Dance.ru - Танцы Видео I лучшие школы танцев Москвы, России. Все о танцах.
Все о танцах в вашем городе на портале Dance.ru.
www.dance.ru
В преддверии юбилейного вечера премьера Мариинского театра и заслуженного артиста РФ Владимира Шклярова на сцене Государственного Кремлевского дворца автор портала Валерия Тиунова поговорила с ним о сложностях пути, главных ценностях, лучших ролях, достижениях за 20 лет карьеры и планах на будущее.
ЭТО БЫЛА ДАВНЯЯ МЕЧТА МАМЫ
В моем детстве мы много гуляли с мамой по Петербургу. Она всегда рассказывала мне про историю города, и в один день мы оказались на улице Зодчего Росси, на которой всего два дома. Мама тогда сказала мне, что именно здесь находится лучшая в мире школа балета, куда набирают мальчиков и девочек. После этого она пояснила, что они с раннего утра и до позднего вечера находятся в стенах Академии и уже в восемнадцать лет получают образование и профессию. Я думаю, что именно последний факт больше всего привлекал ее. Однако и у меня самого были предпосылки поступить в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. До поступления я занимался в народном ансамбле «Калинка», мне всегда нравилось танцевать, особенно для зрителей. Я часто собирал бабушек на даче и устраивал для них домашние концерты. Так я и пришел в балет.
ВЫЖИВАЮТ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ
Наша профессия довольно жестокая, тут выживают самые сильные, и я очень рад, что у меня получилось стать тем, кто я есть. Когда я только начинал, я не понимал, как это сложно. Когда смотришь на сцену, то кажется, что танцевать легко, что каждый сможет выйти и сделать так же красиво. Кажется, что для того, чтобы танцевать, не нужно учиться восемь лет и иметь природные данные: растяжку, высокий подъём, длинные руки, ноги и шею, гибкую спину и прочее. На каждом этапе моей карьеры и даже на самом коротком отрезке было непросто. Возможно, кому-то покажется, что я лукавлю, но я действительно всегда боролся, в первую очередь, с самим собой и со своим непростым характером.
У меня никогда не было мысли бросить балет, однако был переломный момент, когда я станцевал основные главные роли на сцене Мариинского театра. Мне очень хотелось расширять рамки репертуара, но никак не удавалось этого сделать. Тогда с благословения Маэстро (Валерий Гергиев) мы предприняли следующий шаг - на целый год уехали работать в Мюнхен, в Баварский государственный балет под руководством Игоря Зеленского. В тот период я реализовал свои амбиции. Вместе с Машей мы станцевали балет «Спартак», «Алису в стране чудес», «Жизель» в редакции Питера Райта, «Баядерку» Барта, «Ромео и Джульетту» и «Евгения Онегина» в хореографии Джона Кранко. Через год, освоив новый репертуар, вернулись в родной театр, где и работаем по сей день.
ЕСЛИ СЛУЧАЕТСЯ ХИМИЯ, ТА САМАЯ МАГИЯ, СПЕКТАКЛЬ ПОЛУЧАЕТСЯ
Я не смогу выделить любимую партию, ведь тут все зависит от партнерши. Если случается химия, та самая магия, тогда спектакль получается. Я могу выделить два спектакля, которые уже прошли в этом сезоне на сцене Мариинского театра, «Ромео и Джульетта» с моей любимой женой и «Жизель» с абсолютно космической агрессией Новиковой.
СЕЙЧАС МЕНЯ ВДОХНОВЛЯЕТ СЕМЬЯ
Меня всегда вдохновляли люди, которые пытались выпрыгнуть из рамок, не боялись сложностей и их преодоления. Те, кто своим упорным трудом доказывал свою правоту, те, кто убеждал всех в обратном. В первую очередь моими вдохновителями были Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Наталья Макарова, Ирина Александровна Колпакова, Алла Осипенко, Юрий Соловьёв, это миллион примеров. Если брать уже моих современников, с которыми мне ещё удалось потанцевать на одной сцене, то это Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский, Ульяна Лопаткина. Это те люди, которые вдохновляли одним своим видом просто в коридоре или зале. Мне очень приятно, что с той же Натальей Макаровой мы вместе готовили много спектаклей, «Лебединое озеро», «Баядерку» в её хореографии, с Ириной Александровной репетировали «Жизель» в американском театре балета. Тогда это было безумное счастье, что кумиры, люди-небожители, о которых я только читал в учебниках по истории балета и смотрел видеозаписи, со мной в классе на одной площадке. И я могу прикоснуться к ним, внять их замечаниям и пожеланиям. Это было абсолютно фантастическое время репетиций, да и просто время, вне зала.
