Война до победного словца - кто и как борется в Европе с «российской пропагандой» (часть 1)

Nov 21, 2015 14:40



На фоне кризиса в отношениях и возвращения к соперничеству эпохи блокового противостояния Россия и Запад возвращаются и к противостоянию информационному. В конце минувшей недели в Риге был открыт Центр стратегической коммуникации НАТО, который уже окрестили центром «по борьбе с российской пропагандой». В Европе все чаще звучат голоса о недооценке потенциала Москвы, которая может выиграть у Запада информационную войну. Предложения того, как нужно противостоять «пропагандистскому наступлению» Кремля, варьируются в зависимости от страны: от выступлений в поддержку качественной журналистики до законодательных инициатив о запрете российского вещания и попыток запустить новые медийные проекты. "Ъ" разбирался, кто и как в странах Евросоюза оказался втянутым в информационную войну.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795055

Реакция на похолодание

«Каждый день идет борьба за сердца и умы людей», - заявил президент Латвии Раймонд Вейонис в минувший четверг на официальном открытии рижского Центра стратегической коммуникации НАТО. В альянсе заверили, что речь не идет о новом «способе действовать против России». Вместе с тем, задачи центра свидетельствуют об обратном. Как рассказали в пресс-службе президента Литвы Дали Грибаускайте, которая также присутствовала на церемонии открытия центра, он «внесет вклад в укрепление информационной безопасности, борьбу с враждебной пропагандой, а также займется формированием доктрины стратегической коммуникации альянса, анализом информационного пространства, вычленением наилучших практик по разоблачению лжи, распространяемой о странах НАТО, и отражению информационных атак». Российские СМИ в этих грехах руководство альянса и стран Запада обвиняет в последние месяцы регулярно.

«Мы в Европе в шоке от того, как легко российские СМИ перешли к воинственной риторике, и это не позволяет нам чувствовать себя в безопасности. К сожалению, именно государственное ТВ задает тон в российских СМИ, а качественные независимые издания, которые представляют альтернативный взгляд, оказываются под давлением со стороны властей и просто не в состоянии сбалансировать “картинку”», - убеждает "Ъ" бывший замминистра иностранных дел Польши Ежи Помяновский, теперь исполнительный директор Европейского фонда в поддержку демократии (EED).

Созданный в 2011 году решением Совета ЕС при польском председательстве в Евросоюзе и финансовой поддержке стран-участниц, фонд EED сегодня - один из активных игроков на поле противостояния «российской пропаганде» в ЕС и странах «Восточного партнерства» (Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине). Фонд проводит тематические конференции, финансирует деятельность ряда СМИ, в том числе русскоязычных, в странах Восточной Европы, а также с декабря 2014 года проводит по заказу правительства Нидерландов комплексное исследование возможностей развития «независимых русскоязычных СМИ» (по данным издания EUobserver, размер выделенного на исследование гранта составил €500 тыс.).
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795055

Подобные усилия - гранты, экспертные дискуссии и исследования - активно продвигались для развития независимой журналистики в России и на постсоветском пространстве с начала 1990-х годов. До середины 2000-х годов дебаты о необходимости «борьбы с российской пропагандой» оставались прерогативой экспертного сообщества, критически настроенных журналистов и жителей стран Прибалтики. Ситуация изменилась после запуска в конце 2005 года телеканала Russia Today (RT), который должен был «отражать российскую позицию по главным вопросам международной политики» и «информировать аудиторию о событиях и явлениях российской жизни».

«Сначала мы смеялись над перспективами телеканала, но уже во время «пятидневной войны» в Грузии в 2008 году нам стало не до смеха», - вспоминает британский журналист, старший редактор журнала The Economist Эдвард Лукас, также занимающий пост старшего вице-председателя американского Центра анализа европейской политики (CEPA). «Постепенно нам стало ясно, что со времен холодной войны механизмы пропаганды сильно изменились, - говорит Эдвард Лукас "Ъ". - Тогда границы были куда яснее очерчены, а советская пропаганда была куда более прямолинейной. Теперь же и в западной прессе, и в западном обществе многие настроены пророссийски, а возможность сохранения анонимности в интернете позволяет целой волне неизвестных нам пользователей продвигать свои позиции на западных сайтах».
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795055

В опубликованном в начале августа на сайте Newsweek аналитическом комментарии, посвященном российской угрозе, господин Лукас вместе с экспертом CEPA Анн Эпплбаум (супругой экс-главы МИД Польши Радослава Сикорского) пишет о двух столпах, на которых держится «российская империя дезинформации»: система иновещания и информагентств плюс так называемые фабрики интернет-троллей, оставляющих на страницах сайтов заказные политические комментарии. Кроме того, поясняет "Ъ" Эдвард Лукас, «российские пропагандисты» научились использовать «слабость европейских СМИ» - стремление к объективности. «Би-би-си не будет стремиться к плюрализму, если кто-то считает, что Земля круглая, а другой - что плоская, однако в случае с новостями из России так и происходит. И те, кто распространяет российскую пропаганду, этим пользуются», - уверен он. «Не думаю, что в Европе есть хотя бы одна страна, которая была бы вне сферы российских интересов», - предупреждает господин Лукас.

