Владимир Васильев, интервью

Dec 25, 2019 13:23


 Владимир  Васильев, знаменитый танцовщик и хореограф, обладатель многочисленных  орденов и премий, в прошлом руководитель Большого Театра, создатель  мастерской современной хореографии и балетной школы в Бразилии    рассказывает о своей работе в Большом, о том, почему в свое время не  сбежал как другие артисты из СССР и объяснил, что позволило русскому  балету прославиться на весь мир.

Владимир Васильев: “Я за разделение профессионального и любительского, иначе критерии искусства размываются”


Верхнее фото -  © Марина  Панфилович  Намеченная на вторую  половину декабря встреча с Владимиром Васильевым в рамках проекта “Линия жизни” в Тель-Авиве не состоится. Бывает, что

www.israelculture.info


Интервью взяла  Ася Чачко. Все фотографии предоставлены Мариной Панфилович

- Русский балет -  это «бренд», известный во всем мире. Что позволило ему подняться на  такую высоту и что отличает русскую балетную школу от других мировых  школ?

ВАСИЛЬЕВ - Я против использования  этого названия «бренд» по отношению к любому виду творчества. К  сожалению, в сегодняшнем мире всеобщая коммерциализация всего и вся, и  даже духовных и культурных ценностей имеет тенденцию повесить ярлык или  даже ценник на то, что нематериально, неосязаемо, а подчас и бесценно.



Русский балет - это гармоничное соединение мировой истории танцевального  искусства с национальными традициями, обогащенными достижениями  русского народного творчества, музыки и драмы. На протяжении более  двухсот лет русская школа танца вбирала в себя все лучшее, что было  создано и найдено в мировом театральном и танцевальном искусстве и что  наиболее соответствовало его национальному пониманию. Исторически так  сложилось, что русская школа классического балета - это не только школа  правильных классических движений и позиций, это еще и широкий кругозор  знаний, связанных с танцем: музыка, игра на музыкальных инструментах,  литература, история танца, народный и исторический танец, драматическое  мастерство. Наши великие педагоги всегда требовали от своих учеников  осмысленности танца. Вопросы «зачем» и «почему» артист вышел на сцену,  что хотел сказать своим пластическим перевоплощением зрителю - нас учили  задавать себе в каждом спектакле, в каждой нашей роли и даже движении.  Может быть, поэтому русский балет, во многом, всегда отличала  драматическая и эмоциональная наполненность танца. Во всяком случае, у  всех его лучших представителей. Не движение ради движения, а движение -  ради создания образа. В последние десятилетия благодаря работе наших  педагогов по всему миру и, во многом, благодаря интернету, наши  достижения в области обучения искусству балета стали всеобщим  достоянием. Я рад этому. И главным примером стала для меня школа балета  Большого тетра в Бразилии, работающая по русской методике обучения. Ее  замечательные выпускники - яркое тому доказательство.

- Когда вы работали в постановках у иностранных звездных хореографов, как вы ощущали разницу подходов?

ВАСИЛЬЕВ -Если не вдаваться в обсуждение чисто профессиональных  деталей, можно сказать, что несмотря на индивидуальность каждого  большого мастера, есть нечто общее, что их объединяет и что мне очень  близко в творчестве вообще - работа не только над хореографическом  текстом, но и над образом во всех его тончайших нюансах и полутонах,  чтобы создать богатую палитру всего произведения.

- Среди прочих великих мастеров, вы работали с Франко Дзеффирелли. Расскажите, как это было?

ВАСИЛЬЕВ - Франко Дзеффирелли для меня, как, наверное, и для  большинства любителей музыкального театра и кино, - величайший Мастер и  художник, всю жизнь создававший и воспевавший Красоту. Каждое его  творение - гимн Красоте. Как яркий продолжатель традиций великих своих  соотечественников он показал пример того, каким может быть музыкальный  спектакль в театре и в кино. С самого нашего знакомства на съемках его  знаменитого фильма-оперы «Травиата», куда он пригласил нас с Катей  Максимовой, мы сразу подружились и пронесли эти дружеские отношения  через всю жизнь. А познакомила нас наша подруга - леди Мэри Сент-Джаст,  урожденная Оболенская, знакомая и с Лукино Висконти, и с Франко  Дзеффирели, и с Тенесси Уильямсом. Тогда Франко спросил ее -  любительницу балета, какая самая лучшая балетная пара в мире, и она  назвала нас и дала наш номер телефона. Это было в середине 80-х. И уже  после мы много работали вместе: он приглашал меня ставить хореографию в  его постановки оперы «Аида» на Арене ди Верона, в театрах Ла Скала,  Массимо, Римской опере, в которой мы также сотрудничали и в его  «Травиате».

