Анна Гордеева
https://ptj.spb.ru/blog/post-sdal-post-prinyal/ Андриану Фадееву 46, и с 2011 года до вчерашнего дня он возглавлял Театр балета имени Леонида Якобсона. Обещают, что он там останется - то есть в свете новой моды давать худрукам по два театра, работать будет и там, и в Мариинском. За прошедшие 13 лет он поднял Балет Якобсона из пыли времени, отряхнул, приодел и привел в божеский вид - о труппе заговорили не только как о хранительнице наследия давно ушедшего мастера, но и как о живом театре, выпускающем качественные премьеры. Старинные балеты, обеспечивающие труппе основной заработок, были заново отредактированы звездами - и это был не только грамотный маркетинговый ход, но и внятный художественный жест: «Дон Кихот» Йохана Кобборга, «Спящая красавица» Жана-Гийома Бара, «Щелкунчик» Николая Цискаридзе стали не просто привлекать туристов, в чью обязательную программу входит петербургский балет, но и провоцировать их на изучение того, чем одна редакция отличается от другой. При этом Фадеев не забывает и о современных хореографах - после не самой удачной постановки «Ромео и Джульетты» Антона Пимонова десятилетней давности навел мосты с Вячеславом Самодуровым, обеспечившим «якобсонам» две бодрые премьеры («Озорные частушки» и «598 тактов»), и пообещал в грядущем сезоне выпустить третью. То есть Андриан Фадеев в этом театре был на своем месте и прекрасно справлялся с работой. Но родной дом позвал назад - и кто бы отказался?
Фадеев танцевал в Мариинском театре с 1995 года - пришел туда сразу после выпуска из Академии русского балета (класс Владилена Семенова), и уже через два года стал ведущим солистом. Его можно назвать образцовым мариинским солистом - аккуратист, безупречно воспроизводящий классические тексты и ни разу не попытавшийся «рвануть на себе рубаху», как часто делали большетеатровские конкуренты (и за что их любила московская публика). Чрезмерная аффектация, вероятно, казалась ему просто неприличной - а уж заслонить балерину не могло и в голову прийти. У него был шанс круто изменить судьбу - после того как Джон Ноймайер сочинил для на него ведущую партию в «Звуках пустых страниц» замаячила перспектива европейской карьеры, но Фадеев, принимая приглашения на разовые гастроли, отказался от переезда насовсем. Спокойный (но достаточно твердый) характер, умение договариваться с людьми - уже став руководителем Балета Якобсона, Фадеев использовал эти свои качества для процветания театра. Предыдушая (менее отраженная в прессе, но бурно обсуждавшаяся в балетоманских кругах) совсем недавняя новость, связанная с «якобсонами», была вполне сенсационна - туда вышла на работу в качестве педагога Ульяна Лопаткина. После того как она оставила сцену, обожаемая в Петербурге балерина будто растворилась над Невой, отказываясь от любых предложений - с Фадеевым же они договорились.
И вот теперь он возвращается в Мариинский. Он принимает бразды правления у Юрия Фатеева (да, конечно, уже прозвучали шуточки, что в Мариинке меняется только одна буква). Фатеев (59) в качестве исполнителя в свое время не достиг верхушки карьерной пирамиды в Мариинке, но стал зато качественным и очень известным педагогом-репетитором. Прежде всего его имя связано с балетами Баланчина - хотя он работал и на балетах других европейских хореографов. В течение последних шестнадцати лет Фатеев числился исполняющим обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра. То есть не худрук, даже не директор балета, а вечный «и. о.» - и эту приставку недруги ему припоминали при каждом удобном случае.
В свое время, когда Фатеев пришел на смену Махарбеку Вазиеву, с которым вдрызг рассорился Валерий Гергиев, от педагога с мировым опытом ожидали многого - впрочем, ожидал кто угодно, только не худрук театра. Валерий Абисалович стал эксплуатировать балетную труппу театра во благо оперы - то есть балет не получал денег на премьеры, но обязан был своим трудом зарабатывать на гораздо менее окупаемые премьеры поющих коллег. Фатеев мог придумывать самые прекрасные проекты - но элементарно не получал бюджет на приглашение первоклассных хореографов. Так просел современный репертуар Мариинского театра - и это стало большой проблемой.
Конечно, Академия русского балета по прежнему выпускает замечательных юных артистов (и некоторые даже остаются в Мариинском, несмотря на меньшие чем в Москве обещания), «Лебединое озеро» по-прежнему божественно, но в театре нет ни плана современных премьер, ни даже представления о стратегии театра. То есть - не было. Теперь посмотрим, что будет с Андрианом Фадеевым. Он уже худрук, то есть он на переговорах о назначении уже получил статус гораздо более высокий, чем его почти однофамилец. Но дадут ли ему достаточно денег и достаточно свободы, сможет ли он сказать «нет» в случае, если балет отправят на очередные срочные и утомительные гастроли - посмотрим.
Пожелаем ему сил и удачи.