Глубоко. Особенно, если учесть, что "dead" по-английски - это "мёртвый", "Μόρος" - по-гречески означает "смерть", а сам дедушка - это злобная стихиаль, для которой наши волосатые предки оставляли под ёлкой жертву посреди зимы, порой и человеческую.
Чтобы слиняла порезче и никого лишнего с собой не унесла. Тепло ли тебе, девица?..
Это уже потом христиане в рамках борьбы с демонослужениями перевернули всё это в нефункциональный вид.
Грамотные были посоны - оставили возможность исследователям перевернуть всё обратно, чтобы посмотреть, как было.
Не то, что в европах с америками - там-то вандализм один, смотреть тошно. Стёрли всё начисто - теперь назад откатываются, к людоедству своему.
Можно уверенно предположить, что встречное бесопоклонство надёжно пресекается лишь точечным переворачиванием его ключевых смыслов. Уничтоженное же без следа бесослужение непременно отрастёт как было - по тем же причинам, по которым оно и росло с самого начала.
То есть в моём понимании в начале было хрестоматийно людоедское Морозко, требующее себе жертвы перед самыми адово холодными неделями своего сезона.
После этого пришли христиане, перевернули этот миф вверх ногами по оси "кто кому чего дарит", и заменили демона ближайшим по модулю святым.
Заодно и приурочили этот сезон к рождественским событиям - какой-то же всё-таки надо было.
Начало зимы и преддверие февральского смертельного мороза - отличный момент для того, чтобы где-то (и когда-то) там родился Тот, Кто спасёт: сохранит, возродит и воскресит. Весной и вообще¹.
А за христианами пришли большевики, которые идею с переворачиванием демонослужения одобрили,
но поменяли Николая обратно на Деда Мороза, качественно и системно прописав его всей возможной мультипликацией как добрую исконно советскую зимнюю народную стихиаль.
Не забыв при этом экранизировать даже пресловутое людоедское Морозко (вообще всю эту кунсткамеру с бабами-ягами) "с человеческими лицами". Тут не надо видеть буквального противостояния таких покемонов, как отдельных друг от друга, они так и растут - их постоянно переворачивают, но они от этого не меняются. Наш добрый дед Мороз (вместе с добрым Морозком) возник нашими усилиями, потому что так было надо нам. Теперь он такой.
В Союзе решали "невозможную" задачу - "перевернуть" обратно св. Николая до исходного вида стихиали, не переворачивая по сути (подарки до сих дарит нам он, мы не приносим жертву ему).
А злобное исходное Морозко нужно было поднять до сравнимого со святым этического уровня. На это работала половина советского кинематографа.
Иначе бы у нас в этом поле мог бы вырасти Кукулькан.
Недавно, случайно проходя мимо какой-то древледолбославной вк-группы, обнаружил в ней занятный фактоид.
В нём утверждалось, что как-то раз, после какой-то эпической победы, волосатые северные европейцы повесили в лесу десять тысяч римлян одновременно.
И что они сделали это по замечательной причине - потому что перед боем просили Одина о победе.
Если бы они победили без этого молебна, то без проблем поработили бы всех пленных, но когда эти блохастики побеждали с помощью своих свирепых богов, то не брали добычи - уничтожали её всю.
Потому что в этом случае им была нужна одна победа.
Охотник за силой должен медитировать на этот кейс постоянно.
☠️☠️☠️
Кстати, этот же комплект красивых северных обычаев включает в себя и традицию украшения внутренностями самой большой ели на районе.
Перед самыми смертоносными морозами к этой ели привязывалась т.н. "снегурочка" - жертва приближающимся из полярных областей стихиалям Ахаша. Тоже, кстати, из самых рациональных соображений - чтобы сожрали её одну и больше никого не унесли.
Это демонослужение любопытно тем, что в деактивированном через переворачивание виде практикуется до сих пор - прямо сейчас, вот опять.
В этом факте можно уясновидеть некоторый закон, согласно которому единственный надёжный способ запретить подобное сезонное демонослужение - это перевернуть в его содержании несущие отношения, но сохранить его форму и включить в таком виде в новую традицию.
Видимо, иначе этот обычай искореняется ненадёжно - наверное если просто упразднить его начисто, то он самовозрождается по естественным причинам.
По тем же, по которым и возник с самого начала например.