- Что сегодня происходит с балетом? Куда он движется, какие вы видите тренды в развитии современного балета?

ВАСИЛЬЕВ -Балет сегодня живет, и как любой живой организм он  многообразен в своих проявлениях. Я люблю все талантливое, в какой бы  форме оно не проявлялось. Но мне не нравится, когда малопрофессиональное  выдается за оригинальность и индивидуальную особенность, которую  зачастую возносят на пьедестал. Я за разделение профессионального и  любительского, ведь иначе критерии искусства размываются, и зрителю  навязывают представление о том, что «так» каждый может, не вложив  особого труда и времени, не получив нужного объема знаний и навыков. Это  особенно заметно в классическом искусстве. Современный танец мне очень  интересен там, где я вижу не просто и не только упражнения или игру в  хореографические движения - хотя, наверное, на время и это может иметь  место, как эксперимент и поиск нового. Но мне, как человеку, впитавшему  традиции русского театра, о которых я говорил, важно понять, что мне  хочет сказать своим творением хореограф или исполнитель. Бессмыслица  меня не трогает. Даже в бессюжетном балете или миниатюре можно создать и  показать историю, что-то сказать зрителю. И сделать так, чтобы зритель  при этом тебя понял. Вот еще и поэтому, и чтобы дать возможность  хореографам проявить себя в режиссуре и в осмыслении того, что они  создают на сцене, семь лет назад я создал свою Мастерскую современной  хореографии. В разных городах и театрах России мы сделали уже 5  спектаклей современной хореографии по произведениям А.Платонова,  В.Астафьева, Н.Гоголя, В.Шукшина, Л.Толстого. Я знаю немало талантливых  современных хореографов у нас в России и в ближних к нам странах - в  Белоруссии, на Украине. Я верю, что их будет появляться все больше.  Главное - не копировать кого-то, даже самого известного, и не забывать  свои корни, свою историю, когда идешь вперед.

-Ваша история ассоциируется с Большим  театром, поэтому хотелось бы вас расспросить немного о нем. Большой  театр, как важнейших национальный символ, тесно связан с властью и  находится в каком-то смысле под ее давлением. Помогает ли это высокое  положение развитию или напротив сковывает и обременяет?

ВАСИЛЬЕВ -Большой театр - действительно главный театр России, ее  национальный символ. И поэтому на нем, на том, что и как он делает,  лежит огромная ответственность быть таким символом духовной культуры  огромной страны с великой историей. Поэтому наш театр всегда под  пристальным вниманием критики, публики, ну и конечно, власти, которой  важно видеть этот символ красивым, сильным и процветающим и внешне и  внутри. Для руководителя эта ответственность - непомерная, но если ты  хорошо знаешь и любишь свой театр, то и хорошо понимаешь, как он должен  жить и развиваться. Это - прерогатива самого руководства театра. Я был  главным руководителем Большого театра в течение пяти лет в непростые для  нашей страны годы середины 90-х. Но уже и в те годы никакого давления  со стороны власти во всем, что касается творческой и репертуарной  политики я никогда не испытывал. Хотелось бы, чтобы сейчас это было  также - хотя, мне трудно судить извне.

- Сейчас, спустя почти два десятка лет  после вашего увольнения из Большого Театра, как вы смотрите на эту  институцию? Каково это управлять такой огромной компанией творческих  людей, при этом будучи под постоянным и очень пристальным вниманием  власти, прессы, российской и мировой общественности? Что вы вынесли для  себя из этого опыта?

