Начало здесьУ Гореслава одна страсть была - поборы. Ежегодного оброка ему мало было, он ещё множество мелких налогов придумал: обзавёлся телегой - плати налог за то, что по княжеским дорогам ездишь; поставил печь - плати налог на дым, что княжеское небо коптит; не рожает жена детей - плати за бездетность, князю ведь новые крепостные нужны; много рожает - плати за перенаселённость, земли-то у князя не резиновые. И на косы девичьи налог был, и на лысины мужицкие, на бороды свой налог, а на бритвы свой. Неустанно мужикам думать надо было, как по миру не пойти при таком-то князе.
Вот ввёл князь Гореслав налог на колодцы, да такой, что легче от жажды умереть, чем его заплатить. Закопали крестьяне все колодцы, стали из реки воду таскать. Тогда и воду речную князь налогом обложил. Покумекали мужики, да вспомнили закон старый, что ещё при Ярожоре был принят, запрещающий мытарям в бани заходить.
Случилась при Ярожоре пара инцидентов, когда сборщики податей в бане пытались излишки найти, а там бабы мылись. Сборщики эти на несколько месяцев из строя вышли, а некоторые их органы и на всю жизнь. А как собрались баб наказывать, оказалось, что закон на их стороне. Раньше ещё Ярожор приказал закон написать против мужиков, что за девками в бане подглядывали, а в законе том ясно сказано было, что любого мужчину, что в баню зайдёт, когда женщины там моются, оные вправе лупить всем, что под руку попадётся, и даже ошпаривать кипятком. Вот это бабы с мытарями и проделали, в полном соответствии с законом. Устные запреты сборщикам в баню к бабам соваться эффекта не имели, тогда и приняли закон, вообще запрещающий мытарям заходить в бани. Вот этот закон мужики и вспомнили. С тех пор у каждого крестьянина в бане был свой колодец с водой дьюти фри.
Вот так и крутились крестьяне из года в год. Но однажды в лесах соседнего князя Льётйона появились удивительные грибы. Такие вкуснючие, что крестьянам их есть запретили, все найденные грибы в замок относить следовало. Да и в замке их толком распробовать не успели, потому как князь Льётйон жениться надумал. И отправил он мужиков грибы чудесные на свадебный стол собирать. Свадьбу сыграли пышную. Все князья окрестные на свадьбу собрались. Все грибочков удивительных отведали. Все напились. А наутро всех гостей по своим замкам развезли.
Вот тут-то и выяснилось, что вместе с вином грибочки странное воздействие на организм оказывают. Как открыли князья глаза в своих опочивальнях, везде им плесень мерещиться начала. Куда взор ни кинут, всё там плесенью покрыто. А знали князья, что с нашествием плесени огнём только бороться можно. Приказали они свои замки поджечь. Выехали сами из замков, а крестьянские дома тоже все плесенью покрыты. И посевы, и сады, и огороды. Всё жечь приказали. И князь Гореслав так же поступил.
Вот только крестьяне у него не те были, что у других князей. У других-то народ привык, что князья только разумные приказания дают, потому и выполняли всё без раздумий. Приказал князь свои дома жечь - подожгли. Приказал посевы спалить - спалили... Только Клятохолмские крестьяне, как им князь Гореслав приказал всё огню предать, соломки сырой да лапника на дорогах положили и подожгли. Дыма много было. Увидал князь, что его княжество дымом заволокло - доволен остался.
На следующее утро грибочки действовать перестали, поняли князья, что натворили, да поздно было. Крестьяне их разбрелись по свету, коль уж дома ничего не осталось, дружины к другим князьям переметнулись. Только Клятохолмские крестьяне гарь да пепел с дорог на поля смели, да и зажили, как раньше. Помогли даже князю Гореславу ход в подвалы замка откопать. Там он и поселился. А сердобольные крестьяне его подкармливали. Поняли мужики, как им с князьями повезло.