Интересно, что в симметричной омереканской традиции, обслуживающей более крупный цикл и посвящённой фазе засухи и эпидемий, пирамида напоминает ёлку, а в роли красной девицы фигурируют синие молодцы. Posted by Владимир Баюклин on Saturday, December 30, 2017
У северных народов есть два принципиально разных праздника:
- отмечающий преддверие январско-февральского марсианского холода и - отмечающий его "окончательное" отступление под натиском вечно возрождающегося из праха Человеколюбца, воскрешающего всё.
Есть ещё и праздник "экватора" - ритуальные бои стенка на стенку и обнуление всего лишнего в проруби. Это самое энергетически целесообразное применение и самой длинной ночи года и самому холодному дню, и празднованию Крещения.
Стоит отметить, что симметричная "самая короткая" ночь года была отведена под купальские блудогуляния - под канализацию оргиастического напряжения. Здесь просматривается та же логика - для сброса насильственных устремлений выбраны наиболее короткие и морозные дни.
Кроме того, Иван Купала в "новом" чтении совпадает с Иоанном Крестителем².
Новым Годом же может быть объявлен любой день без особого ущерба для здравого смысла. В безснежных Африках например вся эта же херомантия не менее объективно высчитывается из тамошних природных убийственных сезонных циклов.
Там всё так же, только вместо одного Морозки - пицот голодных демонов одновременно: засухи, дождя, массово мигрирующих насекомых и неведомой гусиной х*йни по всему телу.
Вот, кстати, эпизод довольно натурального языческого истинного Нового Года - "неожиданного" полного солнечного затмения в точно, до минут, высчитанный и тщательно подготовленный момент:
Обратите внимание, "папа теночтитланский" начинает свою красивую речь с упоминания засухи и чумы (мора):
These are the days of our great lament. The land thirsts. A great plague infests our crops. The scourge of sickness afflicts at whim. They say this strife has made us weak. That we have become empty. They say that we rot.
Но именно сегодня колдун как бы лично не согласен, что всё настолько хреново:
Great people of the banner of the sun… I say… we are strong. We are the people of the destiny Destined to be the masters of time…
- тут он показывает на Солнце, которое с минуты на минуту ненадолго пожрёт Крокодил; император оживляется - само мероприятие с подарками³ Кукулькану потрошённых дикарей ему давно надоело, но этот фокус он видит не каждый год. Может быть он не видел его никогда.
…Destined to be nearest to the gods⁵.
Apocalypto это кино про последний новый год тех посонов, у которых как бы таки-вырос Кукулькан.
Тот самый (the very) Гад they trusted.
Кино именно про тот момент, когда у них наконец всё сбылось.
Это было начало новой эры, миллениум. Чума и засуха закончились - Кукулькан принял жертву:
На следующий день появляются корабли конкистадоров…
Замечания:
¹ Рождество это не настолько значимый христианский праздник, насколько может показаться. У христиан всего один смыслообразующий праздник - Пасха. А прочих праздников предусмотрено на каждый день по нескольку штук.
² Эпитет Иоанна - греч. βαπτιστής - переводится как «купатель, погружатель».
Сравните: 'The Baptist got his name by drowning people for Hatchet…':
³ Приветствие злобного Морозки вида «тепло ли тебе девица/красная» имеет неожиданную параллель - все дикари, наловленные к празднику в лесу, выкрашиваются в ярко синий цвет.
Из этого следует, что подарочная девица красная по той же причине - её выкрасили например охрой⁴. Красный значит красивый. Это одно и то же слово. Это буквально так, красный - значит здоровый, годный человек. На морозе это, кстати, видно. Для мороза это истинно.
…Много краски нужно племени. Краской мажут головы новорожденным и посыпают ею умерших. Краской покрывают лица женщины, чтобы выглядеть красивее. Краской раскрашивают браслеты и бусы. Краской красят стены хижин, чтобы солнце - отец краски - всегда было с племенем, охраняло его от злых духов ночи. На краску можно выменять шкуры, мясо и оружие.Краска - богатство племени, такой же запас, как запас жира, мяса, шкур. Но если краски будет очень много, ее не станут беречь, так же, как не берегут охотники мяса, когда его слишком много. А много ли краски в земле? Может, она рождается от лучей солнца и вырастает? А может, это кровь земли? Тогда ее не так много. Если выпустить кровь из зверя, другой не будет.