Старая борьба новыми методами

Европейские чиновники активно подключились к информационному противостоянию уже после обострения украинского кризиса. «Мы прекрасно понимаем, что Россия интенсифицировала усилия в области, скажем, «внешней коммуникации», и у нас есть некоторые идеи, что с этим делать», - предупредил в конце 2014 года еврокомиссар по политике соседства и расширению Йоханнес Хан в интервью брюссельскому интернет-изданию Euractiv.

К весне 2015 года дебаты перешли на высший уровень: с необходимостью «выступить против кампании по дезинформации со стороны РФ» согласились все лидеры стран-участниц ЕС. По итогам саммита, состоявшегося в Брюсселе в марте, глава внешнеполитической службы ЕС Федерика Могерини получила задание подготовить к июню «план действий по стратегическим коммуникациям» и, в качестве «первоочередного шага», создать собственную «команду по коммуникациям».
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795055

Тогда же в санкционные списки Евросоюза был включен глава ИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев - как «олицетворение госпропаганды». По данным "Ъ", чиновники ЕС рассматривали возможность расширить санкции против «медиаструктур и журналистов, активно участвовавших в пропагандистских усилиях в поддержку аннексии Крыма со стороны РФ и российской военной интервенции на Украине». К таким структурам в ЕС относят "Газпром-медиа", телеканалы "Россия", Russia Today, "Первый канал" и НТВ, а также лично Михаила Леонтьева, Ираду Зейналову и Михаила Гусмана. Однако в отношении них ограничительные меры введены не были. По крайней мере, пока.

В начале лета к призывам «противостоять российской пропаганде» присоединились депутаты Европарламента, призвав в крайне жесткой резолюциипо отношениям с РФ увеличить финансирование проектов, «направленных на противодействие российской пропаганде внутри и вне ЕС», а также создать механизм «сбора, мониторинга и обмена информацией» о возможной финансовой, политической или технической поддержке Россией европейских политических партий и НКО.

Предпринимать основные усилия по противодействию «российской пропаганде» на уровне Евросоюза с сентября должна будет специальная команда, состоящая из экспертов и чиновников внешнеполитической службы ЕС (East StratComTeam), созданная как раз по итогам мартовского саммита. Ее возглавит бывший журналист чешской газеты Hospodarske noviny Якуб Каленский - однако до начала постоянной работы отдела от публичных комментариев, в том числе по запросу "Ъ", он воздерживается.

По данным брюссельского издания EUobserver, в задачи возглавляемой им команды русистов будет входить «проверка фактов и исправление домыслов и мифов», распространяемых в СМИ прежде всего на русском языке, мониторинг освещения политики ЕС, а также разработка и продвижение стратегии коммуникации Евросоюза в средствах массовой информации. В рекомендациях, составленных по поручению лидеров ЕС внешнеполитической службой, предлагается «готовить материалы на русском языке не столько объясняя детали европейской политики, сколько ясным языком излагая истории успеха из реальной жизни, которые получат широкий резонанс».

В разработке европейской стратегии коммуникации работу East StratComTeam облегчат целый ряд уже составленных экспертами рекомендаций, посвященных как вопросам российской информационной политики, так и возможным ответным мерам. По словам эксперта CEPA Эдварда Лукаса, основная работа должна идти по трем направлениям: анализ информационной стратегии российских СМИ, поддержка уже действующих за пределами РФ русскоязычных медиаресурсов, а также создание за рубежом контента для российской аудитории. «Такая экспертиза была доступна нам во времена холодной войны, но утрачена с тех пор, - сетует он. - Мы могли бы, например, активнее работать не по старинке, на коротких волнах, а интернете, публикуя сатирические или расследовательские видео-ролики на Youtube».

Свои рекомендации представил в мае на полях саммита Восточного партнерства в Риге и Европейский фонд в поддержку демократии (EED). «Мы опросили более сотни русскоговорящих медиаэкспертов в поиске возможностей поддержки качественной и независимой русскоязычной журналистики - как новостной, так и не новостной - во всех странах, где есть соответствующая русскоязычная аудитория, - говорит "Ъ" Ежи Помяновский. - Главное, что мы советуем - избегать попыток борьбы с российской пропагандой старомодными средствами контрпропаганды».

Воины в поле информационной войны

Впрочем, конкретные меры по противодействию «российской информационной угрозе» по-прежнему остаются прерогативой национальных властей стран-участниц ЕС. И если на встречах в Брюсселе лидеры европейских стран говорят «одним голосом», на практике вкладывать силы и, главное средства в информационную гонку, готовы далеко не все.

