- Жил-был в Америке в конце девятнадцатого века гробовщик по имени Элмон Браун Строуджер. И стал он как-то замечать, что клиентов у него становится всё меньше и меньше. Он уже совсем было собрался подать в суд на врачей, за то, что лишают его заработка, но тут выяснилось, что врачи ни при чём, они лечат больных ничуть не лучше, чем раньше, а дело всё было в том, что телефонисткой на городской станции работала жена его конкурента, другого гробовщика, - начал как-то рассказывать Кот Админский.
- И что, она правда соединяла всех, кто звонил Строуджеру, не с ним, а со своим мужем? - усомнилась Жирафа.
- Этого мы точно не знаем, - ответил Кот Админский, - потому что Строуджер решил вопрос кардинально. Он подумал, чтобы у телефонисток не было соблазна мошенничать, надо просто очистить нашу планету от телефонисток.
- Не удивительно, - заметил Мишка, - в похоронном деле принято решать вопросы раз и навсегда. И как же он это сделал?
- Да просто изобрёл автоматическую телефонную станцию и вертящийся диск, который передавал нужный номер электрическими импульсами, так что говорить уже ничего не надо было, станция соединяла с нужным номером сама, - пояснил Кот Админский.
- Правильное решение! - одобрил Оловянный Солдатик. - А к чему ты это?
- Да к тому, что потомки этого нечестного гробовщика-конкурента решили, похоже, взять реванш, и теперь сажают этих телефонисток, где только могут.
- Каких телефонисток? Я не видела, - удивилась Жирафа.
Кот Админский посмотрел на неё как на дурочку:
- Телефонисток не видно, их слышно. Теперь ведь, в какую компанию не позвонишь или в учреждение какое, тебе автоматическая телефонистка отвечает, надо ей слова определённые говорить или кнопочки определённые нажимать, чтобы соединила с кем надо.
- Так ведь теперь телефонистка автоматическая, прогресс всё-таки, - возразил Мишка.
- Так это прогресс на уровне арифмометра с электроприводом, - парировал Кот Админский, - а мне в двадцать первом веке сподручнее считать на калькуляторе и номер набирать самому, а не беседовать с тупым роботом.
- Это всё капитализм! - не выдержал Ёжик. - Автоматическая телефонистка выгодна только капиталистам, ей зарплату платить не нужно, а на то, что трудящиеся, как в девятнадцатом веке, теряют время на разговоры с телефонистками, им наплевать.
Я вообще-то не уверен, что в девятнадцатом веке трудящиеся много звонили по телефону, но с Ёжиком о трудящихся лучше не спорить.
И Кот Админский его поддержал:
- Да в девятнадцатом веке даже лучше было! Телефонная барышня могла оказаться очень смышлёной или, в худшем случае, просто смышлёной, а таких тупых, как нынешние роботы, на работу просто не брали, так что в девятнадцатом веке соединение быстрее происходило.
- А как же им быть, если хотят, чтобы у компании был один красивый номер, а людей там много? - спросила Жирафа.
- А вот для этого человечество изобрело ещё одну гениальную вещь - добавочные номера, - пояснил Кот Админский. - Вывешиваешь на сайте, например, банка телефонный справочник, где говорится: хочешь послушать информацию по кредитам - набери или произнеси добавочный 123; хочешь поговорить со специалистом по ипотеке - набери 135; заблокировать карточку - 111. И всё! И клиенты будут довольны. Ну а для тех, кто добавочного не знает, можно и робота-телефонистку оставить. Но вообще-то так в этом мире принято, кто хочет, чтобы ему звонили, вывешивает свои телефонные номера, кто не хочет - не вывешивает. Так что, если компания не даёт номера филиалов, не даёт номера отделов и даже не даёт номера автоответчиков по конкретным вопросам, значит, не очень-то эта компания хочет, чтобы ей звонили.
- Ничего-то ты, Котик, в бизнесе не смыслишь, - вздохнул Мишка. - А как же люди услышат их замечательную рекламу, если всё автоматически будет?
- Вот я и говорю, что это потомки бесчестного гробовщика, - не смутился Кот Админский, - используют доступ к телефонной линии, чтобы впаривать свои услуги - тот же почерк.
- Ты думаешь, они все родственники? - не поняла Жирафа.
- По крови-то вряд ли, - сказал Кот Админский, - но по духу - точно! Все духовные наследники бесчестного гробовщика.
- А ведь сами-то капиталисты используют добавочные номера для звонков внутри своих компаний, - заметил Ёжик.
- Ну тогда всё ясно! - Мишка почему-то подмигнул Коту Админскому. - Капиталисты завидуют коммунистам. Ведь многие годы после революции автоматический набор номера был привилегией. Простые люди продолжали звонить через телефонисток, и только у больших начальников стояли телефоны правительственной связи с диском, который надо было вертеть, чтобы набрать номер. С тех пор правительственную телефонную связь и зовут "вертушкой". Вот я и думаю, что нынешним топ-менеджерам хочется, наверное, иногда почувствовать себя людьми большими, государственными. И сидят они такие важные в своих кабинетах перед телефонами, по которым могут прямо позвонить любому сотруднику. Тут уж можно себя хоть Брежневым вообразить, хоть Сталиным.
- Ну Мишка наш конечно шутит, - произнесла Котелаида Зигмундовна и вопросительно так на Мишку посмотрела.
А что тут спрашивать-то? Все уже и так догадались, что Мишка шутит. Но он всё же кивнул.
- Но в этой шутке есть большая доля правды, - продолжила Котелаида Зигмундовна. - Принуждение к ожиданию - очень мощный психологический инструмент, который имеет разнообразное применение. Фраза «Дождитесь, пожалуйста, ответа оператора» вовсе не безобидна. Заставляя человека беседовать с роботом-телефонисткой и ждать ответа, компании и чиновники дают ему понять, насколько он и его время ничтожны перед лицом их организации.
- Они такие коварные? - ужаснулась Жирафа. - Тогда понятно, почему в некоторые компании позвонишь, а они сначала спрашивают, из какого вы региона... Это чтобы показать, какие они большие...
- Вот вам звериный оскал капитализма, - не удержался от замечания Ёжик. - Даже на определителе номера экономят.
- Так со «Сбербанком» вообще смешно получается, - заметил Кот Админский, - их спрашиваешь про отделение на Филёвском бульваре, а телефонистка в ответ вопрошает: «Сначала назовите, пожалуйста, свой регион».
- Так они, наверное, думают, что Фили это племянник Клары Цеткин и Розы Люксембург, и в каждом городе есть бульвар его имени, - предположил Мишка.
И все тут заговорили про «Сбербанк», про то, как правильно взрослые сделали, что все счета там позакрывали...
А я так и не понял, с чего вдруг столько телефонисток развелось?