Великий и прекрасный

Nov 03, 2024 12:07

Можно, конечно, по-разному и с разных точек зрения смотреть на наследие А.Ф. Лосева и, соответственно, восхищаться разными его аспектами. Богатство его наследия сложно переоценить и сложно даже просто перечислить сделанное философом. Лосев был, несомненно, исключительно мощным диалектиком, тонким мыслителем, щедрым просветителем, искусным педагогом, глубоким и мудрым религиоведом. Имея дело с таким многообразием, возникают два соперничающих побуждения: структурировать этот объём и выявить основу, на которой он воздвигнут; детализировать vs определить изначальное.

Именно из-за колоссальных размеров наследия на первый план выходит необходимость сказать об изначальном, о побудителе, о том, откуда всё взялось и произошло.

Сказать, исходя из априорной уверенности первого впечатления от первой встречи, которое немедленно, сразу же приобрело характер знания.

В основе всего творчества Алексея Фёдоровича Лосева лежит его собственный чувственный эстетизм. Из него, из присущего Лосеву чувства красоты, возникает необходимость осознать и осмыслить.

В смысле, который Лосев открывает, и в выражении этого смысла обязательно присутствует красота, воспринимаемая как острое наслаждение.

Он был привлечён и увлечён культурой Древней Греции, поскольку греки переживали сверхсущее как красоту, вели повседневную сиюминутную бытовую жизнь, упиваясь радостями вечной красоты. Историческая Греция - это эквивалент Рая. Во всех отношениях это было небо, сошедшее на землю. Лосев, как философ культуры, реконструировал, а фактически создал культурно-историческое измерение: умное, живое, радостное и роскошное, охватывающее и внешнее, и внутреннее, потустороннее и посюстороннее.

“Эстетический принцип у Платона, то есть принцип эстетического предмета и эстетического сознания, совсем кратко можно было бы сформулировать так. Этот принцип есть неразличимый синтез внутреннего и внешнего, а значит, субъективного и объективного, данный в виде одухотворённой структуры, в которой также неразличимо совпадают идея и материя и, в частности, разумность и удовольствие, а также чисто созерцательная ценность и производственно-жизненная утилитарность, так что эстетический принцип является вечной и световой мерой для всего материально-текучего и тёмного. При этом мыслится иерархичное функционирование данного синтеза, начиная от грубо-вещественного состояния этого синтеза и кончая той его предельной формой, когда материя утончается до полной неразличимости с идеей, а идея материализуется до полного растворения в материи. Так можно было бы обрисовать эстетический предмет у Платона и соответствующее ему эстетическое сознание. Это есть то, что и надо называть эстетическим принципом у Платона. Мы видим, что этот принцип неотделим от того, что подчинено этому принципу, то есть неотделим от действительности. Эстетический принцип и художественная действительность - это у Платона одно и то же.”

История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, Алексей Фёдорович Лосев
Previous post Next post
Up