_
_
21. О воздержании
Толпы женщин суетятся, цепляют
фальшивые украшения.
Они смешиваются с толпами
мужчин везде, везде.
В условиях массового общества
одиночество столь же ценно,
Как самые дорогие сокровища
древних царей.
____________
Восьмистишие состоит из нескольких взаимодополняющих заявлений. Если передать его содержание в самом общем виде, редуцировав сложное до простого, то получится, что Сергей Чудаков высказывает предпочтение древним ценностям, в сравнении с современной фальшивой суетой.
Освобождая смыслы контекста под надзором анализа, обнаруживаем детали: фальшивая суета, свойственная толпе массового общества, данная в сравнении с сокровищами древних царей, представляет собой обесценивание драгоценной сосредоточенности, присущей древним царям.
Особую ответственность за существующее положение вещей Сергей Чудаков возлагает на женщин. Именно они выступают носителями суетливости и фальши (фальшивых украшений). Смешиваясь с толпой мужчин, испорченные женщины подвергают нравственной инфляции/обесцениванию остальную часть общества.
Поскольку “дорогие сокровища” являются в четверостишии смысловым центром и причиной ценностного конфликта между фальшивым и подлинным, ограничиваться общей информацией о них не представляется возможным. Без дополнительных деталей наше понимание не продвинется. Необходимо выяснить что конкретно представляли собой пресловутые сокровища. Чтобы сделать основательные выводы, в этой ситуации неизбежным становится проведение тщательного финансового аудита.
Известны три древних царя, которым предание приписывает баснословные богатства: это - Соломон Мудрый - правитель Иудеи, Крез Лидийский, и Мидас Фригийский.
Соломон и Мидас - фигуры мифологические. Объективных исторических свидетельств, говорящих в пользу их существования, не обнаружено.
Царь Крез - правитель Лидии, сыгравший трагическую роль в одном из эпизодов греко-персидской войны, был фигурой исторической. То есть - реально существовавшей. Но во всём, что касается его богатств, он окружён плотной завесой вымыслов.
Практически единственный источник сведений о Крезе - История Геродота. В ней, посвятив всего лишь несколько строк царствованию последнего лидийского царя и его роковой войне с персами, Геродот отводит неожиданно большое место рассказу о встрече Креза с греческим мудрецом Солоном, многословно транслируя рассуждения Солона о примате духовных ценностей над ценностями материальными.
В реальности, Солон и Крез не встречались. Отчёт об их беседе - выдумка Геродота. Исторический Солон посетил лидийское царство примерно на четверть века раньше, чем исторический Крез вступил на престол.
Распусканием слухов о сенсационном богатстве Креза Геродот отвлекал внимание от подлинных событий. Скрывал под завесой вымыслов неприглядную реальность, состоящую в том, что спартанцы вероломно предали своего военного союзника (царя Креза). С этой целью Геродот имплантировал в историю миф, - очевидно популярный в то время когда он создавал своё сочинение, - о некоем мудреце, поучающем земного властителя.
Сюжет мифа, в принципе архетипический, - следовательно, повторяющийся в разные моменты истории, - означает прямое обращение бога к человеческому сознанию, и обычно провозглашает намерение бога актуализироваться, то есть проявить себя в новой форме в новых исторических обстоятельствах. Визит царицы Савской к царю Соломону является полной аналогией беседы “мудреца Солона” c “царём Крёзом”. Встречи Моисея с Яхве, Иисуса Христа с Понтием Пилатом исходят из тоже же архетипа и имеют то же самое значение.
Под пером Геродота ниоткуда возникший, никому неизвестный, непонятно куда исчезнувший, свалившейся с неба мудрец превратился в греческого реформатора-демагога Солона, а безымянная фигура представителя земной власти - в беспечного по отношению к вечным ценностям, и алчного до земных богатств, царя Креза. В своей Истории Геродот объясняет трагедию, постигшую Креза, не военно-политическими, а религиозно-нравственными причинами. В его изложении - просветленный грек, знающий, как следует праведно жить и умирать, терпеливо поучает суетного профана, - чья жизнь представляет собой одну сплошную роковую ошибку, а смерть станет досадным безблагодатным недоразумением, - высокой мудрости, которую беспечный и недалёкий профан, несмотря на все усилия благожелательного мудреца, постичь не в состоянии.
