Все духовные и творческие поиски шестидесятничества - христианство, просветительство и прочие великие проекты - по своей сути сводились к политиканству и были политиканством, в основе которого лежала примитивная полицейская провокация, направлявшаяся выродившимся советским руководством.
Сверхзадача всего этого усилия тоже была примитивна - заговаривая зубы, украсть общенародное достояние.
Фигуральный (и буквальный) Мандельштам, разумеется, не виноват, что им воспользовались в ходе перестройки и приватизации.
Странно было бы представлять поэта союзником партноменклатуры и её сообщников из числа интеллигенции, задумавших осуществить антисоветский переворот, использовав для этого, в частности, его трагическую судьбу. Тем не менее, приходится констатировать, что, втянув в свои антисоветские аферы культурное наследие, интеллигенции удалось его здорово замарать.
В результате Аверинцевы и Роднянские опрокинули русскую культуру в чистейший нигилизм. Нигилизм - это и есть то положение, в котором сегодня пребывают все российские гуманитарные факультеты. В результате своей культурной работы шестидесятники оставили культуру буквально ни с кем и ни с чем.
Мандельштам, соратник Горбачева, Ельцина и Чубайса, а именно таковым его представили творческие интеллигенты, - это действительно подлинный враг народа.