ВАСИЛЬЕВ - Я по-прежнему люблю свой театр и считаю его самым  лучшим в мире. Знаю, что управлять этой махиной - архисложно, ведь это -  совсем не компания единомышленников. Зачастую наоборот. Но нужно делать  то, что считаешь нужным без оглядки на прессу - в конце концов, все  решает зритель и время. Кстати, я не был уволен из театра, все было  сделано гораздо сложнее - моя должность была упразднена. А обо мне речи  вообще не было в указе. Но, это случается. Я твердо знаю одно: я служил  своему театру, когда был ему нужен, и отдал ему все, что мог и что во  мне было. Я многое сделал за те пять лет и многим могу гордиться. И  люди, встречая меня, чаще всего благодарят и вспоминают то время с  радостью. Поэтому, несмотря ни на что, я ни о чем не жалею.

-  Известны истории великих танцовщиков и  балерунов, покинувших СССР и ставших звездами на Западе. Были ли у вас  желания, возможности, мысли о том, чтобы бежать из страны, как ваши  коллеги?

ВАСИЛЬЕВ- Много раз нас и приглашали и спрашивали, почему мы не  уехали из страны, как Нуриев, например. Ведь мы были вдвоем сложившейся  известной парой, и перед нами были бы открыты многие театры и  возможности. Наверное, там нас ждали комфорт, деньги, привилегии. Но вот  желания ни у меня, ни у Кати никогда не возникало. В этом мы всегда  были едины. В России - наша жизнь, наши друзья и близкие, наша культура,  язык, все - родное. Каждый год всю свою жизнь свой отпуск мы неизменно  приезжали в Костромскую глубинку побыть наедине с неброской, но такой  любимой природой, порисовать на пленере, пообщаться с самыми близкими и  дорогими друзьями. За деньгами мы никогда не гнались: нам хватало того,  что у нас было. А кроме того, нас никогда не загоняли в угол и разрешали  ездить на гастроли. Каким-то образом там «наверху» знали, что нас не  интересует побег за границу. Так что мы много ездили по миру, и хотя  получали суточные вместо гонораров, которые сдавали государству,  творчески мы всегда жили очень наполненной и интересной жизнью. Даже  тогда, когда нас - всех народных - «ушли» из театра в конце 80-х, мы  стали работать и ездить еще больше. А это для артиста - самое важное.

Русский балет ассоциируется со многими  клише и мифами - с одной стороны, о невероятном таланте российских  учителей и исполнителей, с другой стороны - о муштре, строгости и даже  жестокости со стороны преподавателей, необходимых чтобы воспитать  профессионалов такой высоты. Что из этих мифов имеет под собой  основания, а что чушь? Какие еще мифы о русском балете можно развенчать  или подтвердить?

ВАСИЛЬЕВ -Когда я слушаю такие рассказы, у меня иногда создается  впечатление, что, видимо, я жил в какой-то другой стране, учился в  другой школе, и работал в другом театре. Жестокости со стороны своих  учителей я никогда не видел, а строгость и, как вы выражаетесь, «муштра»  (хотя я бы назвал это просто дисциплиной) - залог профессиональных  навыков, необходимых для профессионального роста исполнителя. Балет -  тяжелая и постоянная работа, связанная с физикой нашего тела, и без  дисциплины, даже своего рода жертвенности, высоких результатов вряд ли  можно достичь.

Что касается иных мифов - я слышу о них постоянно на ТВ, читаю в  журналах и газетах, вижу в кино про балет. Ну, видимо, людям нравятся  сказки и фантазии про тайный мир закулисья.

- Во многих интервью вы говорите о  русской взыскательности и к самому себе, о том, что многие гении  российской культуры были вечно собой не довольны, всегда стремились к  лучшему. Откуда эта национальная черта? И не делает ли она нас  продуктивным, но вечно неудовлетворенным народом?

ВАСИЛЬЕВ -Почему только российской культуры? Для меня это- не  национальная черта. Это касается любого Художника-творца в широком  понимании. Если он начинает думать, что уже состоялся и создал нечто  совершенное, чем может быть полностью удовлетворен, то перестает быть  творцом в высоком смысле. Только неудовлетворенность толкает мастера  стремиться к недостижимому идеалу, к совершенству. Ему все время  кажется, что он мог бы сделать это еще лучше. И так бесконечно.Процесс  создания - вот, чем постоянно живет творец. Он создает свои  произведения, потому что не может не делать этого. Это как воздух, как  глоток воды для жаждущего - это смысл его бытия.

Владимир Васильев, Интервью, Балет

Previous post Next post
Up