгресса в структурах ОБСЕ, проводили специальную встречу с послами 28 стран ЕС, представителем МИД Германии, а также в Израиле. Показательно, что затеянная национал-радикалами при поддержке режима Порошенко шумная акция по так называемой «продовольственной блокаде» Крыма состоялась после предварительного информирования ими послов стран Евросоюза.
Так, «демократический» Европейский союз, по сути, поддержал проведение национал-радикалами антигуманитарной акции в отношении более чем двухмиллионного населения Крыма, что никак не соответствует так называемым «европейским ценностям», международному гуманитарному праву и правам человека, о которых очень любят говорить в Европе.
Одновременно подконтрольный Западу режим Порошенко, заявил о готовности выработать некую «дорожную карту» по предоставлению Крыму, в случае его возвращению в Украину, статуса национально-территориальной автономии. Несмотря на виртуальность этих обещаний, они преследуют чёткую идеологическую цель - консолидировать националистические настроения среди части крымских татар и вызвать внутреннюю напряжённость в Крыму в сфере межнациональных отношений.
Таким образом, ход событий показывает, что за полтора года Запад существенно видоизменил свою тактику в отношении татар. Если на первом этапе надежды возлагались на провоцирование открытого выступления против России, то в настоящее время акцент делается на сочетании давления через различные международные площадки посредством темы «прав человека» до инициирования внутренней напряжённости в Крыму через вбрасывание идеи национальной автономии в составе Украины.
Разумеется, всё это не может оставаться без внимания и лишь подчёркивает важность эффективной работы в самом Крыму по реализации Федеральной Целевой Программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года, вовлечения в её мероприятия крымско-татарского населения и постоянного внимания со стороны местных органов власти к информационно-разъяснительной работе с населением.
Источник, автор Лариса Сергеевна Усова, РИСИ