Картина, нарисованная отцом истории, не соответствовала тому, что имело место в грубой реальности.
Исторический царь Крез делал грекам щедрые подарки, пытаясь завоевать, - а проще говоря, - купить - их расположение для того, чтобы склонить к военному союзу, в связи с надвигающейся на лидийское царство персидской военной угрозой. Например, пожертвовал значительные средства на строительство легендарного греческого храма Артемиды Эфесской.
Исторический Крез действительно одним из первых в античном мире начал выпуск золотых денег, но предприятие это было затеяно не в целях развития финансовой системы и достижения экономического процветания, а исключительно в интересах обороны страны. Костяк армии Креза, организованной подобно армии его современника фараона Амасиса, состоял из спартанских наёмников - гоплитов. Золото высокой пробы Крез был вынужден тратить на содержание войска. Другой валюты Спарта за кровь своих солдат не принимала. Поэтому эмиссия золотой монеты была не доходной, а расходной статьёй в бюджете лидийского царства.
Во время безудержной персидской милитаристской экспансии царство Креза, в силу обстоятельств политической географии, оказалось в положении буферного государства, разделявшего персов и эллинов. В тот момент, когда Крез искал союзников против надвигавшейся на него армии Кира Персидского, спартанцы не были готовы начать войну в его поддержку. Но и капитуляция лидийцев без боя была бы против их интересов. Грекам было важно задержать продвижение персидской армии, чтобы выиграть время, необходимое для преодоления внутренних распрей и проведения полноценной мобилизации. Для того, чтобы заставить Креза сражаться и тем самым истощив персов, предотвратить внезапное появление свежей персидской армии вблизи границ греческого мира, спартанцы пообещали Крезу военную помощь, оказывать которую они не собирались. Поскольку военный авторитет Спарты в античном мире был очень высок, Крез открыл боевые действия против Кира, с расчётом на поддержку доблестного союзника. Вопреки данным обязательствам, Спарта на помощь к нему не пришла. Армия Креза потерпела сокрушительное поражение.
В ходе двух жестоких сражений, включавших осаду лидийской столицы, персидские войска понесли серьёзные потери. В результате чего дальнейшее наступление Кира было временно приостановлено; греки выиграли время, необходимое им для военных приготовлений.
После того как столица Лидии пала, персы сожгли попавшего в плен царя Креза на костре.
Исторические события говорят о вероломном предательстве греками доверившегося им царя. Миф рассказывает о желании бога появиться среди людей.
Боги Эллады были вздорными, драчливыми, храбрыми, ребячливыми, прекрасными, кровожадными, лживыми, любвеобильными, хитрыми, талантливыми в разнообразных искусствах и науках. Народ Эллады, как этого и следует в таких случаях ожидать, был похож на своих богов.
Греки в итоге расстались с Олимпийскими богами, потому что переросли свои аморализм и инфантильность. Их возросшая зрелость вызвала к жизни более строгие духовные формы. Из-за того что греки устыдились своего вероломства, Геродот скрывал правду, порочащую его соотечественников. Стыд, заставивший скрывать низкий поступок, говорит о росте сознания греков. Выраженный в мифотворчестве, этот стыд предвещает более совершенный моральный облик грядущих богов.
Сознание больше не хочет, а подсознание не может жить по-старому.
***
Царь Мидас получил от бога Диониса волшебный дар превращать все, чего он ни коснется, в чистое золото, в благодарность за то, что, обнаружив пропавшего без вести друга и наставника Диониса демона Силена, Мидас известил встревоженного Диониса о нашедшемся друге.
