Ехидный внутренний голос призывает дать исчерпывающий ответ, почему же раскритиковав один драмбалет, я в таком восторге от другого, вообщем-то совсем не идеального хореографически. Я не хочу думать об этом сегодня. Я подумаю об этом завтра. А сегодня позволю себе предаться глубочайшему восхищению от вечера, щедро подаренного гениальными артистами и танцовщиками Владимиром Шкляровым и Викторией Терешкиной!
Дарованию Владимира мала балетная сцена, ограниченная условностями и спецификой жанра. Ему похоже давно тесны традиционные трактовки привычных героев. Да, он идеальный Принц, Рыцарь де Бриен, Ромео, но и неподражаемый Джокер, Хулиган, Петрушка. Разорвать привычный шаблон у него получается. В свое 35-летие Шкляров подарил удивительный по эмоциональной отдаче спектакль. Я уже видела «Медный всадник» с Аскеровым и Ширинкиной, он мне понравился. Но накал страстей в роли Евгения в исполнении Шклярова был воистину ошеломителен! Трогательная влюбленность, восторженное преклонение молодого человека размахом и свершениями Петра Великого, танцы до упаду с невестой ( с легким кокетством сымитировал что чуть-чуть не свалился в оркестровую яму), отчаянный поиск любимой, безумие (Жизелям можно брать уроки!), скрежещущий по нервам смех над тщетой человеческих усилий, мечтаний, стремлений - мы были свидетелями всего трагического пути его героя. Пылинки не только перед Оком Божьим, но и перед властителями и самодержцами. Как и его Евгений.
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
Надо ли говорить, что прыжки с элевацией, пируэты, вращения, поддержки были выполнены не только идеально, но и предельно органично и естественно в канве спектакля. Во втором отделении в более шутейном и игровом стиле, в третьем - по максимальной амплитуде и всерьез. Был момент, когда я испугалась за Владимира - в сцене безумия и вызова Медного исполина («ужо тебе!»), он упал и очень надолго застыл - мало ли травма или так дыхание перехватило, что было не восстановить. Но, слава Богу, все обошлось.
Виктория умеет каждый свой образ сделать значительным. Не просто статистически условная девушка, одна из многих. Да, нежная, скромная, все как полагается, но и потрясающе цельная, лиричная, истинная муза Поэта. В такой незатейливой хореографии (за исключением множества сложных и изощренных поддержек) Терешкиной особо нечем блеснуть, но образ Параши получился очень выпуклым, запоминающимся. Хотя чего это я - фирменные легкость, изящество, стремительность - все это всегда есть в танце Виктории. Дуэт с Владимиром потрясающе гармоничен.
Прекрасный Петр Великий у Романа Белякова - мощный властелин судьбы, который уздой железной Россию поднял на дыбы. Можно пожелать только больше внутренней силы в сцене «поднятия» Петром города из небытия и России из прозябания (этот вопрос для меня спорный, но тут не место для эссе о зловещей роли Петра Алексеевича в истории России, оставим хрестоматийную характеристику персонажа).
В особом ударе был мой любимец Владислав Шумаков. Что-то невероятное он творил на сцене, такие прыжки, шпагаты, кульбиты! Горел пламенем, искры во все стороны! Отличнейшее выступление!
Характерные танцы удались. Заводные, огненные мОлодцы и юнИцы в русской пляске, колоритнейшие голландские моряки, каждый со своим характером и все с ногами колесом! Ассамблея тоже выглядела эффектно. Мой любимый полковой оркестр на сцене и рота солдат на плацу как и в прошлый раз прекрасны. Насыщенный, без единого пустого и проходного момента спектакль, не оставляющий равнодушным.
Имениннику презентовали охапку цветов, Владимир стоял в белом сюртуке, элегантный и невозможно красивый! Это был его день и целиком его спектакль. Спасибо, Владимир!
Вернусь к началу - так в чем же все-таки дело? Всего несколько дней и такая разность в восприятии ? Почему? Я пыталась хотя бы для самой себя сформулировать. И «Медный всадник» и «Маргарита и Арман» одного жанра - хореографическая драма по литературным источникам. И там, и там скучноватая однообразная хореография. В обоих спектаклях задействованы сильнейшие и любимейшие артисты. Трагедия и мелодрама присутствует в каждом спектакле. То есть вводные сходны. Мне кажется дело во вторичности творения Аштона во-первых. Копия всегда хуже оригинала. Во-вторых, русское и наследовавшее ему советское искусство склонно тяготеть к идейности, к поиску высшего смысла. Нам необходимы философия и идея. Без этого пусто и возникает мысль - а зачем? В третьих, мне чужда та почва, на которой выросла МиА- ну что мне Фонтейн? Или будни французской куртизанки в изложении скучного англичанина? История родного города, Родины, наоборот, берет за живое, заставляет переживать, думать. Все это моё, моё исконное, что тревожит и бередит душу, объединяет зрителя с героями. Ну и играет роль что МВ режиссерски и сценографически богаче и разнообразней, смена дислокаций не дает заскучать, мы то в Петербурге николаевской поры, то с Петром и его «птенцами», то на идиллическом острове. Грандиозны и красочны сцены потопа. «Маргарита и Арман» камерный моноспектакль (окружение Маргариты можно было бы без ущерба заменить манекенами - ничего бы не прибавилось, не убавилось) и все хореографические и композиционные недостатки особенно лезут в глаза. И главное МА придуман и сделан как посвящение конкретной балерине в конкретных обстоятельствах. Вне этого спектакль мне увиделся не живым, мертвым. Ну вот так как-то))
Дирижер - Владислав Карклин
Евгений - Владимир Шкляров
Параша - Виктория Терешкина
Петр I - Роман Беляков
Царица бала - Анастасия Колегова
Арап Ибрагим - Иван Оскорбин
Меншиков - Андрей Яковлев
Шут Балакирев - Владислав Шумаков
Коломбина - Тамара Гимадиева
Арлекин - Ярослав Байбордин
Мать Параши - Лира Хусламова
«Птенцы гнезда Петрова» - Андрей Арсеньев, Никита Лященко, Ярослав Рыжов, Денис Зайнетдинов, Алексей Недвига, Даниил Лопатин
Голландские моряки - Наиль Хайрнасов, Раманбек Бейшеналиев, Николай Воробьев, Илья Могильников, Виктор Литвиненко
Английский посол - Александр Белоюородов; Французскй посол - Дмитрий Пыхачов; Голландский посол - Николай Наумов; Итальянский посол - Эльдар Янгиров
Девочка-акромат - Анастасия Асабен, Трубач - Алексей Попов, Офицер - Дмитрий Шарапов
Контрданс - Шамала Гусейнова, Оксана Марчук, Александра Лампика, Ксения Фатеева, Руфат Мамедов, Ниаль Еникеев, Андрей Ушаков, Всеволод Маевский
Русская - Алиса Русина, Алина Красовская, Алиса Боярко, Роман Малышев, Алексей Атаманов, Олег Демченко
Озорные девицы - Оксана Марчук, Анастасия Асабен, Светлана Тычина