Сейчас меня вдохновляет семья. Мне важно, чтобы моя жена и дети видели, как папа танцует на сцене в расцвете сил. Я хочу, чтобы наша младшая дочь Александра, ей сейчас два с половиной годика, увидела, как папа именно танцует на сцене театра, а не ходит. Именно это даёт мне силы держать себя в форме и строгом режиме.
Я - СОВА
Я - сова, я очень поздно ложусь, поэтому всегда с трудом просыпаюсь. Но мой обычный день начинается так: мы просыпаемся, готовим завтрак вместе с женой, потому что дети тоже встают довольно рано, потом я отвожу старшего сына Алексея в школу и возвращаюсь домой. Дальше мы вместе гуляем с младшей Сашкой или просто играем дома. Иногда бывает, что жена дает мне ещё час поспать перед театральным классом, так как следом идут репетиции в Мариинском театре. Поскольку у меня физически насыщенный день в моем графике бывают и массажи, и капельницы. В день спектакля в первой половине дня я стараюсь отдохнуть. Перед спектаклем еще обычно забираю Алешу из школы домой. После спектакля - ужин, может быть с нашими друзьями в ресторане, а потом мы все ложимся спать.
Есть такая примета - присесть на дорожку. Я в нее верю. Как-то раз я этого не сделал и опоздал на поезд в Москву. Мне пришлось менять билет, но это еще половина беды. Когда я вернулся, должен был собраться и вылететь на гастроли в Китай, и, разумеется, я проспал самолет. Это было сделано абсолютно случайно, но было неприятно. Потом мне пришлось самому покупать билет, так как подвести всех я, естественно, не мог. Я прилетел, всё станцевал и понял, что надо всё-таки соблюдать правила, в которые ты веришь. Обязательно «посидеть» перед дорогой, обнявшись со всеми своими родными и близкими.
Я НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЯ БЕЗ ТАНЦА
Самая ценная награда - моя семья. Я всегда это говорю, моя жена-красавица Маша и наши детки, Алексей и Александра. Я считаю, что выше этого в моей жизни ничего не стоит. Я их очень люблю и всегда жалею, что провожу мало времени с детьми и женой, потому что много времени отдаю своей профессии. Я фанатичный человек и артист, но, как известно, нет предела совершенству, а я к нему всё время стремлюсь, постигаю какие-то новые вершины, цели в профессии. Но мне бы очень хотелось больше проводить времени со своей семьей, потому что они для меня всё.
Однако танец для меня - это жизнь, самовыражение, способ быть собой. Я не представляю себя без танца. Мне очень хочется, чтобы то, что я делаю, доставляло радость зрителям и давало им возможность забыть о своих проблемах, невзгодах, погрузиться в волшебную атмосферу искусства балета. Я хочу, чтобы мой танец заставлял зрителей улетать куда-то к звездам.
НУЖНО СЛЕДОВАТЬ СВОЕЙ ЗВЕЗДЕ
Мои планы на следующие 20 лет творчества: провести их ещё более продуктивно, чем предыдущие. Есть желание плавно перейти из состояния артиста в другую профессию, связанную с танцем. Сейчас мне интересно наблюдать за тем, как взрослеют дети, помогать им становиться мудрее и давать советы, чтобы в их жизни все сложилось наилучшим образом, и чтобы они были счастливы.
Я хочу пожелать юношам и девушкам, которые только начинают свой путь, не бояться сложностей, ведь вы никогда не будете хорошими для всех. Нужно следовать своей звезде, обязательно ставить перед собой цели и достигать их. Еще «нужно быть женатым» на своей профессии. И, конечно, очень важно брать в пример правильных людей, которые достигли чего-то в жизни исключительно благодаря своему таланту, своей непохожести на всех. Ведь, как правило, только такие сумасшедшие люди, в хорошем смысле, достигают высот. Как мне кажется, также нужно никогда не изменять себе, быть самим собой, тогда жизнь предоставит самое важное, то что невозможно упустить. Каждое следующее поколение артистов должно быть умнее, мудрее, талантливее предыдущего, поэтому карты в руки, и только попутного ветра.