Дионис был сыном земной женщины и верховного греческого бога Зевса.
Силен - демоническое существо с рогами и копытами - прятал младенца Диониса от богини Геры, пытавшейся убить внебрачного сына своего законного мужа. Он обучил Диониса музыке, виноделию, искусству и наукам. Впоследствии, Силен и Дионис стали неразлучными друзьями.
Силен пропал без вести во время предпринятого Дионисом военного похода в Индию, и Дионис не мог найти себе места от тревоги.
Мидас подобрал Силена, уснувшего пьяным в виноградниках, привёл к себе во дворец, и пригласил погостить. Пока они с демоном бражничали, гонцы Мидаса известили Диониса, что Силен находится в полном здравии и весело проводит время в гостях. Обрадованный Дионис предложил Мидасу назначить себе награду.
Никакими доблестями Мидас в этой истории себя не украсил, и ни малейшей награды не заслужил.
Мидас ободрал языческого бога как липку, спросив плату за самое обычное гостеприимство, оказанное его другу, и за проявление элементарной человеческой учтивости к самому Дионису.
Хуже того: Мидас выкрутил у Диониса деньги, воспользовавшись, тем, что молодой бог из-за сильных переживаний находился в состоянии аффекта. Извлёк материальную выгоду из сердечных отношений двух друзей.
По человеческим меркам, Мидас повёл себя недостойно.
За то, что Мидас уронил человеческое достоинство и тем самым оскорбил бога, он едва не поплатился жизнью, которую ему удалось сохранить только потому, что, вовремя одумавшись, он поспешил возвратить Дионису неправедно приобретённые богатства, вставшие ему поперёк горла.
Мидас не мог ни есть, ни пить, из-за того, что вода и еда превращались под его руками в золото.
Существует выражение - “ему эти деньги встанут поперёк горла” - означающее, что корыстолюбивый человек, совершивший нехороший поступок ради материальной выгоды, окажется наказанным совестью и не сможет в дальнейшем жить как ни в чём ни бывало. Миф о Мидасе в буквальном смысле интерпретирует это иносказательное выражение. Реалистическая интерпретация символического высказывания возможна только в том случае, если слово является реальной действующей силой, то есть обладает качествами, присущими материальным вещам.
Хотя и не названный по имени, Логос фактически проявляется здесь в свою полную силу.
Под его воздействием, выразившемся в росте сознательности, Мидас возвратился к человеческим ценностям.
Вино Диониса кружит голову и толкает на то, чтобы перейти границы человеческого во имя безудержного вакхического веселья. Дионис наделяет свободой, присущей только богам, и одновременно наказывает безумием пустившихся во все тяжкие, поскольку людям такая свобода непосильна. Причастие Диониса, вскружив Мидасу голову, встало ему поперёк горла, едва не убив.
Чтобы вкушать яства богов без негативных последствий и встать над предписаниями человеческих законов безнаказанно, человек сам должен стать богом.
Воображение и реальность не были полностью разделены в сознании древних греков, которое ещё недостаточно окрепло, чтобы отличить сон и от яви и реальность от вымысла. В психологическом отношении, античное сознание всё ещё оставалось наивным и детским, несмотря на всё великолепие своих доныне непревзойдённых достижений. Поэтому так называемый эфир, отделяющий профанную землю от сакральных небес, в описаниях античного мироустройства представлял собой мембрану, достаточно легко проницаемую с обеих сторон. Боги и люди свободно путешествовали из этого мира в тот и обратно. Вступали в тесные, во многом на равных, отношения. Соревновались, и даже сражались друг с другом. Причём люди нередко одерживали верх над богами. Боги оказывались подверженными чисто человеческим слабостям. Могли соврать, прихвастнуть, повести себя бесчестно, украсть. Это равенство и даже панибратство во многом явилось причиной того, что античные боги, утратившие свой авторитет, были низвергнуты, так же, как ранее были низвергнуты их предшественники - хтонический боги - в пользу новых идеалов. Общий рост индивидуального и культурного сознания вёл к повышению моральных требований и усложнению религиозных представлений.