«Лишь часть государств ЕС заинтересовано в борьбе с российской пропагандой. Реальную угрозу со стороны России ощущают страны Прибалтики, отсюда такая чувствительность к теме. У нас, например, ситуация значительно спокойнее», - объясняет "Ъ" Якуб Янда, замдиректора пражского аналитического центра «Европейские ценности», активно выступающего против «российской пропаганды в Чехии».

В числе стран, которые индифферентно относятся к опасности дезинформации со стороны России - давние партнеры Москвы, например, Греция и Италия, а также страны, которые оказались вне зоны российского интереса из-за географической отдаленности, своей роли в ЕС и отсутствия русскоязычного сообщества - например, Португалия и Ирландия.

Впрочем, и отсутствие русскоязычного меньшинства не является препятствием для борьбы с «российской пропагандой». Так, в кампании по противодействию ей активно участвуют Дания и Нидерланды. «В Голландии критика официальной российской позиции, транслируемой через СМИ, обострилась после крушения над Донбассом самолета Boeing, в Дании - после скандальных заявлений российского посла о том, что датские военные корабли рискуют стать мишенями для российских ракет с ядерными боеголовками», - говорит Якуб Янда. Впрочем, глава МИД Дании и до того заявлял о необходимости «совместного противодействия со стороны ЕС и Украины искажающей реальность российской пропаганде».

По данным европейских СМИ, ряд стран решили не дожидаться принятия Евросоюзом совместных мер и создать свои национальные отделы по реагированию на внешнюю информационную политику РФ. И если в соседней с Россией Финляндии такая контактная группа создается на межведомственной основе, то в Великобритании соответствующее подразделение было создано в рядах вооруженных сил. Как сообщает The Guardian, 77-я бригада ВС Великобритании численностью около 1,5 тыс. человек набиралась из числа военнослужащих, «имеющих опыт в журналистике и понимание работы социальных сетей»: в их обязанности будет входить круглосуточный мониторинг СМИ и социальных сетей. Такая мера могла быть ответом на «события прошлого года, в том числе на действия РФ на Украине, в особенности в Крыму», - пишет издание.

По словам британского журналиста Эдварда Лукаса, позиция Лондона объясняется тем, что британцы «исключительно чувствительны к вопросам безопасности, в том числе, информационной». Напомним, ранее британский британский медиарегулятор Ofcom по итогам расследования жалоб телезрителейнашел «предвзятым» освещение телеканалом RT ряда тем, в том числе касательно ситуации на Украине; сейчас в отношении телеканала Ofcom проводит еще несколько расследований, по итогам которых сохраняется угроза лишения телеканала лицензии на вещание в Великобритании.

Однако в целом в Западной Европе на российское иновещание реагируют довольно сдержанно. «Мы в Германии еще не начали даже дебаты о пропаганде (со стороны России - "Ъ"), не говоря о том, чтобы искать возможности ответить на нее», - заверял еще в начале этого года председатель Комитета по внешней политики бундестага Норберт Рёттген.

Тем не менее, о готовности помочь в борьбе «с российской пропагандой», в том числе, в Прибалтике, заявляют и власти ФРГ, и крупные немецкие НКО.

Власти страны также увеличили на 2% годовой бюджет государственной медиакомпании Deutsche Welle, который теперь составляет €294 млн: дополнительных расходов потребовало открытие киевского корпункта и нового круглосуточного англоязычного телеканала DW, запущенного в конце июня для ответа на «вызовы со стороны российской пропаганды».

Кроме того, как сообщают немецкие СМИ, от информационного воздействия оберегают и сотрудников МИД ФРГ. Некоторое время назад в СМИ попала составленная германским внешнеполитическим ведомством «методичка» под названием «Российские утверждения - наши ответы».

Бумага довольно простым языком подсказывает, как реагировать на аргументы сторонников позиции Москвы. Например, в ответ на замечания о том, что «в Киеве у власти фашисты» предлагается парировать, что радикальные группировки «составили малую долю участников протестов на Майдане», а «после смены власти участвовавшая в переходном правительстве партия «Свобода», которая относится к правоэкстремистскому спектру, провалилась на выборах в октябре 2014 года». А уверенным, что «Крым всегда был российским» в ответ напоминают об истории полуострова начиная с 3 века нашей эры.

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795112

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795055

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795055

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2795055
Источник

Сикорский Радослав, bbg, Россия, Эстония, Белсат, Восточное партнерство, Эпплбаум Анн, Дания, Институт славянских стратегических иссле, Нидерланды, Янда Якуб, Центр анализа европейской политики (CEPA, etv+, Лукас Эдвард, пропаганда, Финляндия, Чехия, Литва, Словакия, Радио Свобода/Свободная Европа, СМИ, Венгрия, stopfake.org, ЕС, информационная война, Германия, east stratcom team, Помяновский Ежи, Могерини Федерика, ofcom, Stratcom НАТО, Европейский фонд за демократию (eed), Польша, НАТО, Великобритания, Каленский Якуб, Аналитический центр "Европейские ценност, Голос Америки, Латвия, 77-я бригада ВС Великобритании

Previous post Next post
Up