Бог Зевс является одним из прототипов Яхве.
Прообраз Иисуса Христа легко найти в рождённом земной женщиной от верховного бога, умирающем и воскресающем Дионисе, прозванном Царём Царей.
***
В отличие от плохо закончивших Мидаса и Креза, царь Соломон и его царство всячески, в том числе финансово, процветали, вплоть до самой смерти мудрого царя.
Известно, что мудрость и богатство пришли к Соломону не сразу.
Золото потекло рекой в его карманы после того, как у него побывала в гостях царица Савская, одарившая царя полезными советами.
Соломон, получивший соответствующие инструкции, сделался эффективным руководителем, и успешно правил, пожиная обильные плоды личных и служебных достижений.
После смерти Соломона оказалось, что его знаменитые сокровища исчезли без следа, деньги из казны испарились; серьёзный внешний долг вынудил наследников Соломона расплачиваться с заимодавцами землями иудейского государства.
Проведенный аудит ясно показывает, что материальная составляющая у сокровищ древних царей напрочь отсутствует. Главной и единственной ценностью рассказов о сокровищах являются символические содержания, передающие религиозно- мистический опыт древних.
Именно в историческо-нуминозном ракурсе и следует рассматривать четверостишие Сергея Чудакова.
Древние цари и их сокровища представляют собой парад нуминозных сущностей, возникающих в динамическом становлении реципрокных отношений внешнего и внутреннего, в ходе которых обналичивается взаимозависимость грубой и тонкой реальности в форме: истории, мифологии, религии, науки, мистики, искусства, политики, психики, сознания, воображения, души, слова, тела и т.д., и т.д., и т.д.
Бесконечность и одновременность плеромических пресуществлений раскрывается в оригинальных символических образах, развиваемых человеком в долгом и трагическом процессе исторической эволюции.
Бог Яхве создал земных людей - Адама и Еву - по своему образу и подобию. Адама по образу самого Бога, Еву - по образу женской ипостаси Бога, Софии Премудрой.
Царица Савская, навестившая царя Соломона, была воплощением Софии Премудрой.
Благодаря тому, что Бог удостоил Царя Соломона высочайшей аудиенции - то есть личного благословения, - процветали и сам царь и его царство. Золото Соломона в данном случае - это распространённое символическое изображение Бога. Рассказывая о несметных богатствах Соломона, Библия сообщает, что царь был преисполнен божественной благодати, то есть был наполнен самим Богом аж до такой степени, что из него наружу переливалось, в виде драгоценного сияния и блеска. С учётом мифологического происхождения царя Соломона и его Царства, в отсутствие малейших исторических проблесков их реального существования, следует признать, что вся история мудрого царя представляет собой рассказ об очередном откровении, полученном избранным народом.
Сам Соломон Мудрый, Царство Соломона, Богатство, Золото, Могущество и Политическая Мудрость - являются воплощениями Бога Яхве, представшего перед евреями в период, когда они достигли этапа государственности, в том облике, в котором он ( Яхве) мог быть признан, воспринят, усвоен своим народом, с максимальной возможной аффектацией. Еврейский Бог живёт аффектами богоизбранного народа (что, впрочем, справедливо для любого бога любого народа).
Происхождение образа Cофии Премудрой в религиозных представлениях объясняется наглядной и поэтому хорошо осознаваемой древними людьми важной ролью женщины:
1) Женщина не только разделяет репродуктивную ответственность с мужчиной, но как бы даже и морально превалирует над ним, самоотверженно преодолевая физические тяготы беременности, которые она переносит в одиночку. Мужчина, отстранённый законами природы, помочь ей в этом не может.
2) Женщина является непосредственным участником мистерии родового акта, из которого мужчина также исключен законами природы,
3) В исторический период геникократии женщины стояли во главе еврейского народа.
Важность женского образа усиливается в Новом Завете. Бог снизошёл на землю и овладел телом земной женщины посредством Святого Духа. Жена Бога автоматически становится Богом, особенно если зачатие от Бога произошло непорочно. В тот момент когда Марией овладел Дух, она превратилась в божество. Физически находясь на земле, она фактически существовала по небесным законам. Дева Мария представляет собой вочеловечение женской ипостаси Бога ещё до рождения Иисуса Христа. Земное происхождение Марии ответственно только за её биологическое тело, необходимое для рождения Бога-человека.
Пречистая Дева Мария - Мать Сына Бога - является Женой Бога, но при этом является и Женой своего Сына, который есть не просто Сын Бога, но и сам полноценный Бог, и поэтому Богоматерь не только мать и жена Иисуса Христа, но и мать и жена самого Бога.
В православной духовной/в русской культурной традиции Богоматерь воспринимается как Пречистая Дева. Аспект её невинности и непорочности выражен сильнее, чем материнский и сексуальный аспекты. Эту ситуацию пытался переосмыслить и изменить в своём творчестве наш великий поэт А.C. Пушкин. В “Маленьких Трагедиях” Пречистая Дева в образе донны Анны - объект сексуального вожделения простого смертного, соперничающего с самим Командором за благосклонность его Жены.
То, что смертный желает овладеть женой Бога, означает, что Бог снова хочет быть рождённым в человеческом теле.
Сказав об этом в своей поэзии, Александр Пушкин выразил важную для русской души и для развития всей русской культуры интуицию. Если в первый раз инициатива вочеловечения исходила от Бога - Он спустился на землю зачать Христа в браке с земной женщиной, - то теперь человек должен сочетаться с женой Бога на земле. Иными словами: человеку предстоит ещё при своей жизни стать Богом путём (брако)сочетания с женской ипостасью Бога, при содействии святого Духа.
Собственно говоря, весь русский символизм Серебренного Века был вдохновлён одним единственным сюжетом пушкинских “Маленьких Трагедий”.
Для полноценного воплощения в человека Богу необходима земная женщина. Человеку для прижизненного воплощения в Бога требуется - небесная женщина. Для воплощение Бога в человека, и человека в Бога необходимо участия Святого Духа. ( В фильме Люка Бессона “Пятый элемент” все детали этой мистерии наглядно даны и хорошо проработаны.)
В небесной и, соответственно, в земной епархиях существует феномен, который непременно следует принимать в расчёт при всех разбирательствах духовных/психологических/культурных коллизий. Каждый Небесный фигурант имеет своего двойника в Преисподней. Всё высокое отражается в низком. Свет является источником тени. ( Cвет разума рождает чудовищ, а не его сон. Чудовища рождаются во время бодрствования, при ярком свете активного сознания, в неизбежно возникающей, при этом, тени. Во сне, уже рождённые, чудовища предстают перед спящим в пол глаза сознанием. )
Бог родил сына - Иисуса Христа, дьявол произвел на свет Антихриста. Бог создал Еву, дьявол - Лилит. Негативным Двойником Софии Премудрой ( царицы Савской ), по-видимому, является Блудница Вавилонская.
Толпы женщин с фальшивыми украшениями, своей суетой обесценивающие древние сокровища, - это современные Лилит - негативные проекции Евы. Множественное число - толпы - негативные проекции, вызванные к жизни массовой культурой, которая, используя медийные технологии, формирует толпу, тем самым, усиливает бессознательное в ущерб сознанию. Тем самым, переключает интересы - с высокого в низкий = животный = инстинктивный регистр материального потребления, что делает невозможной встречу с высокой духовной сущностью, с вытекающими отсюда последствиями - расстройством мистического брака, и срывом достижения бессмертия.
Чтобы спастись в мире насаждающем безблагодатность ( фальшивые украшения), требуется сознательное воздержание ( благодатное одиночество).
_
Click to view
_